Русские сочинения
-
Распутин В.Г.
-
Пожар
-
Драма народной жизни в повести «Прощание с Матерой» и «Пожар»
Драма народной жизни в повести «Прощание с Матерой» и «Пожар»
Валентин Распутин родом из Сибири. Он родился в поселке Усть-Уда, что стоит на Ангаре, на полпути между Иркутском и Братском. В тех краях Распутин учился, сначала в школе, затем в Иркутском университете, здесь стал журналистом. Первые очерки и рассказы написаны молодым Распутиным в итоге корреспондентской работы. Валентин Распутин любит родину. Он не представляет себе жизни без Сибири, без трескучих морозов, без слепящего глаза солнца. В произведениях писателя раскрывается таежная романтика, единство людей с природой. Он изображает характеры, завораживающие своей силой, первозданностью. Своих героев писатель нашел в сибирских селениях. Такие повести как «Последний срок» (1970), «Деньги для Марии» (1967) написаны на материале сибирской деревни.
Высокие нравственные проблемы добра и справедливости, чуткости и щедрости человеческого сердца, чистоты и откровенности между людьми волнуют В.Распутина. В 1976 году была написана повесть «Прощание с Матерой». Она интересна тем, что в ней поднимается проблема бытия человека на Земле, проблема жизни поколений, которые, сменяя друг друга, не должны потерять связей.
Повесть эта — своеобразная драма народной жизни. Здесь речь идет о человеческой памяти и верности роду своему. Совершенно реальные ситуации и характеры старой и новой деревни стали поводом для размышлений автора о нашей современной жизни.
В результате интенсивного использования природных ресурсов, скопления химических и ядерных отходов, всеобщей механизации и автоматизации, небрежного обращения с землей разрушается все живое на нашей планете. Одновременно расшатываются и рушатся нравственные устои самого человека, который забывает о своих корнях, о единстве с природой, постепенно лишается чуткости и доброты, перестает сопереживать чужим бедам. Не до них, — лишь бы самому выжить.
А ведь память любого человека навсегда связана с тем местом, где он родился, где прошло его детство, юность, где он научился понимать жизнь. Но сейчас мало осталось людей, которые с раннего детства до поздней старости живут на одном месте. Появляются новые города и поселки, старые разрушаются. Частая смена места жительства, отсутствие родины приводят к ощущению зыбкости настоящего, а вместе с ним и будущего. Меняются и характер человека, его привычки, наклонности.
Валентин Распутин не может остаться равнодушным к таким явлениям, как загрязнение рек, озер, вырубка лесов, создание большого количества вредных промышленных предприятий.
На примере одной деревни, которая после ввода в действие ГЭС должна уйти под воду, писатель показывает страшные последствия подобных преобразований: затапливаются плодороднейшие земли, на которых веками сеяли и собирали хлеб, луга, пастбища, леса. Никогда больше не увидят жители Матеры «раздолья и богатства, и красоты, и дикости» своего острова. Уйдет все под воду, и даже нельзя будет найти места, где стояла их деревня.
А ведь здесь всегда была плодородная земля, где каждый год собирали столько зерна, что хватало и самим, и соседям.
оседям. Жители целой деревни, родившиеся в Матере, выросшие и состарившиеся, вынуждены уехать в совершенно новое чужое место, а ведь в старости так тяжело что-либо менять. И все это только из-за какой-то плотины, которая никогда не возместит ущерба, причиненного земле.
Молодежи легче. Она спокойно уезжает в город, в совхоз, чтобы там продолжить свою жизнь, не понимая, что, теряя Матеру, вместе с ней теряет частичку себя; безвозвратно уходит что-то чистое, светлое из души. Так, на пример, Петруха сам поджигает свою избу, чтобы получить за нее деньги и уехать в город. Он не испытывает чувства жалости, привязанности к родному дому. Только потом, в конце жизни, такие, как Петруха. поймут, чем на самом деле была для них Матера.
Старики боятся перемен, «не зная, что ждет впереди. На Матере им все знакомо, обжито, проторено, тут даже и смерть среди своих виделась собственными глазами ясно и просто…».
Старуха Дарья — главный идейный персонаж повести. Ее устами произнесены главные слова повести: «Правда в памяти. У кого нет памяти, у того нет жизни». Эта женщина является некоей хранительницей вечности. Дарья — истинный национальный характер. Писатель наделяет ее положительными чертами, простой и незатейливой речью.
