Русские сочинения - Шолохов М.А. - Поднятая целена - Великий перелом и его изображение в романе А.А. Шолохова "Поднятая целина"

Великий перелом и его изображение в романе А.А. Шолохова "Поднятая целина"

«Великий перелом» иего изображение в романе А.А. Шолохова «Поднятаяцелина»
Один из решающих рубежей в истории нашейРодины, так называемое «социалистическоепреобразование деревни» начало 30-х годовсоставляет содержание романа А.А. Шолохова«Поднятая целина» Судьбуколлективизации решал середняк.Взбаламученные пропагандой, бедняки охотношли в колхоз, видя в нем свое спасение.Середняки колебались, за них боролиськоммунисты и сельский актив. Путь трудовогокрестьянина к новой жизни был путеможесточенной классовой борьбы, открытогонасилия, ломкой судеб, жизней,традиционного быта. Беднейшее крестьянство,в основном поддерживало политику Советскойвласти, а в душе середняка происходилавнутренняя борьба: стремление к новой жизниборолось с чувством собственности. Именноэта внутренняя борьба ,«Великий перелом»в сознании и образе мышления середняка,отображается в одном из персонажей — Кондрате Майданникове. ХарактерМайданникова показан не только в схватке спротивниками колхозного строя, но и в тойвнутренней борьбе, которую ведет он с «подлюкойжалостью к своему добру» ПортретМайданникова создают немногочисленныедетали: Кондрат, «невысокий, в серомзипуне, казак», на голове у него «выцвевшаябуденовка». Собираясь выступить наобщехуторском собрании, «Майданниковдостал засаленную записную книжонку,торопливо стал искать исчерченныекаракулями странички». ГоворитМайданников о беспросветной жизнисередняка, «тоскуя глазами».Майданников мучительно ищет путь спасениясередняка от нищеты, и приходит к выводу,что это путь в колхоз. Кондрат понимает, что«рабская» привязанность ксобственности мешает таким же, как он,казакам, идти по пути новой колхозной жизни.Как «мое», нажитое кровью и потом, будеттам, в колхозе, «общим»? СознаниеМайданникова приходит в противоречие с егопривычками, чувствами. Наблюдая запереживаниями Кондрата, мы можемпредставить, что происходило в душахкрестьян в годы коллективизации.Майданников ведет свой скот в колхоз, онсправился со своей задачей, но конфликт некончился. Кондратпогнал скотину к речке. «Напоил. Быкиповернули было домой, но Кондрат сзатаенной на сердце злобой, наезжая конем,приградил им дорогу, направил к сельсовету».Мысли Майданникова, как льдины во времяледохода, наплывают друг на друга, вертятсявокруг одного:«Как будет в колхозе?Всякий ли почувствует, поймет так, как понялон, что путь туда — единственный, что этонеотвратимо? Что как ни жалко вести и кинутьна общие руки худобу, выросшую вместе сдетьми на земляном полу хаты, а надо вести. Иподлюку-жалость эту к своему добру надодавить, не давать ей ходу к сердцу». Всегоодин месяц прошел с тех пор, как Кондратзаписался в колхоз, а какие значительныеизменения произошли в его жизни и сознании.Кондрат охотно учавствовал враскулачивании, добросовестно относится ксвоим обязанностям по работе. С судьбойколхоза теперь накрепко связана судьбаМайданникова, дела колхозные постепенно становятся и его личными делами, а вот поночам по-прежнему плохо ему спится, жалостьк своему добру еще не умерла в душеКондрата. Правда, раньше Майданников думалтолько о себе, о своей семье, а теперьраздумывает о судьбе угнетенных всего мира.