Русские сочинения
-
Радищев А.Н.
-
Путешествие из Петербурга в Москву
-
Изображение народа и о6разы в произведении “Путешествие из Петербурга в Москву” Радищева
Изображение народа и о6разы в произведении “Путешествие из Петербурга в Москву” Радищева
Изображение народа и о6разыв произведении “Путешествие из Петербургав Москву” РадищеваРоман А.Радищева “Путешествие изПетербурга в Москву” — одно из самыхзначительных явлений русской литературывосемнадцатого века. Он написан впопулярном тогда жанре “путешествия”,открыл который Л.Стерн, основательсентиментализма. Радищев в своей оценкечеловека вообще следовал за писателями-сентименталистамии писал, что человека отличает от зверяименно способность к сочувствию.Сочувствие, сострадание — главные эмоцииповествователя в романе: “Я взглянулокрест меня — душа мая страданиямичеловечества уязвлена стала”.
Чему же сострадает повествователь?Положению народа. Роман дает широкуюпанораму жизни крепостного крестьянства. ИРадищева возмущает даже не столькобедность и тяжелейший труд крестьян,сколько то, что они, как крепостные, лишенысвободной воли, юридически бесправны. “Крестьянинв законе мертв”, — пишет Радищев. Причеммертв только тогда, когда требуется защитазакона. Об этом говорит глава “Зайцево”. Напротяжении многих лет жестокий помещик иего семья истязали крестьян, и никогданикто не вступился за несчастных. Когда жевыведенные из терпения крестьяне убилиизверга, закон вспомнил о них, и они былиприговорены к казни.
Участь крестьянина страшна: “И жребийзаклепанного во узы, и жребий заключённогов смрадной темнице, и жребий вола в ярме”.Но повествователь, воспитанный на идеяхпросвещения, утверждает равенство всехлюдей. Но крестьяне в большинстве своемпросто по-человечески лучше помещиков.Помещики в романе Радищева почти все —отрицательные персонажи, нелюди. Нравы жекрестьян здоровы и естественны, они незаражены искусственной цивилизацией. Этоособенно ясно видно при сравнениигородских и деревенских девушек: “Посмотрите,как все члены у моих красавиц круглы, рослы,не искривлены, не испорчены. Вам смешно, чтоу них ступни в пять. вершков, а может быть, ив шесть. Ну, любезная моя племянница, стрехвершковой твоею ножкою, стань с нимирядом и бегите взапуски, кто скореедостигнет высокой березы, по конец лугастоящей?”.
Деревенские красавицы здоровы идобродетельны, а у городских “на щекахрумяна, на сердце румяна, на совести румяна,на искренности… сажа”.
Главная заслуга Радищева и главное егоотличие от большинства обличительнойлитературы восемнадцатого века состоит втом, что он не сетует на отдельныеотрицательные примеры, а осуждает сампорядок вещей, существование крепостногоправа:
Покоя рабского под сенью Плодов златых невозрастет; Где все ума претит стремленью,Великость там не прозябет.
Своеобразие “Путешествия из Петербурга вМоскву” состоит в том, что Радищев, взявформу “путешествия”, наполнил ееобличительным содержанием. Чувствительныйгерой сентиментальной литературы, хотя испособен на сострадание, стремится уйти отзла этого мира в себя, а повествователь из “Путешествияиз Петербурга в Москву” озабоченобщественными вопросами и стремитсяслужить общественному благу.
“Путешествие из Петербурга в Москву” —первый русский идеологический роман, гдеставятся не столько художественные,сколько политические задачи. В этом егосвоеобразие и значение для всей нашейлитературы.
Чему же сострадает повествователь?Положению народа. Роман дает широкуюпанораму жизни крепостного крестьянства. ИРадищева возмущает даже не столькобедность и тяжелейший труд крестьян,сколько то, что они, как крепостные, лишенысвободной воли, юридически бесправны. “Крестьянинв законе мертв”, — пишет Радищев. Причеммертв только тогда, когда требуется защитазакона. Об этом говорит глава “Зайцево”. Напротяжении многих лет жестокий помещик иего семья истязали крестьян, и никогданикто не вступился за несчастных. Когда жевыведенные из терпения крестьяне убилиизверга, закон вспомнил о них, и они былиприговорены к казни.
Участь крестьянина страшна: “И жребийзаклепанного во узы, и жребий заключённогов смрадной темнице, и жребий вола в ярме”.Но повествователь, воспитанный на идеяхпросвещения, утверждает равенство всехлюдей. Но крестьяне в большинстве своемпросто по-человечески лучше помещиков.Помещики в романе Радищева почти все —отрицательные персонажи, нелюди. Нравы жекрестьян здоровы и естественны, они незаражены искусственной цивилизацией. Этоособенно ясно видно при сравнениигородских и деревенских девушек: “Посмотрите,как все члены у моих красавиц круглы, рослы,не искривлены, не испорчены. Вам смешно, чтоу них ступни в пять. вершков, а может быть, ив шесть. Ну, любезная моя племянница, стрехвершковой твоею ножкою, стань с нимирядом и бегите взапуски, кто скореедостигнет высокой березы, по конец лугастоящей?”.
Деревенские красавицы здоровы идобродетельны, а у городских “на щекахрумяна, на сердце румяна, на совести румяна,на искренности… сажа”.
Главная заслуга Радищева и главное егоотличие от большинства обличительнойлитературы восемнадцатого века состоит втом, что он не сетует на отдельныеотрицательные примеры, а осуждает сампорядок вещей, существование крепостногоправа:
Покоя рабского под сенью Плодов златых невозрастет; Где все ума претит стремленью,Великость там не прозябет.
Своеобразие “Путешествия из Петербурга вМоскву” состоит в том, что Радищев, взявформу “путешествия”, наполнил ееобличительным содержанием. Чувствительныйгерой сентиментальной литературы, хотя испособен на сострадание, стремится уйти отзла этого мира в себя, а повествователь из “Путешествияиз Петербурга в Москву” озабоченобщественными вопросами и стремитсяслужить общественному благу.
“Путешествие из Петербурга в Москву” —первый русский идеологический роман, гдеставятся не столько художественные,сколько политические задачи. В этом егосвоеобразие и значение для всей нашейлитературы.