Роман Анатолия Рыбакова «Дети Арбата»
Я хочу написать сочинение по книге Анатолия Рыбакова «Дети Арбата» — моему любимому произведению современной русской литературы. Роман этот автобиографический, в образе главного героя Саши Панкратова немало от судьбы самого писателя. Где-то Рыбаков обмолвился, что путь Саши — это его, Рыбакова, путь, только Саша лучше, чем его прототип. Меня волнуют события, происшедшие в нашей стране в предвоенный период — «темные пятна» нашей истории. И в этом огромная роль литературы и писателя Анатолия Рыбакова, в частности.
Очевидно, что одна из главных задач романа «Дети Арбата» — показать, как утверждался культ Сталина. Действие романа начинается с 1934 года, когда культ этот начал превращаться в нечто грандиозное и исключительное. Сталин в романе — исторический деятель, который смог подчинить своей воле миллионы людей, определить путь развития огромной страны. Писатель стремился постичь внешне противоречивую логику действий тирана. Вот, к примеру, эпизод со стоматологом — один из наиболее живых в сталинских сценах. Прекрасный специалист проявляет профессиональную гордость, решив сделать Сталину пластинчатый протез, несмотря на то, что высокий пациент настаивает на бюгельном. Сталин соглашается испытать новый протез, поносить один только день, как просит врач, и признает, что врач прав. Признать признает и даже в пример образцового отношения к делу ставит, но все же распоряжается зубного врача заменить другим и из кремлевской больницы уволить. Почему? Должного страха нет, беспрекословного подчинения. Осмеливается возражать, а в окружении нужны люди другие, не возражающие, не рассуждающие, слепо преданные. Сталин в романе Рыбакова глубоко одинок. Он сознательно ставит себя вне человеческих отношений, ему не нужны друзья и родные, а только исполнители его воли. Исполнители, которые будут со временем заменены другими, когда откажутся выполнять его указания или возомнят о себе слишком много.
Прочитав роман «Дети Арбата», я понял, почему и как произошли в тридцатые годы трагические события, лучше осознал, что Сталин сам возглавлял и направлял произвол, уничтожение множества невинных людей, понял, какие побуждения им руководили, как это было страшно. Он заставил меня размышлять. «Дети Арбата », я считаю, должен прочесть каждый. Ведь книга эта не просто открывает глаза на тягостную реальность недавней нашей истории, она рассказывает правду о том времени. Рыбаков написал роман о Сталине и о Саше Панкратове, потому что в противостоянии этих двух личностей он увидел главный конфликт времени. Панкратов — один из главных неисторических героев романа — понастоящему хороший и честный человек, который никогда не поступает против совести, им всегда движет чувство справедливости. Саша — человек с ярко выраженным социальным темпераментом. Сам по себе такой темперамент может быть и опасным. Шарок вспоминает, как при приеме в комсомол Саша отказался голосовать за него, коротко бросив: «Не верю». Легко представить, как такие люди в атмосфере тридцатых годов бросали свое«не верю» не только таким, как Шарок.
«не верю» не только таким, как Шарок.
