Проблемы добра и зла в трагедии Шекспира «Гамлет»
Школьное сочинение о начале XVII в., о столкновении мира, в котором господствуют «сила золота и пагубные страсти», со старым миром жестокого феодального насилия чтобы поколебать светлую веру гуманистов в торжество добра, человечности, чести. Именно в те времена английский драматург Уильям Шекспир создает наиболее философское и самое проблемной произведение – трагедию «Гамлет». И Принц Гамлет, главный герой трагедии, сначала предстает перед нами как типичный интеллигент-гуманист, который искренне верит в человека – «совершенного из все созданий». Он – студент одного из престижных университетов своего времени, окруженный друзьями. Преисполненный горячей любовью к жизни, герой не знает, что его представление о мире и реальная жизнь – разные вещи. Но вскоре он это поймет, и два противоречивых чувства завладеют его душой.
Вернувшись в Датское королевство после неожиданной смерти отца, принц узнает, что мать, королева Гертруда, не успев сбить «башмаков, в которых она за гробом мужа шла в слезах», выходит замуж за ничтожного и хитрого Клавдия, который и отравил короля. Принц клянется отомстить негодяю, и отныне месть становится смыслом его жизни. В знаменитом монологе Гамлета о человеке автор показывает, что в принце начинается разрушительная борьба между идеальными представлениями и жестокой реальностью.
«Что за мастерское произведение человек! Какой благородный ум! Какой безграничный дар! Как поражает и удивляет целостность фигуры и дела! Действием подобен ангелу! Умом – божеству. Красотой – вселенной! Совершеннейший из всех созданий». Подлое убийство отца, непристойное и позорное замужество матери с Клавдием, вероломство придворных, предательство друзей и малодушная слабость любимой, – все это, наполняя душу невыносимыми страданиями, безжалостно сталкивает принца с проблемами реальной жизни. Приходит горькое прозрение того, что «Дания – тюрьма», «время – свихнулось, ад «свихнулся». Надев маску шута, Гамлет вступает в неравный смертельный бой. Он убивает Полония, который шпионит за ним, раскрывает измену своих университетских товарищей, отказывается от Офелии, которая не может противостоять злу и втянута в интригу против Гамлета. Не о воздаянии за личную обиду или только о мести за убитого отца думает Гамлет. Душу бередят размышления о необходимости битвы с мировым злом: «свихнулось время… О, судьба злая моя! Почему ею править должен я?». Но имеет ли он на это право? Ведь зло живет и в нем самом: «Сам я более-менее честный, да и то мог бы упрекнуть в себе нечто такое, что лучше было бы моей маме и не родить меня на свет. Я очень высокомерный, мстительный, честолюбивый… Мы все отъявленные проходимцы… ». Как же тогда победить зло? Как помочь человеку стать «гвоздем вселенной»? Гамлет медлит, страдая под тяжестью вселенской муки, ставя перед собой роковой вопрос: «Быть или не быть?».
В решении этого вопроса и заключается сущность трагедии Гамлета – трагедии личности, которая пришла в мир слишком рано и отчетливо увидела его несовершенство. Это трагедия ума.
рагедия ума. «Так разум пугливыми нас делает, яркие краски внезапной отваги от размышлений теряют цвет свой, а намерения высокие, чуть родившись, умирают, еще не воплотившись в действие». Отсюда и скорбь Гамлета, который осознает, что в борьбе со злом единственно возможным способом является то самое зло, применение которого искажает и искажает самую благородную цель. Отсюда почти отчаянный крик, вырывается из груди Гамлета перед встречей с матерью: «Не предай природы, сердце, не позволь Нероновой душе войти в эти грудь. Пусть буду я жестоким – и не зверем, пусть ранит острое слово – не кинжал, душа и мой язык пусть лицемерят».
В нем все кипит, клокочет, вздрагивает, он действительно близок к безумию, потому что зрелище господствующего зла невыносимо для него. И Гамлет наконец принимает решение.
