Русские сочинения
-
Распутин В.Г.
-
Разное
-
Особенности проблематики одного из произведений В.Распутина.
Особенности проблематики одного из произведений В.Распутина.
Особенности проблематики одного из произведений В.Распутина.
«Изба с заколоченными ставнями» — так назывался публицистический очерк В. Распутина, вышедший в журнале «Наш
современник» в 1988г. Об истоках русского национального характера, о причинах тех бед, которые обрушились на нашу
страну, размышляет писатель. Доступно и лаконично В. Распутин высказывает в очерке одну простую истину, истоки
национального характера в деревне. Сохраним самобытный, богатый народными традициями крестьянский уклад — сохраним и
Россию. С болью в сердце писатель говорит о разрушении народных устоев, об исчезновении деревни. Эту тему можно считать
основной в творчестве Распутина.
В 1989 г в журнале «Наш современник » был опубликован рассказ «Изба». Как и в большинстве других произведений этого
писателя, действие здесь происходит в деревне. Главные герои «Избы» — люди пожилые. Рассказ заставляет обратиться к
нашим истокам. Сегодня человеку, пожалуй, недостает того, чем богаты герои рассказа: духовности, верности традициям,
по-настоящему родственных связей. Но, с другой стороны, мы получаем столько удобств, всякого рода возможностей,
перспектив, идя по пути прогресса. Что же важнее: духовные или материальные ценности? Где, правда? На глобальные вопросы
лучше всего отвечает жизнь. Для самого Распутина очень важно помнить историю и любить свою родину. Быть может, это
звучит банально, но сердце писателя сжимается от боли при виде общества, которое «поменяло смысл жизни» и теряет Бога.
Он очень бережно относится к национальному наследию. Особенно дорого писателю имя Пушкина: именно он многих «привел к
Отечеству, опалил его сладким дымом, указал на святость вековых камней». В прошлом веке люди тоже испытывали «возбужденный зуд отлепиться от национального тела». И
заслуга великого поэта, помимо всего прочего, в том, что он сумел вовремя разглядеть эту опасность и отказаться от
подобных идей. Возможно, именно поэтому его и называют светочем русской культуры, что больше всего Пушкин любил и ценил
свое, родное. Этим он и близок каждому русскому человеку, в том числе и Распутину. Умение дорожить народными традициями
писатель ценит и в своих стариках-героях рассказов и повестей.
Почему всегда старики? По словам Распутина «наедине с природой и трудами они всю жизнь при истине и Боге, они не
раскрошили свою жизнь на кривые побегушки по пустым весям, учениям и страстям».
Таковы герои и в рассказе «Изба». Сюжет его, на первый взгляд довольно прост. Из-за грядущего затопления всех людей
из деревень, стоящих на Ангаре, заставляют переехать. Эта же участь постигает и Агафью, женщину лет пятидесяти, живущую
в Криволуцкой. А дальше идет подробное описание того, как она то в одиночку, то с чьей-то помощью возводит свою избу на
новом месте. Из-за этого, казалось бы, незначительного события круто меняется жизнь Агафьи. Она потеряла все, что давало
ей опору, уверенность в будущем. А теперь, оказавшись в стороне от своих односельчан, эта женщина выглядит совершенно
несчастной, выбитой из колеи. Она каждый вечер бегает ночевать в Криволуцкую. Родной дом, вернее, то, что от него
осталось. Ангара, тайга- все это придает ей силы, помогает преодолеть страх. И уже с энергией, которой позавидовали бы
молодые, Агафья возводит заново свою избу. Но как эта изба строится из старых бревен, так и жизнь героини возводится на
прежних началах и принципах. Она никак не может понять условий нынешней жизни и принять их. Почему молодежь уезжает из деревни, бросает «могилы и старину»?
И это непонимание усиливает ее душевную боль, личную трагедию. Дочь Ольга одна из первых переехала в город, когда ей
было пятнадцать лет. Потом родила ребенка без отца и в итоге спилась. Какой жестокий пример и урок дала жизнь всем
деревенским девчонкам, раньше завидовавшим Ольге. Да разве только им? Чтобы твердо стоять на ногах нужно держаться
корней — вот простая мудрость, о которой в наши дни забыли. Помнят о ней лишь герои рассказа Агафья да Савелий, такой же
одинокий старик. Сладкими воспоминаниями всплывают в их сознании картины прошлого, когда вечером, сидя у огня, пели
песни, рассказывали сказки да «ужасти», как топили печь по-старинке. Есть в этом что-то волшебное, притягательное,
задевающее за живое, что-то очищающее душу, лечащее ее. Где сегодня встретишь такое? Плоды прогресса, как приемник, и
телевизор, «убивает родную песню чужеголосьем», издеваются над душой. А душа, по мнению В. Распутина, христианка. Для нее «нет ничего целебнее печали, нет ничего слаще
ее и сильнее, она вместе с терпением вскормила в нас необыкновенную выносливость». Эта святая печаль,
«неохватно-спокойная, проникновенная, нежная». Ею пронизано сердце Агафьи. А героиню силой вталкивают в новую жизнь,
чужую и непонятную, где ее духовным ценностям нет места. То же переживает и Савелий. По выражению Агафьи, «было в нем
что-то дальнее», оттуда, из прошлого, основательное, надежное… Но и он не выдержал, подался уговорам родственникам и
уехал в райцентр. Как ни трудно было герою это сделать, он порвал связь с землей, с «могилами и стариной». Но «у
одного стебля корни дважды не отрастают». Узнала Агафья, что Савелий вскоре умер от рака. Героиня же до конца несла
свой крест, ни секунды себя не жалея.
