Русские сочинения
-
Салтыков-Щедрин М.Е.
-
Разное
-
Мастерство сатирического изображения действительности в одном из произведений русской литературы XIX века.
Мастерство сатирического изображения действительности в одном из произведений русской литературы XIX века.
Мастерство сатирического изображения действительности в одном из произведений русской литературы XIX века.
Неизменным предметом моей
литературной деятельности был
протест против произвола,
двоедушия, лганья, хищничества,
предательства, пустомыслия.
М.Е.Салтыков-Щедрин
М.Е.Салтыков-Щедрин – это не просто один из величайших русских писателей, но и, может быть, самый неожиданный и в
определённом смысле единственный и уникальный в ряду своих гениальных современников и русских писателей всех эпох. Один
из самых ярких ревлоюционеров-демократов, сподвижник Некрасова и Чернышевского, знавший досконально все тонкости
бюрократического устройства, чему немало помогло то, что он сам служил вице-губернатором, Салтыков-Щедрин, прежде всего,
является величайшим русских сатириков, создавшим собственный художественный мир, мир причудливый, часто
противоестественный, комичный и одновременно пугающий.
Последние годы своей жизни писатель посвятил написанию книги «Сказки», в которую вошли 32 произведения. Эти сказки
не только упрочили славу их автора, но и открыли новую грань сатирического дарования Щедрина.
Одной из самых известных сказок писателя является «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил». В ней
обнажены хищные интересы крепостников, либо презрение, либо отвращение к действующим лицам.
Используя бесхитростный приём традиционной сказочной фантастики (необитаемый остров как место действия), Щедрин
убедительно показывает, что источником не только материального благополучия, но и дворянской культуры является труд
мужика. Оказавшись на необитаемом острове без привычного комфорта и без прислуги два ни к чему не приспособленных
генерала едва не умерли с голоду, потому что не могли добыть себе пищу, так как о еде имели такое представление, что
«булки в том самом виде родятся, как их утром к кофею подают». Генералы готовы сожрать друг друга как голодные звери. Но
вдруг одному из них приходит мысль поискать на острове мужика, который бы кормил их и всё для них делал. Появление
мужика возвращает им привычный «генеральский» облик. Щедрин изображает крестьянина молодцом: всё умеет, всё знает, даже
суп в пригоршне сварит, подчеркивает его ловкость, народную смекалку. Но в то же время и его не щадит сатирик. Генералы
заставляют этого здоровенного мужика свить веревку,!
на которой его долго держали привязанным к дереву, а он ещё был благодарен господам за то, что не погнушались его
мужицким трудом. Щедрин сочувствует мужику, который является обобщённым образом труженика, над которым издеваются
угнетатели, и одновременно осуждает его за долготерпение и безропотность.
Новаторство Салтыкова-Щедрина заключается в том, что он ввёл в сказку политическую сатиру. Писатель перевернул само
представление о сатире, раздвинув границы возможностей осмеяния. У Салтыкова-Щедрина предметом сатиры стали не отдельные
события и не частные лица, занятые в них, а вся жизнь государства сверху донизу, от сущности царского самодержавия до
бессловесного народа. Основная идея сказки в том, что причина народных бедствий не только в злоупотреблении властью, но
и в самом характере народа.
В сказке Салтыкова-Щедрина органично сочетаются два плана: реальный и фантастический, жизнь и вымысел, причём
фантастика основана на реальных событиях (внезапное перенесение на необитаемый остров и находка на нём номера
«Московских ведомостей»).
Очень активно Щедрин использует гиперболу. И ловкость мужика, и невежество генералов чрезвычайно преувеличены.
Умелый мужик варил суп в пригоршне, глупые генералы не знают, что булки из муки пекут, а один даже проглатывает орден
своего приятеля.
В «Повести о том, как один мужик двух генералов прокормил» можно увидеть и антитезу. Генералы столько «денег
загребли того — ни в сказке сказать, ни пером описать», а мужик получил «рюмку водки да пятак серебра».
Важной в понимании сказки является авторская ирония, так учитель каллиграфии не может различить сторон света. О
генералах Щедрин пишет с едкой иронией: «служили генералы в какой-то регистратуре, там родились, воспитались и
состарились, следовательно, ничего не понимали. Даже слов никаких не знали…».
Особенностью стиля этой сказки является едкий сарказм: мужик-умелец накормил генералов, да не как-нибудь – рябчика
поймал для чуть не съевших друг друга генералов.
Салтыков-Щедрин – мастер скрытой, тонкой иронии. В борьбе с цензурой он использует «эзопов» язык. Язык иносказания
нашёл отражение в сказках, видоизменившись до жанра политической сказки. Автор говорит о каком-то неведомом месте, а на
самом деле описывает современную ему действительность.
