Гамлет — идеальный герой своего времени
Перед нами прошла вся жизнь Гамлета. Хотя трагедия охватывает несколько месяцев, но это был период настоящего превращения героя из мальчика, который никогда не сталкивался с будничной чернотой жизни, в мыслителя, философа, готового к действиям юноши.
Несколько штрихов Шекспир подает для изображения того, каким Гамлет был до того, как возникли в его жизни сложные вопросы.
Гамлет был принцем Датским, наследником королевского трона. Имел ничем не омраченную жизнь, учился в наилучшем Виттенберзском университете, который был символом свободной мысли, «синонимом духовной реформации ХVI века».
Гамлет не только был знаком с научной мыслью в свое время, он хорошо знал литературу, искусство, сам писал стихотворения, знал правила сценического действия. Как настоящий человек в свое время, Гамлет владел и мечом.
Гамлет — настоящий гуманист, он хорошо понимал недостатки в свое время и мог бы быть мудрым правителем.
Как сын своего отца, Гамлет должен отомстить за честь семьи, убить Клавдия, который не только отравил брата-короля, но и виновный в грехе «кровосмешения». Братоубийца плодит вокруг себя только зло. Беда Гамлета в том, что он не хочет быть продолжателем зла — ведь, чтобы искоренить зло, Гамлету придется применить то же зло. Ему трудно ступить на такой путь. Героя раздирает раздвоенность: дух отца призывает к мести, внутренний же голос останавливает «действие зла». Гамлет пытается вывести зло, как говорят, «на чистую воду». Для этого и устраивает он представление.
Гамлет надеялся, что король и сам теперь сознается в совершенном преступлении. Он и сознается, но один на один, только в монологе с собой. Гамлет теряет благоприятный момент и дает возможность выиграть королю, который плетет против него новые сети зла.
Гамлет умеет быть решительным — убивает же он Полония, думая, что то король; отправляет хладнокровно на смерть Гильденстерна и Розенкранца, с горькой иронией, отмечая, что «Жизнь для человека — это сказать: «Раз». Почему же Гамлет так долго не осмеливается отомстить Клавдию, наказать его?
Не только об отплате за личную несправедливость или только месть за убитого отца думает Гамлет — душу его теребят размышления о необходимости битвы с мировым злом.
Гамлет берет на себя ответственность за мировое зло, хочет установить «связь времен», возобновить равновесие добра и зла. Но он бессилен перед миром неправды. Гамлет верит в силу правды, он завещает Горацио сказать о нем «повесть» людям. Значит, он осознает, что побороть зло дано еще не ему, он должен только пролагать путь к «логову» зла.
Пусть буду я жестоким — и не зверем,
Пусть ранит острое слово — не кинжал,
— так думает иногда Гамлет.
Он — человек своей эпохи, который несет в себе ее раздвоенность. С одной стороны, Гамлет понимает, что человек — венец всего живого, украшение природы; с другой — убеждается, что человек недалеко ушел от животного, он обычный «прах», «глина». Гамлет убежден, что потустороннего мира не существует и в то же время убеждается впротивоположном: слова Привидения являются правдой.
противоположном: слова Привидения являются правдой. Гамлет может действовать и действует, но его раздирают совесть и сомнения, он готов к мести и бездействует; он не может решиться на одно убийство, а его поведение влечет гибель тех людей, которые не должны были бы быть наказаны.
Вероятно, Гамлет «сам себя перехитрил»: слишком много говорит, размышляет, делает все, кроме главного. Человек — это прекрасное, совершенное создание. Эти убеждения человека своей эпохи столкнулись со старым образом жизни, в котором все средства прекрасны для достижения своей цели, в котором действуют законы негуманные, жестокие. В борьбе с макиавелистами Гамлет погибает. Он похож на Дон Кихота, который тоже вышел на борьбу с целым миром.
Такие герои погибают. Погибают физически. Но духовно живут вечно. Тревожат мнения людей, побуждают их к поискам смысла жизни. Благодаря таким, как Гамлет, человек остается человеком, существом совершенным — «Homo sapiens» находится в постоянном поиске истины, решая вопрос за вопросам: «Быть или не быть?».