Когда она лежала в больнице, ей приснился сон о том, что ее похоронили не в гробу, а в избе. И, словно в награду ей,
происходит чудо, подобное тем, что были в сказках, услышанных ею в детстве. Можно сказать, что сон оказался пророческим.
После смерти Агафьи умерло ее пристанище. «Изба осталась сиротой. Зиму простояла она безжизненной -ни дымка, ни
огонька, с закрытыми наглухо окнами, оцепеневшая., бездушная, холодная, скорбная... умершая безмогильно». Наводила
она «на живых тяжелую тоску». А когда «кто-то догадался открыть ставни» и «дать свет в окошки», "… задышала
изба, очнулась, натянулась., вся, подставила солнцу маленькие ослепшие глаза., заслезились, принимая тепло, и за два дня
скинула с себя смертельный вид. — Господи! — крестились бабы, оборачиваясь на избу. — Будто Агафья воротилась". Теперь
около нее, как прежде ночи у огня, печалятся старухи, отходя душой. К вместе с избой живет память о русской женщине.
Поэтому так и называется произведение Распутин а, повествующее о судьбе Агафьи. Образ избы является ключевым в рассказе. Он одухотворен. Писатель говорит нам о
рождении, жизни, смерти и воскрешении Дома. Изба была «зачата», осталось только выносить да родить". И после того,
как она была построена, Агафья «лелеяла » ее: «по старинке скребла половицы косарем и натирала их песочком… „
Когда хозяйка умерла, “изба осталась сиротой». «Снег завалил ее сверху и снизу». Так и «коченела» она до тех пор,
пока ей не дали света. А по теплу стали заходить к ней старухи. И «как бы сразу оказывались в другом мире, где царят
»покой, сладкая н далеко уходящая задумчивость", в которой «неслышно и согласно беседуют одни только души». Как
нимб, над Агафьиной избой «висело тонкое, прозрачное зарево из солнечного и лунного света».
Но время идет. Старушек, посещающих дом Агафьи, становится все меньше и меньше. «Год от года ужимается в поселке
жизнь». Ветшает внешне и сам Дом. Мир вокруг него находится на грани катастрофы. Недаром в описание избы в, финале
рассказа введен библейский мотив: "… видно было от нее на все четыре стороны света". Это уже предвестие Страшного
суда. Бездуховный, погрязший, в мелочах, мир не думает о нем. Но Агафьин Дом вбирает внутрь себя и хранит все самое
святое: святую печаль, страдание, подвижничество, представление о совести. Поэтому описание избы накануне катастрофы
начинают и заканчивают рассказ. В первом из них большое количество конкретных деталей. Она «почерневшая», «осевшая на
левый затемненный угол», постаревшая «до дряхлости», с оконными стеклами, забитыми пылью. Но из последних сил держит
достоинство и стоит «высоконько и подобранно».
Смысл другого описания более глубокий. Мир вокруг Агафьинои избы кажется усталым, разбитым, радость его -
«вытершейся». «Сколько здесь скопилось невыразимых воздыханий, что тучки на небе задерживались над этим местом и
полнились ими, унося с собой жатву людских сердец». Создается впечатление, «что изнашивается весь мир». А на него
смотрят окна Дома, «как у всякого живого существа», смотрят «изнутри». Изба становится метафорическим образом
скрытых возможностей русского характера. При внешнем убожестве в ней «дремлют такое упорство, такая выносливость,
встроенные здесь изначально, что нет им ни какой веры», Только отзовутся они в том случае, если их «окликнуть», заявить
о востребованности лучших качеств человеческой души.
Какая же идея может заставить «отозваться» эти безмерные силы? По Распутину, это домостроительство в самом широком
смысле этого слова. Устройство собственной души, ее лада — вот первое условие противостояния «процессу изнашивания».
