Мастерство изображения природы
в романе Шолохова «Тихий Дон».
Ой ты, наш батюшка тихий Дон!
Ой, что же ты, тихий Дон, мутнехонек течешь?
Ах, как мне, тиху Дону, не мутну течи!
Со дна меня, тиха Дона, студены ключи бьют,
Посередь меня, тиха Дона, бела рыбица мутит.
Старинные казачьи песни
Природа тихого Дона, далекая степь и просторы выступают как отдельные герои в романе Шолохова «Тихий Дон». Писатель с
любовью описывает те казачьи края, полные свободы, лучезарного солнца, полей, где ощущается полное единение человека с
природой – идеала самого писателя.
Пейзаж Шолохова создает картину мира, дополняет ощущение реальности происходящего. Во время военных действий писатель
акцентирует внимание на моросящий дождь, пронизывающий ветер, нечто грохочущем вдалеке, морозный сизый туман. Описание
природы предвосхищает приближающиеся события романа, подготавливает читателя к восприятию грандиозных последующих
перемен. К примеру, описание пограничного состояния природы, замершей в «ожидании» Верхнедонского восстания.
Но в последней части романа вдруг «иным, чудесно обновленным и обольстительным, предстал мир, проглянувший сквозь
туман клочок чистого неба ослепил холодной синевой...». Шолохов не раз сравнивает «величаво распростертое» голубое небо,
полное беспредельных просторов, с кипящей жизнью на земле, намекая на мысль о вечной жизни, вечного противоборства, что
сродни с мотивом бесконечного неба с медленно плывущими облаками в романе эпопеи Льва Николаевича Толстова «Война и мир».
Сполна и мастерски Михаил Шолохов характеризует внутренний мир героев через явления природы. Пейзаж как средство
выражения авторской позиции передает их настроение, сердечные бури и штили. Описание «снежной громадины, влекомой вниз
из-за единственного толчка, сокрушающего все на своем пути» параллельно описанию много лет непроявлявшегося чувства в
Аксиньи, которое вдруг прорывается при единственной встрече с Григорием.
К концу романа сила чувства Мелехова и степень ощущения им потери описывается как «черное небо и ослепительно сияющий
черный диск солнца».
Автор использует психологический параллелизм в сцене проклятия Натальи своего мужа. Стремление героини отказаться от
Бога, от естественных природных начал вторит разбушевавшаяся гроза. Писатель старается показать, что, если человек слит
с родной природой, он из этого источника черпает свои душевные силы, иначе: он погибает.
Михаил Шолохов очеловечивает природу, передает каждое изменение ее настроения. В каждом лирическом отступлении
чувствуется любовь писателя к просторам, к земле, к каждому стебельку, к каждому листочку. Человек и есть сама природа,
и мы неразрывны с ней.
Особенно выделяется автором образ степи, который идет от народного представления о степи-матушке, кормилице, политой
потом и кровью живущих на ней людей. Также при описании пейзажа автор упирается на фольклорный источник:
Ой, да разродимая моя сторонка,
Не увижу больше я тебя,
Не увижу, голос не услышу
На утренней зорьке соловья.
___________
Всколыхнулся, взволновался
Православный тихий Дон.
И послушно отозвался
На призыв монарха он.
Само название романа символично и многозначно. Тихий – «величественный», Дон лишь внешне спокоен и тих, на самом деле
река полна водоворотов, подводных камней. Жизнь героев подобна течению реки, что Шолохов и доказывает в своей эпопеи. Но
в то же время как бы ни менялась жизнь, есть в ней что-то вечное, бессмертное. Меняются события истории, судьбы героев,
но каждый год цветет степь, приходят и уходят холода, течет тот тихий Дон в вечность. В этом Шолохов философствует о
круговороте жизни, о ее повторяемости и неиссякаемости.
Ой ты, наш батюшка тихий Дон!
Ой, что же ты, тихий Дон, мутнехонек течешь?
Ах, как мне, тиху Дону, не мутну течи!
Со дна меня, тиха Дона, студены ключи бьют,
Посередь меня, тиха Дона, бела рыбица мутит.
Старинные казачьи песни
Природа тихого Дона, далекая степь и просторы выступают как отдельные герои в романе Шолохова «Тихий Дон». Писатель с
любовью описывает те казачьи края, полные свободы, лучезарного солнца, полей, где ощущается полное единение человека с
природой – идеала самого писателя.
Пейзаж Шолохова создает картину мира, дополняет ощущение реальности происходящего. Во время военных действий писатель
акцентирует внимание на моросящий дождь, пронизывающий ветер, нечто грохочущем вдалеке, морозный сизый туман. Описание
природы предвосхищает приближающиеся события романа, подготавливает читателя к восприятию грандиозных последующих
перемен. К примеру, описание пограничного состояния природы, замершей в «ожидании» Верхнедонского восстания.
Но в последней части романа вдруг «иным, чудесно обновленным и обольстительным, предстал мир, проглянувший сквозь
туман клочок чистого неба ослепил холодной синевой...». Шолохов не раз сравнивает «величаво распростертое» голубое небо,
полное беспредельных просторов, с кипящей жизнью на земле, намекая на мысль о вечной жизни, вечного противоборства, что
сродни с мотивом бесконечного неба с медленно плывущими облаками в романе эпопеи Льва Николаевича Толстова «Война и мир».
Сполна и мастерски Михаил Шолохов характеризует внутренний мир героев через явления природы. Пейзаж как средство
выражения авторской позиции передает их настроение, сердечные бури и штили. Описание «снежной громадины, влекомой вниз
из-за единственного толчка, сокрушающего все на своем пути» параллельно описанию много лет непроявлявшегося чувства в
Аксиньи, которое вдруг прорывается при единственной встрече с Григорием.
К концу романа сила чувства Мелехова и степень ощущения им потери описывается как «черное небо и ослепительно сияющий
черный диск солнца».
Автор использует психологический параллелизм в сцене проклятия Натальи своего мужа. Стремление героини отказаться от
Бога, от естественных природных начал вторит разбушевавшаяся гроза. Писатель старается показать, что, если человек слит
с родной природой, он из этого источника черпает свои душевные силы, иначе: он погибает.
Михаил Шолохов очеловечивает природу, передает каждое изменение ее настроения. В каждом лирическом отступлении
чувствуется любовь писателя к просторам, к земле, к каждому стебельку, к каждому листочку. Человек и есть сама природа,
и мы неразрывны с ней.
Особенно выделяется автором образ степи, который идет от народного представления о степи-матушке, кормилице, политой
потом и кровью живущих на ней людей. Также при описании пейзажа автор упирается на фольклорный источник:
Ой, да разродимая моя сторонка,
Не увижу больше я тебя,
Не увижу, голос не услышу
На утренней зорьке соловья.
___________
Всколыхнулся, взволновался
Православный тихий Дон.
И послушно отозвался
На призыв монарха он.
Само название романа символично и многозначно. Тихий – «величественный», Дон лишь внешне спокоен и тих, на самом деле
река полна водоворотов, подводных камней. Жизнь героев подобна течению реки, что Шолохов и доказывает в своей эпопеи. Но
в то же время как бы ни менялась жизнь, есть в ней что-то вечное, бессмертное. Меняются события истории, судьбы героев,
но каждый год цветет степь, приходят и уходят холода, течет тот тихий Дон в вечность. В этом Шолохов философствует о
круговороте жизни, о ее повторяемости и неиссякаемости.