Русские сочинения
-
Рылеев К.Ф.
-
Я ль буду в роковое время…
-
Анализ стихотворения «Я ль буду в роковое время…»
Анализ стихотворения «Я ль буду в роковое время…»
Я ль буду в роковое время
Позорить Гражданина сан
И подражать тебе, изнеженное племя
Переродившихся славян?
Нет, не способен я в объятьях сладострастья,
В постыдной праздности влачить свой век младой
И изнывать кипящею душой
Под тяжким игом самовластья.
Пусть юноши, своей не разгадав судьбы,
Постигнуть не хотят предназначенье века
И не готовятся для будущей борьбы
За угнетенную свободу человека.
Пусть с хладною душой бросают хладный взор
На бедствия своей отчизны
И не читают в них грядущий свой позор
И справедливые потомков укоризны.
Они раскаются, когда народ, восстав,
Застанет их в объятьях праздной неги
И, в бурном мятеже ища свободных прав,
В них не найдет ни Брута, ни Риеги.
В стихотворении «Я ль буду в роковое время…» поэт обнажил иную общественную коллизию. Здесь идет речь о том, что «юноши», отгородившиеся от активного участия в борьбе, лишают себя возможности понять «предназначение века», остаются вне истории и обречены на позор и презрение потомков. Конфликт между молодым поколением и «веком» осмыслен Рылеевым как спор гражданина с «изнеженным племенем», в ходе которого гражданин обличает, агитирует, убеждает. Образ гражданина глубоко лиричен и оправданно приподнят. Гражданин постиг «предназначенье века». Содержание современной исторической жизни – «рокового времени» — он понимает как борьбу с самовластьем «за угнетенную свободу человека». Он предвидит грядущий «бурный мятеж» и готов пожертвовать собой. Он «разгадал» свою судьбу и всего себя посвятил отчизне. Образ гражданина в стихотворении намеренно возвышен. Речь его пламенна, красноречива, насыщена ораторскими оборотами. Слово «гражданин», как и сочетания «иго самовластья», «свобода человека», «бедствия…отчизны», «свободные права», заключало целый комплекс общественных понятий и чувств.
«Славянин» для декабристов – свободолюбивый, гордый человек, суровый душой, непреклонный тираноборец и патриот. Вводя имена Брута и Риеги, Рылеев напоминал о славном герое античной древности, стойком, убежденном республиканце и о знаменитом вожде испанской революции. Несмотря на одиночество гражданина, его голос громок и убеждающее правдив: за ним стоит история и он говорит от ее лица. Прошлое, настоящее и будущее как бы сделали его своим полпредом. Поэтому гражданин взывает и к традиционным национальным доблестям, и к грядущим поколениям.
Речь гражданина, лирически взволнованная, рассчитана на большую аудиторию. Она обращена к тем, кто холоден и равнодушен к общественному благу. Это – «юноши» одного с гражданином возраста (он говорит о своем «веке младом»), поколения и круга. Образ «юношей» создается стилистическими средствами, восходящими к интимной лирике, к жанрам элегий, посланий, романсов. Рылеев намеренно повторяет одни и те же характерные черты – «изнеженное племя», «праздность», «объятья сладострастья», «хладная душа», «хладный взор», «объятья праздной неги».
Гражданское равнодушие, праздность, эгоизм, утверждает Рылеев, препятствуют общественной активности дворянской молодежи.
нской молодежи. Но эти чувства могут быть преодолены в борьбе – в ней мужает и закаляется характер. Раскрывая перед «юношами» печальную историческую перспективу, поэт пророчит им позднее раскаяние, «справедливые потомков укоризны». Его цель – осудить пассивность недовольной, но нерешительной и не слишком отважной дворянской молодежи, увлечь историческим примерами, высоким смыслом гражданской деятельности и самим образом сурового, непреклонного и смелого сына отечества.
