Русские сочинения - Шолохов М.А. - Поднятая целина - Сцена раскулачивания в романа М. А. Шолохова «Поднятая целина»

Сцена раскулачивания в романа М. А. Шолохова «Поднятая целина»

Поднятая целина М. Шолохова пришла к читателю с перерывом в четверть века. Первая книга была создана вслед за событиями коллективизации в 1932 году. Вторая доработана после Великой Отечественной войны, она создавалась параллельно с романом Они сражались за Родину и рассказом Судьба человека в 1959 году. Первая книга романа Поднятая целина охватывает сравнительно небольшой отрезок времени всего четыре месяца (апрель 1930 г.). Действие ее развивается на очень небольшом пространстве, в основном в районе донского хутора Гремячий Лог.

Писателю удалось с большой силой и полнотой раскрыть важнейшие черты эпохи, показать характерные процессы, происходившие в начальный период коллективизации. В романе в полной мере воплощены основные черты реализма: правдивость, историческая конкретность в изображении жизни того времени. Безусловно, в этом романе сказалось давление определенных схем, возникших в литературе о коллективизации в конце 30-х годов. Но надо учесть, что Шолохов верил в необходимость для всей стране скорейшего рывка вперед в деле индустриализации, повышения ее оборонной мощи, вообще усиления ее монолитности. Шолохов был полон, как и его Нагульнов и Давыдов, исторического нетерпения.

Однако талант Шолохова упорно сопротивлялся насилию схемы. Мы можем проследить это на примере седьмой главы в сцене раскулачивания Фрола Дамаскова. Дамасковы считались на хуторе зажиточными крестьянами: имели большое хозяйство, добротный дом, да и в сундуках добра хватало. Но ведь не с неба сыпалось на них богатство, все доставалось им их собственным трудом. Логика здесь простая: хочешь жить хорошо работай с утра до ночи. А Дамасковых бог не обделил трудолюбием. Шолохов подчеркивает, что жили то бедно в основном те, кто не хотел и не умел работать. С приходом революции все перевернулось, и Дамасковы из зажиточных хозяев превратились в кулаков, как и многие другие: Гаевы, у которых детей одиннадцать штук, Тит Бородин, который добровольно в 18 году ушел в Красную гвардию. И вот что странно не нравились почему-то Советской власти работящие люди. Тех, кто работал день и ночь, цеплялся зубами в хозяйство, как кобель в падлу, вызывали в ячейку или Совет и стыдили страшным стыдом. Оказалось, что богатым теперь быть стыдно, а быть бедным, пользуясь чужим имуществом, стало нормой.

Когда Андрей Разметнов пришел со своей группой к Фролу Дамаскову, тот попытался возмутиться. И возмущение его понятно. Человек трудился всю жизнь, и теперь на старости лет должен лишиться всего: дома, скота, даже одежды. Но приговор был неумолим уничтожаем тебя как кулацкий класс. Для семьи Дамасковых подобная грабиловка обернулась трагедией, а для участников раскулачивания настоящим праздником. Демка Ушаков с явным удовольствием пересчитывал стулья, кровати, сапоги, тулупы. Застенчивый Михаил Игнатенок пытался стащить с хозяйской дочки юбки, которые та успела на себя надеть. Даже Демид Молчун, который говорил только при крайней необходимости, и то оживился, вступил в разговор.

А когда вскрыли амбар, то все просто опьянели от радости.

крыли амбар, то все просто опьянели от радости. Червонного золота пашеница была в огромном количестве: тут и на хлебозаготовку хватит, и скот подкормить. Однако Андрей Разметнов не разделял всеобщей опьяняющей радости. Было чтото разбойничье в их действиях. Не так представлял он себе равенство между людьми один отнимает у другого. Особенно его поразил тот момент, когда он увидел новые, подшитые кожей Фроловы валенки на Демиде Молчуне. Эти самые валенки были на Дамаскове, когда они только пришли. Вечером этого же дня Разметнов придет в сельсовет и скажет Давыдову: Больше не работаю Раскулачивать больше не пойду. Идея раскулачивания получить все, ничего не делая. Такая вседозволенность расхолаживает людей, лишает их человеческого обличия. Ведь по сути своей раскулачивание то же грабительство, только официальное, прикрытое ничем не обоснованными распоряжениями и постановлениями Советской власти. Такое насилие неприемлемо для Шолохова, как и вообще любое насилие.

Многое в романе кажется противоречивым, но зачастую закономерным. С одной стороны мы видим, как меняется нравственный облик казаков. Давыдов старается воздействовать на сознание сельчан своим собственным примером, когда ставит рекорд на самой трудной сельской работе – пахоте: «Умру на пашне, а вспашу десятину с четвертью!», задев этим самолюбие казаков. После этого даже Антип Грач, самый забитый бедностью и неудачами казак, вспахал столько же и почувствовал уважение к себе. Конечно, велика сила примера самого руководителя, человека идейно убежденного, честного, бескорыстного. За несколько месяцев изменилось сознание крестьян: стали казаки трудиться на колхозном поле не за страх, а за совесть. Примером для них служит Кондрат Майданников, совестливый и трудолюбивый человек, который «колхозную копейку уронит, а две поднимет».

