Русские сочинения - Шолохов М.А. - Поднятая целина - Тема поиска правды в прозе М. А. Шолохова. (По роману «Поднятая целина»)

Тема поиска правды в прозе М. А. Шолохова. (По роману «Поднятая целина»)

Для русского человека во все времена свойственно было искать правду. Более того, обретать твердость духа и успокоение в полученных путем долгих размышлений выводах. У каждого подобного мыслителя оказывается своя правда. У главного героя романа М. Горького «На дне» Луки правда заключается в том, что любой человек достоин жалости, поэтому нужно сочувствовать каждому. Правда другой героини Горького Ниловны, в том, что необходимо во всем поддерживать любимого сына, даже если не всегда ясно, какие идеи он проповедует. Другими словами, каждый человек должен решить для себя определенные вопросы. Уже в связи с этим решением должна строиться жизнь. Нередко подобные искания очень мучительны. Особенно, когда в стране, в которой ты живешь, наступают неспокойные времена.
Для крестьян хутора Гремячий Лог выбор особенно труден. С одной стороны, многовековой уклад жизни, незыблемые ранее традиции и привычки, с другой стороны, обещание лучшей жизни, а иногда и серьезное давление представителей новой Советской власти. Хуторяне пришли в замешательство. Твердую линию в этот момент ведут немногие обитатели Гремячьего Лога. В том числе находящиеся здесь коммунисты и их ярые противники в лице Островного, Половцева и Лятьевского.
С самого начала можно заметить, что коммунисты, оказавшиеся у власти в хуторе, не отличаются серьезным образованием и знанием проповедуемой новой властью идеологии. Эти люди в большинстве случаев действуют самостоятельно, не опираясь на теоретическую или практическую базу, которой у них попросту нет. В романе довольно неясно и расплывчато показан образ высокого партийного начальства, а значит, многие начинания исходят исключительно от власти на местах, и в частности во многом зависят от личностей и качеств характера местного руководства. Даже у каждого из коммунистов Гремячьего Лога оказывается своя правда. Нагульнов наивно мечтает о свершении и победе мировой революции. Причем этот факт будет ознаменован не столько какими-либо великими делами, а тем, что все будут жить в равной степени хорошо, и совершенно при этом не отличаться друг от друга, даже внешне. Люди станут «приятно смуглявы», и им нечего будет делить. Нагульнов настолько верит в свою мечту, что даже высказывает несогласие со статьей Сталина, хотя это грозит секретарю гремяченской партячейки серьезными неприятностями. Макар не отказывается от своего мнения даже после того, когда его исключают из партии.
Давыдов видит в победе революции одинаково прекрасную жизнь для всех без исключения. Давыдов, Нагульнов и Разметнов совершенно различно воспринимают жизнь.
Разметному свойственен строгий практицизм. Он чтит многовековые традиции казацкого крестьянства и понимает, что не так легко отказаться простым казакам от старого уклада жизни. Он сочувствует своим односельчанам. Однако при взаимодействии с хуторянами проявляет поистине недюжинную житейскую смекалку. Постепенно, где уговорами, где хитростью, где шуткой, он добивается своего, приобретая заслуженный авторитет у окружающих его людей.

дей.
Нагульнов, несмотря на кажущуюся суровость и несговорчивость, по своему характеру больший романтик, чем все остальные гремяченские коммунисты. Он искренен как в своих добрых чувствах, так и в ненависти. Порывистость и страстная приверженность идее приводят к тому, что ради «идеологии», если того потребует партия, он готов расстреливать и женщин, и детей, и стариков.
С начала романа Давыдов занимает как бы промежуточное положение между своими соратниками по партии. Однако постепенно его взгляд на вещи склоняется все ближе к разметнинскому. Он понимает, что главным в любой работе всегда остается взаимодействие с живыми людьми. Именно ради благополучия своих хуторян, вверенных ему колхозников он должен действовать, забывая о собственном комфорте. Иначе не стоило даже поднимать революцию.
Если говорить об идейных противниках гремяченских коммунистов, то и их жизненные позиции разнородны и неоднозначны. У Якова Лукича Островнова тоже своя правда. Этот умный, рачительный хозяин не может простить Советской власти крушение его надежд на богатое единоличное хозяйство. Этот человек никогда не пойдет в открытый бой со своими идейными врагами. Островнову свойственны такие качества, как хитрость и изворотливость. Методом борьбы с новой властью он выбирает провокацию и тайное вредительство. Он также мучительно ищет выход из сложившейся ситуации. С одной стороны, его увлекла работа в зарождающемся колхозе, с другой же стороны, на Якова Лукича сильно влияние Половцева и по-прежнему в нем живет неистребимое желание иметь свою собственность. Главный герой переживает серьезный внутренний конфликт. Не дают покоя также совершенные грехи, в частности, фактическое убийство матери из страха, что та невольно выдаст его и тайных постояльцев представителям новой власти.
Идеологии гремячьих активистов противопоставляется мировосприятие свершающихся событий и деятельность так называемых «белых»: Половцева, Лятьевс-кого. В народном понимании, правда, это нечто иное, как общественная мысль, которая способна объединить и примирить враждующие стороны. С этой точки зрения у этих главных героев не оказывается своей правды. Здесь на первый план выступают только лишь интересы, в корыстности которых можно не сомневаться.