Герой трагедии У.Шекспира «Ричард III»
Историческим прототипом является герцог Глостер (1452-1485), английский король Ричард III (с 1483 по 1485) из династии Иорков. История Ричарда Глостера — одна из самых драматических в длившейся 40 лет борьбе за английский престол, вошедшей в историю как война Алой и Белой розы, династий Ланкастеров и Иорков — послужила еще до Шекспира материалом для двух пьес: одна, написанная по-латыни Томасом Легге, «Ричард III», и другая, анонимная, «Правдивая трагедия о Ричарде III». Однако, как и для иных исторических хроник Шекспира, основным источником явились «Хроники Англии, Шотландии и Ирландии» Р.Холиншеда.
Этому же сюжету посвящено несомненно известное Шекспиру исследование великого английского гуманиста Томаса Мора «История Ричарда III» (1531). Означенные версии в большей или меньшей степени были выдержаны в «тюдоровском духе»: создававшиеся в эпоху правления представителей династии Тюдоров, они представляли Ричарда Глостера — злейшего врага этой династии — истинным исчадием ада, средоточием всех возможных пороков, каковым исторический Ричард не был. Как свидетельствуют ныне известные факты, борьба Ричарда Глостера за престол вовсе не представляла собой чего-то экстраординарного, а средства, используемые им, применялись всеми, кто оказывался в подобной ситуации. Однако Шекспир, «исказив историческую истину» (скорее всего сознательно, в угоду царствующей королеве Елизавете, последней из Тюдоров на английском престоле), создал легендарный, магнетически-завораживаюший образ злодея, один из самых сильных во всей мировой драматургии.
Эта роль, начиная с ее первого исполнителя знаменитого трагика шекспировской труппы — труппы Слуг Лорда-камергера — Ричарда Бербеджа, и по сей день будит фантазию величайших актеров мировой сцены. Р. у Шекспира — своего рода гений зла: родившийся уродом (он горбат), испытывающий вследствие этого постоянный комплекс неполноценности, он исполнен величайшей гордыни, честолюбия, жажды власти, лицемерия в соединении с постоянным лицедейством и полным аморализмом. Все это побуждает шекспировского героя на творимые им злодеяния: цепь убийств, предательств, соблазнений, беспредельного коварства и т.д. Однако при этом Р., вне всякого сомнения, сильная личность, фигура яркая и в высшей степени неординарная. Можно сказать, что он своего рода эталон властолюбия, и хотя в финале Р. погибает, но гибель эта лишь результат стечения обстоятельств, обернувшихся против него: противника, равного ему по уму, хитрости, отваге, знанию тайных пружин человеческой психологии, в пьесе нет. Во всяком случае добродетельный Генрих, граф Ричмонд, становящийся королем Генрихом XII, таковым не является. Злодеев, подобных Ричарду, побеждают не равные им личности — их сметает история, ее логический ход, ее поступательное движение, препятствием которому они оказываются, — таков вывод, к которому Шекспир подводит в финале своей пьесы.
В течение почти двух столетий (XVIII-XIX) на английской сцене шекспировская пьеса шла в переработке посредственного драматурга К.
атурга К.Сиббера, в которой образ главного героя был сведен к одному лишь злодейству, будучи полностью лишенным того человеческого магнетизма, которым он наделен у Шекспира. Тем не менее каждый из выдающихся исполнителей силой собственного дара приближал своего героя к его шекспировскому оригиналу: Дэвид Гаррик (1741), Джон Филипп Кэмбл (1783), Эдмунд Кин (1814). Среди английских актеров XX века в этой роли прославились Лоренс Оливье, сыгравший ее в театре (1944), а затем в кино (1955), а также Энтони Шер, написавший книгу «Год с королем» (1987), посвященную этой роли.
Этому же сюжету посвящено несомненно известное Шекспиру исследование великого английского гуманиста Томаса Мора «История Ричарда III» (1531). Означенные версии в большей или меньшей степени были выдержаны в «тюдоровском духе»: создававшиеся в эпоху правления представителей династии Тюдоров, они представляли Ричарда Глостера — злейшего врага этой династии — истинным исчадием ада, средоточием всех возможных пороков, каковым исторический Ричард не был. Как свидетельствуют ныне известные факты, борьба Ричарда Глостера за престол вовсе не представляла собой чего-то экстраординарного, а средства, используемые им, применялись всеми, кто оказывался в подобной ситуации. Однако Шекспир, «исказив историческую истину» (скорее всего сознательно, в угоду царствующей королеве Елизавете, последней из Тюдоров на английском престоле), создал легендарный, магнетически-завораживаюший образ злодея, один из самых сильных во всей мировой драматургии.
Эта роль, начиная с ее первого исполнителя знаменитого трагика шекспировской труппы — труппы Слуг Лорда-камергера — Ричарда Бербеджа, и по сей день будит фантазию величайших актеров мировой сцены. Р. у Шекспира — своего рода гений зла: родившийся уродом (он горбат), испытывающий вследствие этого постоянный комплекс неполноценности, он исполнен величайшей гордыни, честолюбия, жажды власти, лицемерия в соединении с постоянным лицедейством и полным аморализмом. Все это побуждает шекспировского героя на творимые им злодеяния: цепь убийств, предательств, соблазнений, беспредельного коварства и т.д. Однако при этом Р., вне всякого сомнения, сильная личность, фигура яркая и в высшей степени неординарная. Можно сказать, что он своего рода эталон властолюбия, и хотя в финале Р. погибает, но гибель эта лишь результат стечения обстоятельств, обернувшихся против него: противника, равного ему по уму, хитрости, отваге, знанию тайных пружин человеческой психологии, в пьесе нет. Во всяком случае добродетельный Генрих, граф Ричмонд, становящийся королем Генрихом XII, таковым не является. Злодеев, подобных Ричарду, побеждают не равные им личности — их сметает история, ее логический ход, ее поступательное движение, препятствием которому они оказываются, — таков вывод, к которому Шекспир подводит в финале своей пьесы.
В течение почти двух столетий (XVIII-XIX) на английской сцене шекспировская пьеса шла в переработке посредственного драматурга К.
атурга К.Сиббера, в которой образ главного героя был сведен к одному лишь злодейству, будучи полностью лишенным того человеческого магнетизма, которым он наделен у Шекспира. Тем не менее каждый из выдающихся исполнителей силой собственного дара приближал своего героя к его шекспировскому оригиналу: Дэвид Гаррик (1741), Джон Филипп Кэмбл (1783), Эдмунд Кин (1814). Среди английских актеров XX века в этой роли прославились Лоренс Оливье, сыгравший ее в театре (1944), а затем в кино (1955), а также Энтони Шер, написавший книгу «Год с королем» (1987), посвященную этой роли.