Русские сочинения - Шолохов М.А. - Поднятая целина - Судьба отдельной личности с судьбами эпохи в романе «Поднятая целина»

Судьба отдельной личности с судьбами эпохи в романе «Поднятая целина»

Следуя горьковским традициям, Шолохов тесно связывает судьбы: отдельной личности с судьбами эпохи, народа, глубоко раскрывает психологию героя в связи с конкретно-историческими событиями, в процессе участия в них. Индивидуальные качества героя не заслоняют его социальной характеристики. Писатель часто делает экскурсы в прошлое героев, определяет их место в борьбе народа за свое освобождение. Социальная сущность характеров раскрывается в портретных характеристиках, в поступках и взаимоотношении с народом, в речи, размышлениях и переживаниях. Применяя многообразные способы типизации характеров, Шолохов наделяет героев чертами, обусловленными теми социально-историческими событиями, с которыми они связаны.

Если Горький в романе «Мать» типизировал рост политической сознательности и организованности рабочих, вступивших в революционную борьбу с царизмом и возглавивших ее, если Фурманов в «Чапаеве» и Фадеев в «Разгроме» изобразили руководящую роль рабочего класса в гражданской войне, а Гладков в «Цементе» показал героическую борьбу рабочих за восстановление народного хозяйства после войны,— то Шолохов в «Поднятой целине» нарисовал рабочего в период коллективизации деревни и ознаменовал новый этап в изображении положительного героя в советской литературе.

Шолохов часто достигает типичности образа заострением ведущих черт характера героя. Подчеркивая необузданность и горячность натуры Нагульнова, Шолохов показывает, какой вред могут нанести даже преданные партии люди.

Такое соотношение сил, выраженное в композиции романа, сохраняется вплоть до кульминационных глав, в которых раскрывается историческое значение решений партии по вопросам колхозного строительства. Эти главы являются кульминационными не только в развитии сюжета. Они стоят в центре композиции произведения. Шолохов показывает направляющую роль Коммунистической партии в строительстве социализма.

Гремяченские коммунисты сосредоточивают все силы, чтобы устранить перегибы, крепнет единство партии и народа, рушатся последние надежды врагов колхозного строя. Половцев и Лятьевскйй вынуждены скрыться из хутора, а Островнов — временно прекратить подрывную работу в колхозе. Последующие главы романа вплоть до завершения первой книги повествуют об организационном укреплении колхоза, торжестве колхозного строя.

Историзм эпического повествования сочетается в «Поднятой целине» с мастерскими описаниями природы, лирическими отступлениями, экскурсами в прошлое героев, бытовыми юмористическими сценами. Композиция и все другие художественные средства передают значительность происходящих в Гремячем Логу перемен, движения народа к социализму.

Пейзаж Важное место в композиции романа занимают описания природы. Часто главы пейзажами открываются и завершаются. Иногда пейзажные зарисовки вкрапливаются в авторскую речь и речь; героев, сливаются с внутренним состоянием отдельных лиц (ночной ветер и переживания Островнова; весенние ночи, соловьиное пение и тоска Давыдова; ночь в Москве и Гремячем Логу и размышления Майданникова).

мышления Майданникова).

Выполняя различные функции, шолоховские пейзажи всегда подчинены раскрытию идейной проблематики романа. Они тесно связаны с той напряженной борьбой, которая разворачивается в донском хуторе. Уже в первой главе, перед приездом Половцева в Гремячий Лог, Шолохов пейзажной зарисовкой предупреждает о надвигающейся опасности: «… заглохнут дневные запахи и звуки, и по чернобылу, по бурьянам, по выцветшей на стернях брице, по волнистым буграм зяби неслышно, серой волчицей придет с востока ночь, — как следы, оставляя за собой по степи выволочки сумеречных теней».

Описанию напряженных событий в Гремячем Логу, связанных с массовым уничтожением скота, предшествует картина лютых февральских морозов: «Февраль… Жмут, корежат землю холода. В белом морозном накале встает солнце. Там, где ветры слизали снег, земля по ночам гулко лопается»; «Полночь так тиха, так студеное небо в зыбкой россыпи многозвездья, что кажется — мир покинут живыми. В голубой степи снежной целиной пройдет волк»; «В темных окнах хат багрово полыхающие зарева огней; отсвет топящихся печек». Возможность наступления тревожных событий усиливается частым упоминанием сурового морозного месяца, которым открывается и замыкается пейзаж.