Взяв на себя личную ответственность за мировое зло, за все несовершенства и страдания людей на земле, остро, чувствуя свое одиночество и осознавая свое бессилие, Гамлет все же бросается в бой и гибнет как борец, завещая нам образец поведения человека и понимание того, каким смелым должно быть его мнение, какими светлыми должны быть его помыслы, и совесть, и душа в борьбе за высокие человеческие идеалы.
Трагедия Шекспира поднимает вечные проблемы: противоречие между идеалом и действием, целью и средствами его достижения, роли личности в истории и, наконец, в чем заключается смысл жизни каждого человека.
Вернувшись в Датское королевство после неожиданной смерти отца, принц узнает, что мать, королева Гертруда, не успев сбить «башмаков, в которых она за гробом мужа шла в слезах», выходит замуж за ничтожного и хитрого Клавдия, который и отравил короля. Принц клянется отомстить негодяю, и отныне месть становится смыслом его жизни. В знаменитом монологе Гамлета о человеке автор показывает, что в принце начинается разрушительная борьба между идеальными представлениями и жестокой реальностью.
«Что за мастерское произведение человек! Какой благородный ум! Какой безграничный дар! Как поражает и удивляет целостность фигуры и дела! Действием подобен ангелу! Умом – божеству. Красотой – вселенной! Совершеннейший из всех созданий». Подлое убийство отца, непристойное и позорное замужество матери с Клавдием, вероломство придворных, предательство друзей и малодушная слабость любимой, – все это, наполняя душу невыносимыми страданиями, безжалостно сталкивает принца с проблемами реальной жизни. Приходит горькое прозрение того, что «Дания – тюрьма», «время – свихнулось, ад «свихнулся». Надев маску шута, Гамлет вступает в неравный смертельный бой. Он убивает Полония, который шпионит за ним, раскрывает измену своих университетских товарищей, отказывается от Офелии, которая не может противостоять злу и втянута в интригу против Гамлета. Не о воздаянии за личную обиду или только о мести за убитого отца думает Гамлет. Душу бередят размышления о необходимости битвы с мировым злом: «свихнулось время… О, судьба злая моя! Почему ею править должен я?». Но имеет ли он на это право? Ведь зло живет и в нем самом: «Сам я более-менее честный, да и то мог бы упрекнуть в себе нечто такое, что лучше было бы моей маме и не родить меня на свет. Я очень высокомерный, мстительный, честолюбивый… Мы все отъявленные проходимцы… ». Как же тогда победить зло? Как помочь человеку стать «гвоздем вселенной»? Гамлет медлит, страдая под тяжестью вселенской муки, ставя перед собой роковой вопрос: «Быть или не быть?».
В решении этого вопроса и заключается сущность трагедии Гамлета – трагедии личности, которая пришла в мир слишком рано и отчетливо увидела его несовершенство. Это трагедия ума.
рагедия ума. «Так разум пугливыми нас делает, яркие краски внезапной отваги от размышлений теряют цвет свой, а намерения высокие, чуть родившись, умирают, еще не воплотившись в действие». Отсюда и скорбь Гамлета, который осознает, что в борьбе со злом единственно возможным способом является то самое зло, применение которого искажает и искажает самую благородную цель. Отсюда почти отчаянный крик, вырывается из груди Гамлета перед встречей с матерью: «Не предай природы, сердце, не позволь Нероновой душе войти в эти грудь. Пусть буду я жестоким – и не зверем, пусть ранит острое слово – не кинжал, душа и мой язык пусть лицемерят».
В нем все кипит, клокочет, вздрагивает, он действительно близок к безумию, потому что зрелище господствующего зла невыносимо для него. И Гамлет наконец принимает решение.
Взяв на себя личную ответственность за мировое зло, за все несовершенства и страдания людей на земле, остро, чувствуя свое одиночество и осознавая свое бессилие, Гамлет все же бросается в бой и гибнет как борец, завещая нам образец поведения человека и понимание того, каким смелым должно быть его мнение, какими светлыми должны быть его помыслы, и совесть, и душа в борьбе за высокие человеческие идеалы.
Трагедия Шекспира поднимает вечные проблемы: противоречие между идеалом и действием, целью и средствами его достижения, роли личности в истории и, наконец, в чем заключается смысл жизни каждого человека.