Но есть у Саши одно качество, которое и делает его уязвимым. Мораль для него — это человеческая ценность, которая стоит превыше всего. Он не может, к примеру, лжесвидетельствовать против заместителя директора института Криворучко, не желает хитрить, лавировать, притворяться, скрывать мысли и чувства. Сашино дело возникло как результат его личной независимости, которое затем росло, как снежный ком. Стенгазета — уже антипартийный листок, политическая диверсия, организованная группой, окопавшейся в институте, во главе с Криворучко. Как результат обыск, арест, ужас потрясенной матери, тюрьма, допросы, ссылка и долгий крестный путь по дорогам Сибири. Путь духовного становления личности, путь окончательного изживания иллюзий и попыток обрести новую веру. Разлетаются представления Саши о единомнении как основе общества, миф о справедливости насилия большинства над меньшинством. Саша Панкратов сам волею судеб попал в меньшинство. Нина Иванова, бывшая одноклассница Саши, сначала поражена его арестом. Несомненный лидер класса, школы, честный, верящий в те идеалы, которыми все они живут, — как может он быть врагом? Недоразумение, конечно же, скоро разберутся. Но не «разбираются ». И в сознании Нины происходят перемены, и вот она уже говорит матери Саши, что, мол, активизация классовой борьбы требует «особенной четкости позиций, а Саша, к сожалению, иногда собственное понимание вещей и событий ставил выше точки зрения коллектива». Всегда можно найти объяснения, почему карающий меч обрушился на другого, и питать надежду, что он минует тебя. «Он был сильным среди сильных, вырвали его из привычной обстановки, лишили среды, в которой существовал, и сразу выяснилось, что ему не на что опереться, сам по себе он ничто», — так мучается в Мозгове Саша Панкратов. Но он выстоял, потому что знал — «даже в этих диких условиях утверждаются высшие человеческие ценности. Сострадание — одно из них». «Человеческое в человеке не убито и никогда не будет убито». С этим сознанием встречает Саша декабрь 1934 года, когда приходит долгожданная почта, где в одном из писем матери он находит приписку Вари. Приписку, к которой Варя шла так долго и понять которую Саша может тоже лишь после своего долгого пути: «Все еще впереди, черт возьми, все еще впереди! У него есть Варя, теперь он это твердо знает. Есть Варя, есть мама, люди вокруг, есть его думы, его мысли. Все, что делает человека Человеком».
Саша Панкратов с его покореженной судьбой вызывает во мне боль за все поколение молодых людей, судьбы которых также были сломаны сталинскими репрессиями. Роман А. Рыбакова дал мне пищу для размышлений о времени, истории, психологии общества, судьбах того поколения, которое в центре внимания писателя. Автор преподал нам эти два урока — урок истории и урок нравственности. Главная мысль романа — надо жить так, чтобы история и нравственность были неотделимы.
Прочитав роман Анатолия Рыбакова «Дети Арбата», я осознал, что лишь правда воспитывает людеймужественных, преданных и честных.
мужественных, преданных и честных. И это — главный моральный урок, вытекающий для меня из книги Анатолия Рыбакова.
Очевидно, что одна из главных задач романа «Дети Арбата» — показать, как утверждался культ Сталина. Действие романа начинается с 1934 года, когда культ этот начал превращаться в нечто грандиозное и исключительное. Сталин в романе — исторический деятель, который смог подчинить своей воле миллионы людей, определить путь развития огромной страны. Писатель стремился постичь внешне противоречивую логику действий тирана. Вот, к примеру, эпизод со стоматологом — один из наиболее живых в сталинских сценах. Прекрасный специалист проявляет профессиональную гордость, решив сделать Сталину пластинчатый протез, несмотря на то, что высокий пациент настаивает на бюгельном. Сталин соглашается испытать новый протез, поносить один только день, как просит врач, и признает, что врач прав. Признать признает и даже в пример образцового отношения к делу ставит, но все же распоряжается зубного врача заменить другим и из кремлевской больницы уволить. Почему? Должного страха нет, беспрекословного подчинения. Осмеливается возражать, а в окружении нужны люди другие, не возражающие, не рассуждающие, слепо преданные. Сталин в романе Рыбакова глубоко одинок. Он сознательно ставит себя вне человеческих отношений, ему не нужны друзья и родные, а только исполнители его воли. Исполнители, которые будут со временем заменены другими, когда откажутся выполнять его указания или возомнят о себе слишком много.