Второе — устройство дома как состояния русской жизни, которое должно быть основано на забытых коренных началах:
упорстве, выносливости, трудолюбия. Все это дремлет в народе, но отзовется если окликнуть. Только окликнут ли?
«Изба с заколоченными ставнями» — так назывался публицистический очерк В. Распутина, вышедший в журнале «Наш
современник» в 1988г. Об истоках русского национального характера, о причинах тех бед, которые обрушились на нашу
страну, размышляет писатель. Доступно и лаконично В. Распутин высказывает в очерке одну простую истину, истоки
национального характера в деревне. Сохраним самобытный, богатый народными традициями крестьянский уклад — сохраним и
Россию. С болью в сердце писатель говорит о разрушении народных устоев, об исчезновении деревни. Эту тему можно считать
основной в творчестве Распутина.
В 1989 г в журнале «Наш современник » был опубликован рассказ «Изба». Как и в большинстве других произведений этого
писателя, действие здесь происходит в деревне. Главные герои «Избы» — люди пожилые. Рассказ заставляет обратиться к
нашим истокам. Сегодня человеку, пожалуй, недостает того, чем богаты герои рассказа: духовности, верности традициям,
по-настоящему родственных связей. Но, с другой стороны, мы получаем столько удобств, всякого рода возможностей,
перспектив, идя по пути прогресса. Что же важнее: духовные или материальные ценности? Где, правда? На глобальные вопросы
лучше всего отвечает жизнь. Для самого Распутина очень важно помнить историю и любить свою родину. Быть может, это
звучит банально, но сердце писателя сжимается от боли при виде общества, которое «поменяло смысл жизни» и теряет Бога.
Он очень бережно относится к национальному наследию. Особенно дорого писателю имя Пушкина: именно он многих «привел к
Отечеству, опалил его сладким дымом, указал на святость вековых камней». В прошлом веке люди тоже испытывали «возбужденный зуд отлепиться от национального тела». И
заслуга великого поэта, помимо всего прочего, в том, что он сумел вовремя разглядеть эту опасность и отказаться от
подобных идей. Возможно, именно поэтому его и называют светочем русской культуры, что больше всего Пушкин любил и ценил
свое, родное. Этим он и близок каждому русскому человеку, в том числе и Распутину. Умение дорожить народными традициями
писатель ценит и в своих стариках-героях рассказов и повестей.
Почему всегда старики? По словам Распутина «наедине с природой и трудами они всю жизнь при истине и Боге, они не
раскрошили свою жизнь на кривые побегушки по пустым весям, учениям и страстям».
Таковы герои и в рассказе «Изба». Сюжет его, на первый взгляд довольно прост. Из-за грядущего затопления всех людей
из деревень, стоящих на Ангаре, заставляют переехать. Эта же участь постигает и Агафью, женщину лет пятидесяти, живущую
в Криволуцкой. А дальше идет подробное описание того, как она то в одиночку, то с чьей-то помощью возводит свою избу на
новом месте. Из-за этого, казалось бы, незначительного события круто меняется жизнь Агафьи. Она потеряла все, что давало
ей опору, уверенность в будущем. А теперь, оказавшись в стороне от своих односельчан, эта женщина выглядит совершенно
несчастной, выбитой из колеи. Она каждый вечер бегает ночевать в Криволуцкую. Родной дом, вернее, то, что от него
осталось. Ангара, тайга- все это придает ей силы, помогает преодолеть страх. И уже с энергией, которой позавидовали бы
молодые, Агафья возводит заново свою избу. Но как эта изба строится из старых бревен, так и жизнь героини возводится на
прежних началах и принципах. Она никак не может понять условий нынешней жизни и принять их. Почему молодежь уезжает из деревни, бросает «могилы и старину»?
И это непонимание усиливает ее душевную боль, личную трагедию. Дочь Ольга одна из первых переехала в город, когда ей
было пятнадцать лет. Потом родила ребенка без отца и в итоге спилась. Какой жестокий пример и урок дала жизнь всем
деревенским девчонкам, раньше завидовавшим Ольге. Да разве только им? Чтобы твердо стоять на ногах нужно держаться
корней — вот простая мудрость, о которой в наши дни забыли. Помнят о ней лишь герои рассказа Агафья да Савелий, такой же
одинокий старик. Сладкими воспоминаниями всплывают в их сознании картины прошлого, когда вечером, сидя у огня, пели
песни, рассказывали сказки да «ужасти», как топили печь по-старинке. Есть в этом что-то волшебное, притягательное,
задевающее за живое, что-то очищающее душу, лечащее ее. Где сегодня встретишь такое? Плоды прогресса, как приемник, и
телевизор, «убивает родную песню чужеголосьем», издеваются над душой. А душа, по мнению В. Распутина, христианка. Для нее «нет ничего целебнее печали, нет ничего слаще
ее и сильнее, она вместе с терпением вскормила в нас необыкновенную выносливость». Эта святая печаль,
«неохватно-спокойная, проникновенная, нежная». Ею пронизано сердце Агафьи. А героиню силой вталкивают в новую жизнь,
чужую и непонятную, где ее духовным ценностям нет места. То же переживает и Савелий. По выражению Агафьи, «было в нем
что-то дальнее», оттуда, из прошлого, основательное, надежное… Но и он не выдержал, подался уговорам родственникам и
уехал в райцентр. Как ни трудно было герою это сделать, он порвал связь с землей, с «могилами и стариной». Но «у
одного стебля корни дважды не отрастают». Узнала Агафья, что Савелий вскоре умер от рака. Героиня же до конца несла
свой крест, ни секунды себя не жалея.
