Русские сочинения - Салтыков-Щедрин М.Е. - Разное - СКАЗКИ САЛТЫКОВА-ЩЕДРИНА КАК ПОЛИТИЧЕСКАЯ САТИРА

СКАЗКИ САЛТЫКОВА-ЩЕДРИНА КАК ПОЛИТИЧЕСКАЯ САТИРА

СКАЗКИ САЛТЫКОВА-ЩЕДРИНАКАК ПОЛИТИЧЕСКАЯ САТИРА
Салтыков-Щедрин — один из величайшихсатириков мира. Всю свою
жизнь он посвятил борьбе за освобождениерусского народа, критикуя в
своих произведениях самодержавие икрепостничество, а после
реформы 1861 года — пережитки крепостногоправа, оставшиеся в быту
и психологии людей. Сатирик критиковал нетолько деспотизм и
эгоизм угнетателей, но и покорностьугнетаемых, их долготерпение,
рабскую психологию. Если Гоголь верил в то,что его сатира поможет
исправить некоторые недостатки вгосударственном устрое России, то
революционер- демократ Щедрин приходит квыводу, что надо
разрушить старую Русь, и призывает к этому всвоих произведениях.
Понимая, что революцию может совершитьтолько народ, Щедрин
старается разбудить самосознание народа,зовет его на борьбу. Во всем
блеске раскрылся талант сатирика в егосказках. Этот жанр позволяет
скрыть истинный смысл произведения oтцензуры. В сказках Щедрин
раскрывает тему эксплуатации народа, даетуничтожающую критику
дворянам, чиновникам — всем тем, кто живетнародным трудом.
В сказке «Повесть о том, как один мужикдвух генералов прокормил»
Щедрин изображает двух чиновников, которыепопали на необитаемый
остров. Два крупных чиновнику всю своюжизнь прослужили в
регистратуре, которую потом «заненадобностью упразднили». Попав на
остров, генералы-дармоеды чуть не съелидруг друга. Не окажись на
острове мужика, бездельники так и пропалибы с голоду, хотя на
острове было множество плодов, рыбы ивсякой живности.
Насытившись, генералы вновь приобретаютуверенность в себе. «Вишь,
как хорошо генералом быть,» — говорит одиниз них. В этой сказке
Щедрин изобличает паразитизм, полнуюнеспособность людей, которые
давно отвыкли от труда. Позднее Чехов впьесе «Вишневый сад»
покажет нам Гаева, зрелого человека,которому старый лакей Фирс
надевает штаны. Окажись Гаев на необитаемомострове, он так же, как
и генералы, умер бы с голоду. Генералам неприходит в голову, что
эксплуатировать мужика — это позорно ибезнравственно, они
полностью уверены в своем праве, что на нихдолжен кто-то работать.
Щедрин пишет: «Вернувшись обратно вПетербург, генералы денег
загребли, но и мужика не забыли: выслали емурюмку водки да пятак
серебра. Веселись мужичина.» С такой жесилой Салтыков-Щедрин
разоблачает самодержавие в сказке «Медведьна воеводстве». Лев в свое
дальнее воеводство посылает Топтыгиных дляусмирения «внутреннего
супостата». Под династией ТоптыгиныхЩедрин подразумевает
придворных слуг царя. Три Топтыгина сменяютдруг друга на посту в
дальнем воеводстве. Первый и второй воеводызанимались разного рода
злодеяниями: первый Топтыгин — мелкими (чижикасъел), второй -
крупными, капитальными (забрал у крестьянкорову, лошадь, двух
овец, «за что мужики осерчали и убили его»).Третий же Топтыгин не
хотел кровавых злодеяний, он пошеллиберальным путем, за что
мужики много лет присылали ему то корову, толошадь, то свинью, но
в конце концов, лопнуло терпение мужиков, иони расправились с
воеводой. В этой расправе ясно видятсястихийные бунты крестьянства
против своих угнетателей. Щедрин показал,что недовольство народа
обусловлено не только произволомнаместников, но и порочностью
всей царской системы, что дорога к счастьюнарода лежит через
свержение монархии, то есть через революцию.
Щедрин не уставал изобличать порокисамодержавия и в других своих
сказках. В сказке «Орел-меценат»выдающийся писатель показал
отношение верхов к искусству, науке ипросвещению. Он делает один
вывод, «что орлы для просвещения не нужны».В сказке «Премудрый
пескарь» Щедрин высмеивает мещанство(«жил дрожал и помирал
дрожал»). Также неравнодушен Салтыков и кидеалистам- утопистам
(сказка «Карась-идеалист»). Писательутверждает, что не словами, а
решительными действиями можнодостичь счастливого будущего, и
сделать это может сам народ. Народ в сказкахСалтыкова-Щедрина
талантлив, самобытен житейской смекалкой.Мужик делает из
собственных волос невод и лодку в сказке огенералах. Писательгуманист полон горечи за своймногострадальный народ, утверждая, что
он своими руками «вьет веревку, которуюему потом накинут на шею
угнетатели». Образ коняги из сказкиЩедрина — символ порабощенного
народа.
Свой стиль Щедрин называет эзоповским, вкаждой сказке
присутствует подтекст, различныеиносказания. Тесно связаны сказки
Щедрина с народным творчеством: он частоупотребляет народные
пословицы и выражения. Литературноенаследство Щедрина, как и
всякого гениального писателя, принадлежитне только прошлому, но и
настоящему, и будущему.