Прочитав роман «Дети Арбата», я понял, почему и как произошли в тридцатые годы трагические события, лучше осознал, что Сталин сам возглавлял и направлял произвол, уничтожение множества невинных людей, понял, какие побуждения им руководили, как это было страшно. Он заставил меня размышлять. «Дети Арбата », я считаю, должен прочесть каждый. Ведь книга эта не просто открывает глаза на тягостную реальность недавней нашей истории, она рассказывает правду о том времени. Рыбаков написал роман о Сталине и о Саше Панкратове, потому что в противостоянии этих двух личностей он увидел главный конфликт времени. Панкратов — один из главных неисторических героев романа — понастоящему хороший и честный человек, который никогда не поступает против совести, им всегда движет чувство справедливости. Саша — человек с ярко выраженным социальным темпераментом. Сам по себе такой темперамент может быть и опасным. Шарок вспоминает, как при приеме в комсомол Саша отказался голосовать за него, коротко бросив: «Не верю». Легко представить, как такие люди в атмосфере тридцатых годов бросали свое«не верю» не только таким, как Шарок.
«не верю» не только таким, как Шарок.
Но есть у Саши одно качество, которое и делает его уязвимым. Мораль для него — это человеческая ценность, которая стоит превыше всего. Он не может, к примеру, лжесвидетельствовать против заместителя директора института Криворучко, не желает хитрить, лавировать, притворяться, скрывать мысли и чувства. Сашино дело возникло как результат его личной независимости, которое затем росло, как снежный ком. Стенгазета — уже антипартийный листок, политическая диверсия, организованная группой, окопавшейся в институте, во главе с Криворучко. Как результат обыск, арест, ужас потрясенной матери, тюрьма, допросы, ссылка и долгий крестный путь по дорогам Сибири. Путь духовного становления личности, путь окончательного изживания иллюзий и попыток обрести новую веру. Разлетаются представления Саши о единомнении как основе общества, миф о справедливости насилия большинства над меньшинством. Саша Панкратов сам волею судеб попал в меньшинство. Нина Иванова, бывшая одноклассница Саши, сначала поражена его арестом. Несомненный лидер класса, школы, честный, верящий в те идеалы, которыми все они живут, — как может он быть врагом? Недоразумение, конечно же, скоро разберутся. Но не «разбираются ». И в сознании Нины происходят перемены, и вот она уже говорит матери Саши, что, мол, активизация классовой борьбы требует «особенной четкости позиций, а Саша, к сожалению, иногда собственное понимание вещей и событий ставил выше точки зрения коллектива». Всегда можно найти объяснения, почему карающий меч обрушился на другого, и питать надежду, что он минует тебя. «Он был сильным среди сильных, вырвали его из привычной обстановки, лишили среды, в которой существовал, и сразу выяснилось, что ему не на что опереться, сам по себе он ничто», — так мучается в Мозгове Саша Панкратов. Но он выстоял, потому что знал — «даже в этих диких условиях утверждаются высшие человеческие ценности. Сострадание — одно из них». «Человеческое в человеке не убито и никогда не будет убито». С этим сознанием встречает Саша декабрь 1934 года, когда приходит долгожданная почта, где в одном из писем матери он находит приписку Вари. Приписку, к которой Варя шла так долго и понять которую Саша может тоже лишь после своего долгого пути: «Все еще впереди, черт возьми, все еще впереди! У него есть Варя, теперь он это твердо знает. Есть Варя, есть мама, люди вокруг, есть его думы, его мысли. Все, что делает человека Человеком».
Саша Панкратов с его покореженной судьбой вызывает во мне боль за все поколение молодых людей, судьбы которых также были сломаны сталинскими репрессиями. Роман А. Рыбакова дал мне пищу для размышлений о времени, истории, психологии общества, судьбах того поколения, которое в центре внимания писателя. Автор преподал нам эти два урока — урок истории и урок нравственности. Главная мысль романа — надо жить так, чтобы история и нравственность были неотделимы.
Прочитав роман Анатолия Рыбакова «Дети Арбата», я осознал, что лишь правда воспитывает людеймужественных, преданных и честных.
мужественных, преданных и честных. И это — главный моральный урок, вытекающий для меня из книги Анатолия Рыбакова.