Дарья боится уехать в совхоз даже к своему родному сыну. Ее пугает новая жизнь. Каждый раз, когда Павел приезжает в гости, мать выспрашивает у него о жизни на новом месте. Она не может представить себе баню на несколько человек, воду в подполе. Дарья не знает, что будет делать в совхозе среди чужих людей, и поэтому с радостью проводит последние дни на острове в кругу своих соседок.
Все разговоры жителей Матеры сводятся к одному: переезд из деревни неизбежен. Почему же все это происходит? Развитие цивилизации, ускорение технического прогресса требуют этого? А может, это происходит из-за того, что люди совесть потеряли? Дарья так говорит об этом: «Раньше ее видать было, то ли есть она, то ли нету. Кто с ей — совестливый, кто без ее — бессовестный. Теперь холера разберет, все сошлось в одну кучу — что то, что другое».
Повесть исполнена символики: в Матере мы угадываем символ жизни, саму нашу землю; в Дарье — хранительницу этой жизни, мать. «Прощание с Матерой» — предупреждение об опасности, грозящей матери-земле, «подобно острову», затерявшемуся «в космическом океане». В повести много других символических образов: это и образ избы, которую Дарья обряжает как покойника перед сожжением; это и туман, который прячет остров. Читателю совершенно понятна решимость Дарьи и ее подруг не расставаться с Матерой и разделить ее судьбу.
Острая публицистичность, апокалиптичность мировосприятия свойственны повести. Центральная тема несет в себе поистине библейскую трагичность. Содержание произведения и его финал сложны для воспрития, — есть основания для различных интерпретаций.
Не только талант писателя сказался в этой работе, но и глубокая личная я тем конкретным сюжетом, который лег в основу повести. Деревня его детства Атамановка самаоказалась на дне Братского моря.
оказалась на дне Братского моря. Писатель очень любил свою деревню. Да и как не любить место, где ты родился? Красота родного края, очарование сибирской природы питают Распутина-художника. Язык Распутина отличается точностью и ясностью высказываний, а самое главное — простотой, которая помогла писателю в воссоздании подлинно народной жизни.
Повесть Распутина «Пожар» — это как бы продолжение темы, поднятой в «Прощании с Матерой». Здесь перед нами как раз тот поселок, куда переехали люди из затопленных деревень, люди, оторвавшиеся от своих корней, лишенные связи с землей. И вот происходит чрезвычайное событие в поселке Сосновка — пожар на складе. Сам поселок «бивачного типа», люди там «остановились переждать непогоду, отдохнуть, да так и застряли». Но народ все время находился в ожидании, что вот-вот надо будет уезжать, и не обустраивался.
Между тем шли годы, а поселок плавал в грязи из-за отсутствия тротуаров и из-за того, что никто не собирался здесь обустраиваться и не посадил даже деревце или кустик около дома. Поселок собрался из жителей нескольких затопленных деревень. Люди работали на лесоповале. Привыкнув только разрушать природу, уничтожать ее, они перестали заботиться о чем-либо, махнули на все рукой.
Главный герой повести Иван Петрович — честный, работящий, неглупый человек. Он трудится сначала в Егоровке, потом, после затопления, не уезжает в город, к детям, а живет в поселке Сосновка, отдавая все свое время работе. Казалось бы, нормальный гражданин, с таких пример надо брать. Но он не выступает против подлости, воровства, царящих в поселке. Только иногда он вставал на собраниях и, «западая голосом, страшно нервничая и ненавидя себя, начинал говорить», считая, что все это напрасно. Иван Петрович пытается убедить себя, что «молчание —это тоже метод действия и убеждения». Он свыкся с окружающей жизнью, ему трудно заставить себя выступать против руководства.
Иван Петрович — смертельно уставший от жизни человек. Он хочет найти какое-то тихое, укромное местечко и там отдохнуть, не видеть этого кошмара вокруг. В Сосновке «правили» архаровцы, и никто не перечил им, хотя, объединившись, жители поселка могли бы им противостоять. Сами люди изменились с тех пор, как пришлось переселиться из зоны затопления. В них что-то сломалось. Они стремятся лишь зарабатывать деньги. Их не интересует, что будет после того, как они уедут.