В стихотворении «Я ль буду в роковое время…» наиболее полно выразился тот образ декабриста, страстного и горячего, чистого и высокого душой, живым воплощением которого был сам Рылеев.
Позорить Гражданина сан
И подражать тебе, изнеженное племя
Переродившихся славян?
Нет, не способен я в объятьях сладострастья,
В постыдной праздности влачить свой век младой
И изнывать кипящею душой
Под тяжким игом самовластья.
Пусть юноши, своей не разгадав судьбы,
Постигнуть не хотят предназначенье века
И не готовятся для будущей борьбы
За угнетенную свободу человека.
Пусть с хладною душой бросают хладный взор
На бедствия своей отчизны
И не читают в них грядущий свой позор
И справедливые потомков укоризны.
Они раскаются, когда народ, восстав,
Застанет их в объятьях праздной неги
И, в бурном мятеже ища свободных прав,
В них не найдет ни Брута, ни Риеги.
В стихотворении «Я ль буду в роковое время…» поэт обнажил иную общественную коллизию. Здесь идет речь о том, что «юноши», отгородившиеся от активного участия в борьбе, лишают себя возможности понять «предназначение века», остаются вне истории и обречены на позор и презрение потомков. Конфликт между молодым поколением и «веком» осмыслен Рылеевым как спор гражданина с «изнеженным племенем», в ходе которого гражданин обличает, агитирует, убеждает. Образ гражданина глубоко лиричен и оправданно приподнят. Гражданин постиг «предназначенье века». Содержание современной исторической жизни – «рокового времени» — он понимает как борьбу с самовластьем «за угнетенную свободу человека». Он предвидит грядущий «бурный мятеж» и готов пожертвовать собой. Он «разгадал» свою судьбу и всего себя посвятил отчизне. Образ гражданина в стихотворении намеренно возвышен. Речь его пламенна, красноречива, насыщена ораторскими оборотами. Слово «гражданин», как и сочетания «иго самовластья», «свобода человека», «бедствия…отчизны», «свободные права», заключало целый комплекс общественных понятий и чувств.
«Славянин» для декабристов – свободолюбивый, гордый человек, суровый душой, непреклонный тираноборец и патриот. Вводя имена Брута и Риеги, Рылеев напоминал о славном герое античной древности, стойком, убежденном республиканце и о знаменитом вожде испанской революции. Несмотря на одиночество гражданина, его голос громок и убеждающее правдив: за ним стоит история и он говорит от ее лица. Прошлое, настоящее и будущее как бы сделали его своим полпредом. Поэтому гражданин взывает и к традиционным национальным доблестям, и к грядущим поколениям.
Речь гражданина, лирически взволнованная, рассчитана на большую аудиторию. Она обращена к тем, кто холоден и равнодушен к общественному благу. Это – «юноши» одного с гражданином возраста (он говорит о своем «веке младом»), поколения и круга. Образ «юношей» создается стилистическими средствами, восходящими к интимной лирике, к жанрам элегий, посланий, романсов. Рылеев намеренно повторяет одни и те же характерные черты – «изнеженное племя», «праздность», «объятья сладострастья», «хладная душа», «хладный взор», «объятья праздной неги».
Гражданское равнодушие, праздность, эгоизм, утверждает Рылеев, препятствуют общественной активности дворянской молодежи.
нской молодежи. Но эти чувства могут быть преодолены в борьбе – в ней мужает и закаляется характер. Раскрывая перед «юношами» печальную историческую перспективу, поэт пророчит им позднее раскаяние, «справедливые потомков укоризны». Его цель – осудить пассивность недовольной, но нерешительной и не слишком отважной дворянской молодежи, увлечь историческим примерами, высоким смыслом гражданской деятельности и самим образом сурового, непреклонного и смелого сына отечества.
В стихотворении «Я ль буду в роковое время…» наиболее полно выразился тот образ декабриста, страстного и горячего, чистого и высокого душой, живым воплощением которого был сам Рылеев.