Несколько штрихов Шекспир подает для изображения того, каким Гамлет был до того, как возникли в его жизни сложные вопросы.
Гамлет был принцем Датским, наследником королевского трона. Имел ничем не омраченную жизнь, учился в наилучшем Виттенберзском университете, который был символом свободной мысли, «синонимом духовной реформации ХVI века».
Гамлет не только был знаком с научной мыслью в свое время, он хорошо знал литературу, искусство, сам писал стихотворения, знал правила сценического действия. Как настоящий человек в свое время, Гамлет владел и мечом.
Гамлет — настоящий гуманист, он хорошо понимал недостатки в свое время и мог бы быть мудрым правителем.
Как сын своего отца, Гамлет должен отомстить за честь семьи, убить Клавдия, который не только отравил брата-короля, но и виновный в грехе «кровосмешения». Братоубийца плодит вокруг себя только зло. Беда Гамлета в том, что он не хочет быть продолжателем зла — ведь, чтобы искоренить зло, Гамлету придется применить то же зло. Ему трудно ступить на такой путь. Героя раздирает раздвоенность: дух отца призывает к мести, внутренний же голос останавливает «действие зла». Гамлет пытается вывести зло, как говорят, «на чистую воду». Для этого и устраивает он представление.
Гамлет надеялся, что король и сам теперь сознается в совершенном преступлении. Он и сознается, но один на один, только в монологе с собой. Гамлет теряет благоприятный момент и дает возможность выиграть королю, который плетет против него новые сети зла.
Гамлет умеет быть решительным — убивает же он Полония, думая, что то король; отправляет хладнокровно на смерть Гильденстерна и Розенкранца, с горькой иронией, отмечая, что «Жизнь для человека — это сказать: «Раз». Почему же Гамлет так долго не осмеливается отомстить Клавдию, наказать его?
Не только об отплате за личную несправедливость или только месть за убитого отца думает Гамлет — душу его теребят размышления о необходимости битвы с мировым злом.
Гамлет берет на себя ответственность за мировое зло, хочет установить «связь времен», возобновить равновесие добра и зла. Но он бессилен перед миром неправды. Гамлет верит в силу правды, он завещает Горацио сказать о нем «повесть» людям. Значит, он осознает, что побороть зло дано еще не ему, он должен только пролагать путь к «логову» зла.
Пусть буду я жестоким — и не зверем,
Пусть ранит острое слово — не кинжал,
— так думает иногда Гамлет.
Он — человек своей эпохи, который несет в себе ее раздвоенность. С одной стороны, Гамлет понимает, что человек — венец всего живого, украшение природы; с другой — убеждается, что человек недалеко ушел от животного, он обычный «прах», «глина». Гамлет убежден, что потустороннего мира не существует и в то же время убеждается впротивоположном: слова Привидения являются правдой.
противоположном: слова Привидения являются правдой. Гамлет может действовать и действует, но его раздирают совесть и сомнения, он готов к мести и бездействует; он не может решиться на одно убийство, а его поведение влечет гибель тех людей, которые не должны были бы быть наказаны.
Вероятно, Гамлет «сам себя перехитрил»: слишком много говорит, размышляет, делает все, кроме главного. Человек — это прекрасное, совершенное создание. Эти убеждения человека своей эпохи столкнулись со старым образом жизни, в котором все средства прекрасны для достижения своей цели, в котором действуют законы негуманные, жестокие. В борьбе с макиавелистами Гамлет погибает. Он похож на Дон Кихота, который тоже вышел на борьбу с целым миром.
Такие герои погибают. Погибают физически. Но духовно живут вечно. Тревожат мнения людей, побуждают их к поискам смысла жизни. Благодаря таким, как Гамлет, человек остается человеком, существом совершенным — «Homo sapiens» находится в постоянном поиске истины, решая вопрос за вопросам: «Быть или не быть?».