Русские сочинения - Пушкин А.С. - Разное - Земли родной минувшая судьба. (Исторические произведения А. С. )

Земли родной минувшая судьба. (Исторические произведения А. С. )

«Земли родной минувшаясудьба». (Исторические произведения А. С.)
Тема исторического прошлого родины всегдаволновала Пушкина, как
поэта, так и прозаика. Им были созданы такиепроизведения, как
«Песнь о вещем Олеге», «Бородинскаягодовщина», «Полтава», «Медный
всадник», «Борис Годунов».
«История Пугачевского бунта» и конечноже «Капитанская дочка». Все
эти произведения описывают разныеисторические события, разные
исторические эпохи: начиная сполулегендарных событий, описанных в
древнерусском памятнике «Повестьвременных лет», заканчивая совсем
еще свежими в памяти поэта и егосовременников событиями
Отечественной войны 1812 года.
Одно из первых таких произведений — «Песньо вещем Олеге»,
написанная в 1822 году, в котором даетсяпоэтическая версия автора о
кончине великого русского князя,прославившегося своими удачными
военными походами и победами над сильнымиврагами, в частности,
над Византией: «Твой щит на вратахЦареграда». Тема торжества
русского оружия, героизма русского народа,победителя и
освободителя, ярко и сильно звучит впроизведениях, посвященных
Отечественной войне 1812 года. Как прекрасныстроки седьмой главы
«Евгения Онегина», воспевающие подвигМосквы
Напрасно ждал Наполеон, Последним счастьемупоенный, Москвы
коленопреклоненной С ключами старогоКремля; Нет, не пошла
Москва моя. К нему с повинной головою.
В строках стихотворения «Воспоминания вЦарском Селе» перед нами
встают прославившиеся в боях «Перункагульских берегов» Румянцев,
«вождь полунощного флага» Орлов. Этойже теме посвящено
стихотворение «Бородинская годовщина»,написанное в 1831 году по
поводу взятия предместья Варшавы. Одно изцентральных мест в
творчестве Пушкина занимает образ Петра 1.Пушкин видел в образе
Петра 1 образцового правителя государства.Он пишет в поэме
«Полтава»:
Была та смутная пора, Когда Россия молодая,В бореньях силы
напрягая, Мужала с гением Петра.
Похожие мысли встречаются и в «Медномвсаднике», где он говорит о
славном правлении Петра, называя его «властелиномсудьбы»,
поднявшем «Россию на дыбы» ипрорубившем «окно в Европу».
Неоконченное произведение «Арап ПетраВеликого» продолжает эту
тему. В этом произведении поэт рассказываетнам о своем предке,
прадеде Ибрагиме Ганнибале.
В драме «Борис Годунов» обращаетсяПушкин к иной эпохе, эпохе
смутного времени. Это был период тяжелейшихиспытании для России.
Драма «Борис Годунов» — в определенномсмысле новаторское
произведение, в котором народ показандвижущей силой истории. В
этом произведении автор, предвосхищая Достоевского,развенчивает
теорию, что якобы цель оправдывает средства.Оба — и царь Борис, и
Раскольников -совершают преступления,оправдывая себя «благими
намерениями», забывая, что именно имивымощена дорога в ад.
«Капитанская дочка» — наиболеезначительное историческое
произведение Пушкина по объемуисследовательской работы, которую
проделал автор. «Капитанскую дочку»автор написал, работая над
«Историей Пугачевского бунта» -документальнымпроизведением с
массой свидетельств, характеризующихожесточение
противоборствующих сторон. Но «Капитанскаядочка» — это
художественное произведение. На разницуэтих двух произведений
указывала Марина Цветаева в эссе «МойПушкин», по-своему
оригинально проведя границу между понятиемреализма и романтизма.
Пушкин-исследователь знаеткровавую цену восстания со всеми
ужасающими подробностями. Пушкин-поэтпомнит о ней, устами
Швабрина пугая Машу участью ЕлизаветыХарловой. Помним о ней и
мы, думая о возможности Гринева отправиться,как и его прототип,
сержант Кармицкий, с камнем на шее «внизпо Яику». Эту поэтизацию,
этот романтический ореол вокруг Пугачева,созданный Пушкиным,
Марина Цветаева назвала словом «чара».
В повести «Капитанская дочка» Пушкинвпервые разработал новый
эпический жир — жанр исторической повести,исторического романа.
Отдавая дань поэту, наш современник ДавидСамойлов так напишет об
этом удивительном произведении:Крестьянский бунт, Начало русской
прозы, Не свифтов смех, Не вертеровы слезы, Азаячий тулупчик
Лугача, Насильно снятый с барского плеча.
«Капитанская дочка» является началомрусской исторической прозы.
Без нее не было бы «Тараса Бульбы» Н.В.Гоголя, «Войны имира»Л.Н.
Толстого, «Петра 1» А.Н. Толстого.