Раздумья Майданникова показывают, какменяется сознание человека, как вчерашнийсередняк становится колхозником, какначинает сознавать он личнуюответственность за судьбу своей великой Родины, первой в мире с огромнымитрудностями прокладывающей человечествупуть к казавшемуся тогда, совсем недалекомусветлому будущему — коммунизму. Борьба зановую жизнь требуют от Майданникованапряжения всех духовных сил. Самое трудноедля него — преодолеть привычки собственника,победить любовь к своему с таким трудомнажитому добру. Днем, когда Кондрат занят вколхозе, он забывается в работе. Дома же,особенно по ночам, не дает ему спать «проклятаяжаль». Мучительные ночные думы в самыйтрудный, поворотный момент жизни невольнопереносят его в прошлое, заставляютвспомнить весь его жизненный путь. Следя замыслями Майданникова, мы видим, что так же,как единоличное хозяйствование воспитало внем собственника, рождалопривычки, от которых «холодит сердцетоской и скукой», так и коллективный трудзаставляет Кондрата думать о делахколхозных, волноваться за них. «Ох трудно!И зачем зараз птицу сводить?» Думая особственной нужде, «Кондрат думает онужде, какую терпит строящая пятилеткустрана, и сжимает под дерюжкой кулаки, сненавистью мысленно говорит тем рабочимЗапада, которые не за коммунистов: „Продаливы нас за хорошее жалование от своих хозяев!Променяли вы нас, братушки, на сытую жизнь!Али вы не видите через границу, как намтяжко подымать хозяйство?“ Таксовершенно естественно проходит перед намився жизнь Майданникова, изображаетсяповорот его сознания; показывается, каквырывается Кондрат из мира своей прошлойжизни и растворяется своим сознанием вновом и непривычном ему коллективномукладе жизни. На производственномсовещании Майданников с недовериемотносится к хозяйственной деятельностиОстровного, интересуется нормами выработки,учета и оплаты. Добросовестно работая, онтребует того же и от других колхозников. „Пустьвсякий получает столько, сколькозарабаеывает,“- так ставит вопрос Кондрат.Важно отметить, что Майданников тянется кзнанию, стремится понять и практическииспользовать все новое в агрономии. КогдаЯков Лукич рассказывал, как надо „сеятьпо науке“, Кондрат слушал его „жадно, соткрытым ртом, задавая вопросы, вникая вовсе подробности“. Ко времени „бабьегобунта“ Кондрат уже настолькозарекомендовал себя в колхозе, что именноему доверил Давыдов ключи от амбаров ипослал за помощью в бригаду. Майданников нетолько хорошо работает, но и стремитсяподтянуть отстающих, борется с лодырями,организует наиболее рентабельно трудбригады, чего как раз не смог сделать самбригадир.Правильной расстановкой рабочейсилы, организацией учета выработки каждогоколхозника Кондрат практически разрешаетвопрос, им же поставленный напроизводственном совещании перед началомпосевной. На пахоте Кондрат разоблачает „кулацкогоагента“ Атамангукова, пытающегосядеморализовать бригаду и своейнедобросовестной работой вредящегоколхозу. Кондрат Майданников дорожитавторитетом руководителя колхоза. Авторпоказывает, как формировалось новоеотношение к труду, складывался характер „коллективного“человека. Кондрат, по словам Давыдова, „самыйфактический ударник“. Труд Майданникова — творческий, поэтому и работает он сувлечением, осознавая себя и подобных себетружеников „заглавной фигурой вСоветском государстве“. Кондрат готов»воевать за Советскую власть", готов вколхозе работать «на совесть», но отпредложения Нагульнова вступить вКоммунистическую партию отказывается. "Раз я ищо не отрешился от собственности,значит, мне и в партии не дозволяет совестьбыть,"- с дрожью в голосе говорит онМакару. Это признание Кондрата с особойсилой подчеркивает его правдивость,душевную чистоту и лишний раз убеждает втом, что Майданников победит в себе остаткисобственнического чувства, вступит впартию и будет подлинным коммунистом.Самоотверженно работая в колхозе, онокончательно излечивается от «приверженностик собственным быкам» и вступает в партию.Не кто иной, как Кондрат Майданниковсменяет сраженного вражеской пулейДавыдова на посту председателягремяченского колхоза. Здесь в колхозе, вколлективном труде Кондрат становитсяновым человеком. «Великий перелом»свершился.