Когда она лежала в больнице, ей приснился сон о том, что ее похоронили не в гробу, а в избе. И, словно в награду ей,
происходит чудо, подобное тем, что были в сказках, услышанных ею в детстве. Можно сказать, что сон оказался пророческим.
После смерти Агафьи умерло ее пристанище. «Изба осталась сиротой. Зиму простояла она безжизненной -ни дымка, ни
огонька, с закрытыми наглухо окнами, оцепеневшая., бездушная, холодная, скорбная... умершая безмогильно». Наводила
она «на живых тяжелую тоску». А когда «кто-то догадался открыть ставни» и «дать свет в окошки», "… задышала
изба, очнулась, натянулась., вся, подставила солнцу маленькие ослепшие глаза., заслезились, принимая тепло, и за два дня
скинула с себя смертельный вид. — Господи! — крестились бабы, оборачиваясь на избу. — Будто Агафья воротилась". Теперь
около нее, как прежде ночи у огня, печалятся старухи, отходя душой. К вместе с избой живет память о русской женщине.
Поэтому так и называется произведение Распутин а, повествующее о судьбе Агафьи. Образ избы является ключевым в рассказе. Он одухотворен. Писатель говорит нам о
рождении, жизни, смерти и воскрешении Дома. Изба была «зачата», осталось только выносить да родить". И после того,
как она была построена, Агафья «лелеяла » ее: «по старинке скребла половицы косарем и натирала их песочком… „
Когда хозяйка умерла, “изба осталась сиротой». «Снег завалил ее сверху и снизу». Так и «коченела» она до тех пор,
пока ей не дали света. А по теплу стали заходить к ней старухи. И «как бы сразу оказывались в другом мире, где царят
»покой, сладкая н далеко уходящая задумчивость", в которой «неслышно и согласно беседуют одни только души». Как
нимб, над Агафьиной избой «висело тонкое, прозрачное зарево из солнечного и лунного света».
Но время идет. Старушек, посещающих дом Агафьи, становится все меньше и меньше. «Год от года ужимается в поселке
жизнь». Ветшает внешне и сам Дом. Мир вокруг него находится на грани катастрофы. Недаром в описание избы в, финале
рассказа введен библейский мотив: "… видно было от нее на все четыре стороны света". Это уже предвестие Страшного
суда. Бездуховный, погрязший, в мелочах, мир не думает о нем. Но Агафьин Дом вбирает внутрь себя и хранит все самое
святое: святую печаль, страдание, подвижничество, представление о совести. Поэтому описание избы накануне катастрофы
начинают и заканчивают рассказ. В первом из них большое количество конкретных деталей. Она «почерневшая», «осевшая на
левый затемненный угол», постаревшая «до дряхлости», с оконными стеклами, забитыми пылью. Но из последних сил держит
достоинство и стоит «высоконько и подобранно».
Смысл другого описания более глубокий. Мир вокруг Агафьинои избы кажется усталым, разбитым, радость его -
«вытершейся». «Сколько здесь скопилось невыразимых воздыханий, что тучки на небе задерживались над этим местом и
полнились ими, унося с собой жатву людских сердец». Создается впечатление, «что изнашивается весь мир». А на него
смотрят окна Дома, «как у всякого живого существа», смотрят «изнутри». Изба становится метафорическим образом
скрытых возможностей русского характера. При внешнем убожестве в ней «дремлют такое упорство, такая выносливость,
встроенные здесь изначально, что нет им ни какой веры», Только отзовутся они в том случае, если их «окликнуть», заявить
о востребованности лучших качеств человеческой души.
Какая же идея может заставить «отозваться» эти безмерные силы? По Распутину, это домостроительство в самом широком
смысле этого слова. Устройство собственной души, ее лада — вот первое условие противостояния «процессу изнашивания».
Второе — устройство дома как состояния русской жизни, которое должно быть основано на забытых коренных началах:
упорстве, выносливости, трудолюбия. Все это дремлет в народе, но отзовется если окликнуть. Только окликнут ли?