Архаровцы в повести — явление символическое. Именно такие, как они, на протяжении 70 лет уничтожали материальные и духовные ценности народа, терявшего представления о добре и зле, о справедливости и беззаконии. Труд для архаровцев — только средство наживы для веселой, легкой жизни. Эти люди берут у природы все, что можно, безжалостно уничтожая ее. «А мы еще считаем века, которые миновали от первобытности, века-то миновали, а в душе она совсем рядом», — замечает писатель. Но первобытный человек все же уважал природу, а в наше время этого чувства не осталось.
Жизнь, которую ведут люди в Сосновке, калечит их нравственно.
венно. Распутин пишет, что раньше большинство стремились к добру, а теперь все как бы развернулось и пошло назад, ко злу. В повести хорошо прослеживаются два взаимосвязанных процесса: уничтожение природы и разложение личности. Но, может быть, это обратимые процессы, и если мы восстановим природу, то, возможно, восстановится нравственность. От этого зависит и жизнь человечества вообще. Только вот разрушать гораздо легче и быстрее, чем восстанавливать.
Писатель верит в наш народ и надеется на то, что еще не все потеряно: не полностью разложились души людей, и земля не погибла, не перестала родить. «Разогреется солнышко — и опять… вынесет она все свое хозяйство в зелени и цвету и представит для уговорных трудов». Земля пока прощает человека. Но все-таки не стоит испытывать ее терпения…
В конце повести перед нами символическая картина: «…Идет по весенней земле маленький, заблудившийся человек, отчаявшийся найти свой дом, и вот зайдет он сейчас за перелесок и скроется навсегда». Человек, потерявший свою родину, свой дом, не сможет долго жить. Земля кормит нас, одевает, спасает от холода, дарит радость. Ее силу, поддержку чувствует каждый. Она сама — уникальное явление во Вселенной, редкое чудо. «Что ты есть, молчаливая наша земля, доколе молчишь ты?» Если все оставить по прежнему, она стряхнет с себя человечество. Ни в коем случае нельзя допустить этого.
Распутин призывает одуматься, осмотреться кругом, решить, что важнее: личное обогащение, бездумная жизнь или здоровье и процветание планеты. А решив, начинать действовать разумно. К этому же призывают ученые всего мира. Об этом пишут не только экологи, но и специалисты самых разных областей знаний: происходит сдвиг магнитного поля Земли, общий перегрев планеты, ежегодно природные катаклизмы уносят жизни многих людей и животных.
* … ни птица, ни ива слезы не прольет,
* Если сгинет с земли человеческий род.
Произведениям Валентина Распутина сопутствует огромный успех. Он лауреат Государственной премии, писатель, всеми замеченный и прочитанный, переведенный на десятки языков мира. И в этом залог перемен к лучшему в сознании людей. Валентин Распутин всем, что написал, убеждает нас, что в человек есть свет, и погасить его трудно!
Высокие нравственные проблемы добра и справедливости, чуткости и щедрости человеческого сердца, чистоты и откровенности между людьми волнуют В.Распутина. В 1976 году была написана повесть «Прощание с Матерой». Она интересна тем, что в ней поднимается проблема бытия человека на Земле, проблема жизни поколений, которые, сменяя друг друга, не должны потерять связей.
Повесть эта — своеобразная драма народной жизни. Здесь речь идет о человеческой памяти и верности роду своему. Совершенно реальные ситуации и характеры старой и новой деревни стали поводом для размышлений автора о нашей современной жизни.
В результате интенсивного использования природных ресурсов, скопления химических и ядерных отходов, всеобщей механизации и автоматизации, небрежного обращения с землей разрушается все живое на нашей планете. Одновременно расшатываются и рушатся нравственные устои самого человека, который забывает о своих корнях, о единстве с природой, постепенно лишается чуткости и доброты, перестает сопереживать чужим бедам. Не до них, — лишь бы самому выжить.
А ведь память любого человека навсегда связана с тем местом, где он родился, где прошло его детство, юность, где он научился понимать жизнь. Но сейчас мало осталось людей, которые с раннего детства до поздней старости живут на одном месте. Появляются новые города и поселки, старые разрушаются. Частая смена места жительства, отсутствие родины приводят к ощущению зыбкости настоящего, а вместе с ним и будущего. Меняются и характер человека, его привычки, наклонности.
Валентин Распутин не может остаться равнодушным к таким явлениям, как загрязнение рек, озер, вырубка лесов, создание большого количества вредных промышленных предприятий.