Во все времена тема народа, его жизнь и судьба волновали русских писателей. Не был исключением в этом ряду и
Салтыков-Щедрин со своими сказками.
Неизменным предметом моей
литературной деятельности был
протест против произвола,
двоедушия, лганья, хищничества,
предательства, пустомыслия.
М.Е.Салтыков-Щедрин
М.Е.Салтыков-Щедрин – это не просто один из величайших русских писателей, но и, может быть, самый неожиданный и в
определённом смысле единственный и уникальный в ряду своих гениальных современников и русских писателей всех эпох. Один
из самых ярких ревлоюционеров-демократов, сподвижник Некрасова и Чернышевского, знавший досконально все тонкости
бюрократического устройства, чему немало помогло то, что он сам служил вице-губернатором, Салтыков-Щедрин, прежде всего,
является величайшим русских сатириков, создавшим собственный художественный мир, мир причудливый, часто
противоестественный, комичный и одновременно пугающий.
Последние годы своей жизни писатель посвятил написанию книги «Сказки», в которую вошли 32 произведения. Эти сказки
не только упрочили славу их автора, но и открыли новую грань сатирического дарования Щедрина.
Одной из самых известных сказок писателя является «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил». В ней
обнажены хищные интересы крепостников, либо презрение, либо отвращение к действующим лицам.
Используя бесхитростный приём традиционной сказочной фантастики (необитаемый остров как место действия), Щедрин
убедительно показывает, что источником не только материального благополучия, но и дворянской культуры является труд
мужика. Оказавшись на необитаемом острове без привычного комфорта и без прислуги два ни к чему не приспособленных
генерала едва не умерли с голоду, потому что не могли добыть себе пищу, так как о еде имели такое представление, что
«булки в том самом виде родятся, как их утром к кофею подают». Генералы готовы сожрать друг друга как голодные звери. Но
вдруг одному из них приходит мысль поискать на острове мужика, который бы кормил их и всё для них делал. Появление
мужика возвращает им привычный «генеральский» облик. Щедрин изображает крестьянина молодцом: всё умеет, всё знает, даже
суп в пригоршне сварит, подчеркивает его ловкость, народную смекалку. Но в то же время и его не щадит сатирик. Генералы
заставляют этого здоровенного мужика свить веревку,!
на которой его долго держали привязанным к дереву, а он ещё был благодарен господам за то, что не погнушались его
мужицким трудом. Щедрин сочувствует мужику, который является обобщённым образом труженика, над которым издеваются
угнетатели, и одновременно осуждает его за долготерпение и безропотность.
Новаторство Салтыкова-Щедрина заключается в том, что он ввёл в сказку политическую сатиру. Писатель перевернул само
представление о сатире, раздвинув границы возможностей осмеяния. У Салтыкова-Щедрина предметом сатиры стали не отдельные
события и не частные лица, занятые в них, а вся жизнь государства сверху донизу, от сущности царского самодержавия до
бессловесного народа. Основная идея сказки в том, что причина народных бедствий не только в злоупотреблении властью, но
и в самом характере народа.
В сказке Салтыкова-Щедрина органично сочетаются два плана: реальный и фантастический, жизнь и вымысел, причём
фантастика основана на реальных событиях (внезапное перенесение на необитаемый остров и находка на нём номера
«Московских ведомостей»).
Очень активно Щедрин использует гиперболу. И ловкость мужика, и невежество генералов чрезвычайно преувеличены.
Умелый мужик варил суп в пригоршне, глупые генералы не знают, что булки из муки пекут, а один даже проглатывает орден
своего приятеля.
В «Повести о том, как один мужик двух генералов прокормил» можно увидеть и антитезу. Генералы столько «денег
загребли того — ни в сказке сказать, ни пером описать», а мужик получил «рюмку водки да пятак серебра».
Важной в понимании сказки является авторская ирония, так учитель каллиграфии не может различить сторон света. О
генералах Щедрин пишет с едкой иронией: «служили генералы в какой-то регистратуре, там родились, воспитались и
состарились, следовательно, ничего не понимали. Даже слов никаких не знали…».
Особенностью стиля этой сказки является едкий сарказм: мужик-умелец накормил генералов, да не как-нибудь – рябчика
поймал для чуть не съевших друг друга генералов.
Салтыков-Щедрин – мастер скрытой, тонкой иронии. В борьбе с цензурой он использует «эзопов» язык. Язык иносказания
нашёл отражение в сказках, видоизменившись до жанра политической сказки. Автор говорит о каком-то неведомом месте, а на
самом деле описывает современную ему действительность.
Во все времена тема народа, его жизнь и судьба волновали русских писателей. Не был исключением в этом ряду и
Салтыков-Щедрин со своими сказками.