Русские сочинения
-
Распутин В.Г.
-
Разное
-
Особенности проблематики одного из произведений В.Распутина.
Особенности проблематики одного из произведений В.Распутина.
Особенности проблематики одного из произведений В.Распутина.
Всему миру известны повести и рассказы В. Распутина «Уроки французского», «Последний срок», «Живи и помни», «деньги
для Марии» и другие. Повесть «Прощание с Матёрой» — в ряду этих произведений. Она представляет собой печальное слово
памяти по сибирской деревне, уходящей под воду. В повести и присутствуют и глубокие личные переживания автора. Сибирская
деревня Аталанка, где писатель провел свои детские годы, тоже оказалась на дне Братского моря.
В произведении присутствуют реальные факты. Автор описывает затопление острова и расположенной на нем деревни Матёра в
результате строения на Ангаре новой гидроэлектростанции. Писатель ставит в своем произведении важнейшие проблемы:
отношение человека и природы, историческая память, роль и место человека в ряду ушедших и будущих поколений.
Уже с самого начала произведения мы встречаемся с описанием природы: идет весна, несущая вечное обновление жизни. «И
опять наступила весна, своя в своем нескончаемом ряду…» Так было много раз, так было всегда. Но теперь все изменилось, и
эта весна – последняя для Матёры.
В напряженных размышлениях и поступках героев автор показывает, как неожиданно ворвавшееся в жизнь людей событие меняет
их характеры, открывает самые сокровенные уголки их души. Отношение к затопляемой деревне, к частичке родной земли
показывает нравственность в человеке, его чувство к исторической памяти. В этом суть тревожных раздумий писателя. Это
событие высвечивает целую гамму характеров. Для людей, которые прибыли на остров с целью вести подготовительные работы к
затоплению, эта земля – чужая. У них нет чувства грусти от того, что под воду уходит прекрасная деревня, у них нет и
сочувствия к горю стариков и старух, переселяемых с родной земли. Более того, именно с уничтожения сельского кладбища
начинается «санитарная очистка» острова.
И сами жители Матёры относятся к ее трагической судьбе по-разному. Пьяница Петруха сам поджигает свою избу, чтобы
получить от государства страховку. Недалеко от него ушла и ожесточенная доярка Клавка Стригунова: «Давно пора сковырнуть
вашу Матёру и по Ангаре пустить», — в сердцах заявляет она.
Совсем иначе воспринимают судьбу родной деревни ее истинные хозяева и труженики. Эти люди прожили здесь всю жизнь,
скромно, подчиняясь законам совести.
Главная героиня повести – Дарья Пинигина. Именно в ее рассуждения автор вложил собственные мысли о духовности и
бездуховности современного человека, его отношении к людям, о проблеме смерти и бессмертия. Именно Дарья наиболее тяжело
переживает трагедию родной деревни. Она привязана к Матёре, она ощущает свое родство с этой землей. Здесь родились и
прожили не одно поколение Пинигиных. Эти просторы передавались в наследство от прадедов к дедам, от отцов к сыновьям. И
Дарья всю жизнь стремилась хранить доверенное ей предками богатство. Трагическая судьба родной деревни нестерпима для
Дарьи. Для нее очень остро стоит проблема исторической памяти. Она осознает себя наследником прошлого и чувствует свою
ответственность перед будущим. «Правда – в памяти. У кого нет памяти, у того нет жизни», — убеждена Дарья.
Она с огромной болью воспринимает известие о том, что на кладбище поруганы могилы предков. Для нее подобный поступок –
признак одичания человека. Смысл своей жизни Дарья видит в том, чтобы хранить и передавать память людях, честно живших
на этой земле. Она считает, что в этом – бессмертие умерших. Перед ними у нее чувство священного долга. А затопление
могил и переезд в другое место означает нарушение этой связи. Дарью терзает мысль о том, что они с сыном Павлом так и не
успели перенести на другое место могилы своих предков. Сцены прощания Дарьи с могилами близких и родной избой наполнены
глубокой поэзией. Свою избу перед поджогом Дарья убирает, белит и обряжает, как обряжают покойника перед похоронами. Она
оплакивает ее и прощается с ней всю ночь накануне поджога.
Дарье больно и горько за односельчан типа Петрухи или Клавки, которым безразлична судьба их дома, их малой родины. Они
остаются равнодушными к трагедии родной деревни. Но еще больнее и обиднее ей за то, что ее родной внук Андрей не ощущает
зова родной земли, не привязан к ней, лишен чувства единения с природой. Дарье больно от того, что новое поколение
непамятливо и разорено духовно. Спор Дарьи с внуком – основной эпизод, направленный на раскрытие еще одной проблемы
произведения: человек и научно-технический прогресс. «Человек – царь природы», — гордо заявляет Андрей. «Вот-вот,
поцарюет, поцарюет, да и загорюет», — отвечает старуха.
Главную героиню остро волнует ощущение человеком всевластия над природой, которую он при помощи современной техники
способен теперь «покорять» без труда. Дарья понимает, что научно-технический прогресс разъединяет человека с природой,
губит среду обитания, внушает человеку ложную гордость за его достижения.
Повесть «Прощание с Матёрой» — своего рода нравственная исповедь. На это нацелено все ее художественное своеобразие.
Автор использует много средств художественной выразительности: внутренние монологи и напряженные диалоги, авторские
лирические и философские отступления, вставные новеллы, фантастические образы,. Молитвы, размышления героев и их
видения. Все эти приемы помогают читателю лучше понять переживания героев, пробуждают нравственное самосознание, взывают
к сердцу, разуму и совести.