На примере одной деревни, которая после ввода в действие ГЭС должна уйти под воду, писатель показывает страшные последствия подобных преобразований: затапливаются плодороднейшие земли, на которых веками сеяли и собирали хлеб, луга, пастбища, леса. Никогда больше не увидят жители Матеры «раздолья и богатства, и красоты, и дикости» своего острова. Уйдет все под воду, и даже нельзя будет найти места, где стояла их деревня.
А ведь здесь всегда была плодородная земля, где каждый год собирали столько зерна, что хватало и самим, и соседям.
оседям. Жители целой деревни, родившиеся в Матере, выросшие и состарившиеся, вынуждены уехать в совершенно новое чужое место, а ведь в старости так тяжело что-либо менять. И все это только из-за какой-то плотины, которая никогда не возместит ущерба, причиненного земле.
Молодежи легче. Она спокойно уезжает в город, в совхоз, чтобы там продолжить свою жизнь, не понимая, что, теряя Матеру, вместе с ней теряет частичку себя; безвозвратно уходит что-то чистое, светлое из души. Так, на пример, Петруха сам поджигает свою избу, чтобы получить за нее деньги и уехать в город. Он не испытывает чувства жалости, привязанности к родному дому. Только потом, в конце жизни, такие, как Петруха. поймут, чем на самом деле была для них Матера.
Старики боятся перемен, «не зная, что ждет впереди. На Матере им все знакомо, обжито, проторено, тут даже и смерть среди своих виделась собственными глазами ясно и просто…».
Старуха Дарья — главный идейный персонаж повести. Ее устами произнесены главные слова повести: «Правда в памяти. У кого нет памяти, у того нет жизни». Эта женщина является некоей хранительницей вечности. Дарья — истинный национальный характер. Писатель наделяет ее положительными чертами, простой и незатейливой речью.
Дарья боится уехать в совхоз даже к своему родному сыну. Ее пугает новая жизнь. Каждый раз, когда Павел приезжает в гости, мать выспрашивает у него о жизни на новом месте. Она не может представить себе баню на несколько человек, воду в подполе. Дарья не знает, что будет делать в совхозе среди чужих людей, и поэтому с радостью проводит последние дни на острове в кругу своих соседок.
Все разговоры жителей Матеры сводятся к одному: переезд из деревни неизбежен. Почему же все это происходит? Развитие цивилизации, ускорение технического прогресса требуют этого? А может, это происходит из-за того, что люди совесть потеряли? Дарья так говорит об этом: «Раньше ее видать было, то ли есть она, то ли нету. Кто с ей — совестливый, кто без ее — бессовестный. Теперь холера разберет, все сошлось в одну кучу — что то, что другое».
Повесть исполнена символики: в Матере мы угадываем символ жизни, саму нашу землю; в Дарье — хранительницу этой жизни, мать. «Прощание с Матерой» — предупреждение об опасности, грозящей матери-земле, «подобно острову», затерявшемуся «в космическом океане». В повести много других символических образов: это и образ избы, которую Дарья обряжает как покойника перед сожжением; это и туман, который прячет остров. Читателю совершенно понятна решимость Дарьи и ее подруг не расставаться с Матерой и разделить ее судьбу.
Острая публицистичность, апокалиптичность мировосприятия свойственны повести. Центральная тема несет в себе поистине библейскую трагичность. Содержание произведения и его финал сложны для воспрития, — есть основания для различных интерпретаций.
Не только талант писателя сказался в этой работе, но и глубокая личная я тем конкретным сюжетом, который лег в основу повести. Деревня его детства Атамановка самаоказалась на дне Братского моря.
оказалась на дне Братского моря. Писатель очень любил свою деревню. Да и как не любить место, где ты родился? Красота родного края, очарование сибирской природы питают Распутина-художника. Язык Распутина отличается точностью и ясностью высказываний, а самое главное — простотой, которая помогла писателю в воссоздании подлинно народной жизни.
Повесть Распутина «Пожар» — это как бы продолжение темы, поднятой в «Прощании с Матерой». Здесь перед нами как раз тот поселок, куда переехали люди из затопленных деревень, люди, оторвавшиеся от своих корней, лишенные связи с землей. И вот происходит чрезвычайное событие в поселке Сосновка — пожар на складе. Сам поселок «бивачного типа», люди там «остановились переждать непогоду, отдохнуть, да так и застряли». Но народ все время находился в ожидании, что вот-вот надо будет уезжать, и не обустраивался.
