Русские сочинения - Пушкин А.С. - Разное - Я жить хочу, чтоб мыслить и страдать

Я жить хочу, чтоб мыслить и страдать

«Я жить хочу, чтобмыслить и страдать»
А.С. Пушкин воплотил в своем поэтическомслове мировую гармонию,
и, хотя в нем, страстном поэте, было такмного непосредственной
жизни и любопытства к ней, что жизни он моготдаться беззаветно. Он
не только жил, но и писал.
И оттого Пушкин — самое драгоценное, чтоесть у России, самое родное
и близкое для каждого из нас; и оттого, какзаметил один исследователь
русской литературы, нам трудно говорить онем спокойно, объективно,
без восторга.
Творчество этого богопоэтанеобыкновенно разнообразно, как сама
жизнь. Любовь, ненависть, смысл бытия,стремление к свободе,
посмертная слава, муки творчества — все этостановится объектом
поэтического исследования. В своей поэзииПушкин наследовал
лучшие традиции мировой и русскойлитературы. Наиболее
выразительно это проявляется в темепредназначения поэта и поэзии.
Над вопросом о своем поэтическом наследиизадумывались все поэты
всех времен. Поэтому эпиграфом кстихотворению «Я памятник себе
воздвиг...» Пушкин не случайно выбираетначало оды Горация «Я
воздвиг памятник». Строки этого,стихотворения перекликаются со
строками Ломоносова «Я знак бессмертиясебе воздвигнул. Превыше
пирамид и крепче меди...» и с чувствамиДержавина: «Я памятник себе
воздвиг чудесный, вечный, Металлов твержеон и выше пирамид...». Но
Пушкин понимает предназначение поэта в том,чтоб, «обходя моря и
земли, глаголом жечь сердца людей».
Поэтические строки Пушкина всегда предполагают бесконечное
множество осмыслений. Перечитывая егостроки, каждый раз поновому понимаешь их содержание.
«Что же было предметом его поэзии?» — спрашивал Гоголь. И отвечал:
«Все стало предметом». Действительно, встихах Пушкина мы найдем
все: и реальные портреты времени, ифилософские размышления о
главных вопросы бытия, и портреты вечногоизменения природы и
движения человеческой души. Пушкин былбольше, чем поэт. Это был
историк, философ, политик, человек, являющийсобой эпоху.
Поэт был настоящим живописцем природы, онвоспринимал ее зорким
взглядом художника и тонким слухоммузыканта:
Унылая пора! Очей очарованье! Приятна мнетвоя прощальная краса...
Часто через символику пейзажа поэтпередает свои вольнолюбивые
порывы: Прощай, свободная стихия! Впоследний раз передо мной Ты
катишь волны голубые И блещешь гордоюкрасой.
Именно в стихотворении «К морю» Пушкинассоциирует образ моря с
неспокойной бурной стихией, со «свободнойстихией» борьбы.
Другое настроение воплощено встихотворении «Я помню чудное
мгновенье». В нем Пушкин рассказывает нетолько о своей любви, но и
о том, как его жизнь повлияла на это чувство:"… Звучал мне долго
голос нежный, И снились милые черты".Стихотворение построено на
сопоставлении двух образов: любви и жизни.Жизнь идет своим
чередом «в глуши, во мраке заточенья»,но любовь — это божество и
вдохновенье, которые торжествуют наджизнью. Или — другая тема.
Тема смерти. Всегда в его творчествесовершается пир во время чумы,
всегда одновременно кто-нибудь пирует и кто-нибудьумирает, цепь
жизнь-смерть непрерывна. «Эта чернаятелега имеет право всюду
разъезжать». И на одном из этихпразднеств, окаймленных черной
смертью, Пушкин над нею смеется,дерзновенно славит Царствие чумы
и раскрывает глубины обезумевшего сердца:
Есть упоение в бою, И бездны мрачной на краю,И в разъяренном
океане Средь грозных волн и бурной тьмы, И варавийском урагане, И
в дуновении чумы! — Все, все, что гибельюгрозит, Для сердца
смертного таит Неизъяснимы наслажденья,Бессмертья, может быть
залог.
Вся поэзия Пушкина является оправданиемБога, творца, оправданием
добра. И это ее назначение сказывается и всамой форме, в самих
звуках его стихотворений. Не толькоопределенные сюжеты и общий
строй его песен, но и сами они как песни,даже отдельные тона их,
ласкающие сердце, уже примиряют с природойи жизнью.
Пушкин «видел и внимал» всю окружающуюжизнь. Его произведения
именно поэтому так близки многим читателем.Он смог «жить, чтоб
мыслить и страдать», и, читая его строки,мы мыслим и страдаем вместе
с Пушкиным.