С другой стороны – нравственное падение человека. Необходимость расстаться с кровным, нажитым, с теми, кого ты кормил и кто кормил тебя, оборачивается крушением мира для казаков. И как бы в предчувствии конца света, они начинают уничтожать стельных коров и овец, молодняк. В сцене раскулачивания Гаева Шолохов показал окончательное падение людей. Беднота, дорвавшаяся, наконец, до чужого добра, бесчинствует.

С упавшего старика Лапшинова Демид Молчун стянул валенки и надел на себя. Ушаков рвал из рук хозяйки гусыню до тех пор, пока не оторвал голову. Любшин щеголяет в шароварах, отобранных у соседа, а жена Ушакова в новой юбке, снятой с кулацкой девки, а детишки их получили одежонку, возможно, с детей Гаева. Даже Андрей Разметнов, председатель сельсовета, отказывается идти раскулачивать, «с детишками воевать». «Разве это дело! Е Пришли мы – как они взъюжались. На мне ажник волос ворохнулся! ЕБабы – по-мертвому, водой отливали сноху и детей»- говорит он. И так в каждой семье раскулаченных… Так на практике осуществлялся социалистический гуманизм, который, отвергая общечеловеческие ценности, носил классовый характер – любовь к человеку социально близкому и ненависть к классовому врагу, даже к детям которого не допускалось сострадание: «А они нас жалели»- кричит Давыдов, вспоминая свое детство.

лассовому врагу, даже к детям которого не допускалось сострадание: «А они нас жалели»- кричит Давыдов, вспоминая свое детство. Нагульнов же в припадке ненависти говорит Разметнову: « Жалеешь. Да я тысячи станови зараз дедов, детишек, баб. Да скажи мне, что надо их в распыл. Для революции надо. Я их из пулемета. всех порешу!» Нагульнов готов все проблемы решать при помощи револьвера: наганом бьет единоличника Банника по голове, заставляя везти свое семенное зерно в общественный амбар, в другой раз с наганом в руках обороняет колхозный амбар от бунтующих баб.

Таким образом, грабеж, присвоение чужого были официально разрешены и одобрены, давали законные основания для проявления самых низменных чувств и устремлений – зависти, стяжательства, давая выход злобе, мстительности, т. е. освобождая от моральной ответственности каждого соучастника творимого преступления. Это можно объяснить, но не оправдать, отчасти тем, что обращение людей в иную веру – «колхоз», часто сопровождающееся насильственными методами, требование отказаться от веры в бога, не посещать церковь, которая для русского народа всегда была неотъемлемой частью жизни, поломало привычный стиль жизни, моральные устои. Отчасти тем, что тогда многие, особенно молодежь, с оружием в руках защищая власть Советов, думали, что путь в счастливое будущее лежит через насилие и кровь. Мне кажется, что идея коллективизации потерпела не только физический, но и моральный крах.

Многое критики сейчас спорят, изменил ли талант Шолохову, в своем романе он написал полуправду. Мне кажется, людям свойственно идеализировать действительность, когда они хотят, чтобы было как лучше. Шолохов не избежал этой участи. Заканчивая роман, Шолохов утверждает веру в новую жизнь, мечту о лучшем: «Еза невидимой кромкой горизонта алым полымем озарялось сразу полнеба, и, будя к жизни засыпающую природу, величавая и буйная, как в жаркую летнюю пору, шла последняя в этом году гроза».

Давыдов политически воспитывает гремяченцев, при этом терпеливо разъясняя людям политику партии. Он становится непоколебим, если дело касается его убеждений. Так было в сцене бабьего бунта. Ему грозит смерть от разъяренной толпы. Однако Давыдов не теряет присутствия духа. Замечательной чертой его является вера в будущее, но это не призрачные мечты, не иллюзии. Он говорит о казачонке Федотке: Хорошую жизнь им построим, факт! Бегает сейчас Федотка в отцовском картузе казачьего фасона, а лет через двадцать будет электроплугом наворачивать вот эту землю… Счастливые будут Федотки, факт! Писатель показывает в Давыдове его обаяние, нежность, жизнерадостность, со, страниц романа встает перед нами вожак народной массы, просто человек, цельная натура. Помимо Давыдова в романе изображены Андрей Разметнов и Макар Нагульнов. Андрей Разметнов вырос в бедной семье, познал нищету и унижения, поэтому сразу потел служить в Красную армию и был предан Советской власти. Но он недостаточно грамотен. Порой ему бывает трудно разобраться в окружающей обстановке, он постоянно учится

тоянно учится