Между тем шли годы, а поселок плавал в грязи из-за отсутствия тротуаров и из-за того, что никто не собирался здесь обустраиваться и не посадил даже деревце или кустик около дома. Поселок собрался из жителей нескольких затопленных деревень. Люди работали на лесоповале. Привыкнув только разрушать природу, уничтожать ее, они перестали заботиться о чем-либо, махнули на все рукой.
Главный герой повести Иван Петрович — честный, работящий, неглупый человек. Он трудится сначала в Егоровке, потом, после затопления, не уезжает в город, к детям, а живет в поселке Сосновка, отдавая все свое время работе. Казалось бы, нормальный гражданин, с таких пример надо брать. Но он не выступает против подлости, воровства, царящих в поселке. Только иногда он вставал на собраниях и, «западая голосом, страшно нервничая и ненавидя себя, начинал говорить», считая, что все это напрасно. Иван Петрович пытается убедить себя, что «молчание —это тоже метод действия и убеждения». Он свыкся с окружающей жизнью, ему трудно заставить себя выступать против руководства.
Иван Петрович — смертельно уставший от жизни человек. Он хочет найти какое-то тихое, укромное местечко и там отдохнуть, не видеть этого кошмара вокруг. В Сосновке «правили» архаровцы, и никто не перечил им, хотя, объединившись, жители поселка могли бы им противостоять. Сами люди изменились с тех пор, как пришлось переселиться из зоны затопления. В них что-то сломалось. Они стремятся лишь зарабатывать деньги. Их не интересует, что будет после того, как они уедут.
Архаровцы в повести — явление символическое. Именно такие, как они, на протяжении 70 лет уничтожали материальные и духовные ценности народа, терявшего представления о добре и зле, о справедливости и беззаконии. Труд для архаровцев — только средство наживы для веселой, легкой жизни. Эти люди берут у природы все, что можно, безжалостно уничтожая ее. «А мы еще считаем века, которые миновали от первобытности, века-то миновали, а в душе она совсем рядом», — замечает писатель. Но первобытный человек все же уважал природу, а в наше время этого чувства не осталось.
Жизнь, которую ведут люди в Сосновке, калечит их нравственно.
венно. Распутин пишет, что раньше большинство стремились к добру, а теперь все как бы развернулось и пошло назад, ко злу. В повести хорошо прослеживаются два взаимосвязанных процесса: уничтожение природы и разложение личности. Но, может быть, это обратимые процессы, и если мы восстановим природу, то, возможно, восстановится нравственность. От этого зависит и жизнь человечества вообще. Только вот разрушать гораздо легче и быстрее, чем восстанавливать.
Писатель верит в наш народ и надеется на то, что еще не все потеряно: не полностью разложились души людей, и земля не погибла, не перестала родить. «Разогреется солнышко — и опять… вынесет она все свое хозяйство в зелени и цвету и представит для уговорных трудов». Земля пока прощает человека. Но все-таки не стоит испытывать ее терпения…
В конце повести перед нами символическая картина: «…Идет по весенней земле маленький, заблудившийся человек, отчаявшийся найти свой дом, и вот зайдет он сейчас за перелесок и скроется навсегда». Человек, потерявший свою родину, свой дом, не сможет долго жить. Земля кормит нас, одевает, спасает от холода, дарит радость. Ее силу, поддержку чувствует каждый. Она сама — уникальное явление во Вселенной, редкое чудо. «Что ты есть, молчаливая наша земля, доколе молчишь ты?» Если все оставить по прежнему, она стряхнет с себя человечество. Ни в коем случае нельзя допустить этого.
Распутин призывает одуматься, осмотреться кругом, решить, что важнее: личное обогащение, бездумная жизнь или здоровье и процветание планеты. А решив, начинать действовать разумно. К этому же призывают ученые всего мира. Об этом пишут не только экологи, но и специалисты самых разных областей знаний: происходит сдвиг магнитного поля Земли, общий перегрев планеты, ежегодно природные катаклизмы уносят жизни многих людей и животных.
* … ни птица, ни ива слезы не прольет,
* Если сгинет с земли человеческий род.
Произведениям Валентина Распутина сопутствует огромный успех. Он лауреат Государственной премии, писатель, всеми замеченный и прочитанный, переведенный на десятки языков мира. И в этом залог перемен к лучшему в сознании людей. Валентин Распутин всем, что написал, убеждает нас, что в человек есть свет, и погасить его трудно!