Всему миру известны повести и рассказы В. Распутина «Уроки французского», «Последний срок», «Живи и помни», «деньги
для Марии» и другие. Повесть «Прощание с Матёрой» — в ряду этих произведений. Она представляет собой печальное слово
памяти по сибирской деревне, уходящей под воду. В повести и присутствуют и глубокие личные переживания автора. Сибирская
деревня Аталанка, где писатель провел свои детские годы, тоже оказалась на дне Братского моря.
В произведении присутствуют реальные факты. Автор описывает затопление острова и расположенной на нем деревни Матёра в
результате строения на Ангаре новой гидроэлектростанции. Писатель ставит в своем произведении важнейшие проблемы:
отношение человека и природы, историческая память, роль и место человека в ряду ушедших и будущих поколений.
Уже с самого начала произведения мы встречаемся с описанием природы: идет весна, несущая вечное обновление жизни. «И
опять наступила весна, своя в своем нескончаемом ряду…» Так было много раз, так было всегда. Но теперь все изменилось, и
эта весна – последняя для Матёры.
В напряженных размышлениях и поступках героев автор показывает, как неожиданно ворвавшееся в жизнь людей событие меняет
их характеры, открывает самые сокровенные уголки их души. Отношение к затопляемой деревне, к частичке родной земли
показывает нравственность в человеке, его чувство к исторической памяти. В этом суть тревожных раздумий писателя. Это
событие высвечивает целую гамму характеров. Для людей, которые прибыли на остров с целью вести подготовительные работы к
затоплению, эта земля – чужая. У них нет чувства грусти от того, что под воду уходит прекрасная деревня, у них нет и
сочувствия к горю стариков и старух, переселяемых с родной земли. Более того, именно с уничтожения сельского кладбища
начинается «санитарная очистка» острова.
И сами жители Матёры относятся к ее трагической судьбе по-разному. Пьяница Петруха сам поджигает свою избу, чтобы
получить от государства страховку. Недалеко от него ушла и ожесточенная доярка Клавка Стригунова: «Давно пора сковырнуть
вашу Матёру и по Ангаре пустить», — в сердцах заявляет она.
Совсем иначе воспринимают судьбу родной деревни ее истинные хозяева и труженики. Эти люди прожили здесь всю жизнь,
скромно, подчиняясь законам совести.
Главная героиня повести – Дарья Пинигина. Именно в ее рассуждения автор вложил собственные мысли о духовности и
бездуховности современного человека, его отношении к людям, о проблеме смерти и бессмертия. Именно Дарья наиболее тяжело
переживает трагедию родной деревни. Она привязана к Матёре, она ощущает свое родство с этой землей. Здесь родились и
прожили не одно поколение Пинигиных. Эти просторы передавались в наследство от прадедов к дедам, от отцов к сыновьям. И
Дарья всю жизнь стремилась хранить доверенное ей предками богатство. Трагическая судьба родной деревни нестерпима для
Дарьи. Для нее очень остро стоит проблема исторической памяти. Она осознает себя наследником прошлого и чувствует свою
ответственность перед будущим. «Правда – в памяти. У кого нет памяти, у того нет жизни», — убеждена Дарья.
Она с огромной болью воспринимает известие о том, что на кладбище поруганы могилы предков. Для нее подобный поступок –
признак одичания человека. Смысл своей жизни Дарья видит в том, чтобы хранить и передавать память людях, честно живших
на этой земле. Она считает, что в этом – бессмертие умерших. Перед ними у нее чувство священного долга. А затопление
могил и переезд в другое место означает нарушение этой связи. Дарью терзает мысль о том, что они с сыном Павлом так и не
успели перенести на другое место могилы своих предков. Сцены прощания Дарьи с могилами близких и родной избой наполнены
глубокой поэзией. Свою избу перед поджогом Дарья убирает, белит и обряжает, как обряжают покойника перед похоронами. Она
оплакивает ее и прощается с ней всю ночь накануне поджога.
Дарье больно и горько за односельчан типа Петрухи или Клавки, которым безразлична судьба их дома, их малой родины. Они
остаются равнодушными к трагедии родной деревни. Но еще больнее и обиднее ей за то, что ее родной внук Андрей не ощущает
зова родной земли, не привязан к ней, лишен чувства единения с природой. Дарье больно от того, что новое поколение
непамятливо и разорено духовно. Спор Дарьи с внуком – основной эпизод, направленный на раскрытие еще одной проблемы
произведения: человек и научно-технический прогресс. «Человек – царь природы», — гордо заявляет Андрей. «Вот-вот,
поцарюет, поцарюет, да и загорюет», — отвечает старуха.
Главную героиню остро волнует ощущение человеком всевластия над природой, которую он при помощи современной техники
способен теперь «покорять» без труда. Дарья понимает, что научно-технический прогресс разъединяет человека с природой,
губит среду обитания, внушает человеку ложную гордость за его достижения.
Повесть «Прощание с Матёрой» — своего рода нравственная исповедь. На это нацелено все ее художественное своеобразие.
Автор использует много средств художественной выразительности: внутренние монологи и напряженные диалоги, авторские
лирические и философские отступления, вставные новеллы, фантастические образы,. Молитвы, размышления героев и их
видения. Все эти приемы помогают читателю лучше понять переживания героев, пробуждают нравственное самосознание, взывают
к сердцу, разуму и совести.