Русские сочинения - Шолохов М.А. - Разное - Мастерство изображения природы в одном из произведений русской литературы XX века

Мастерство изображения природы в одном из произведений русской литературы XX века


Люди, которые не читали «Тихий Дон» Шолохова, задаются вопросом: «Почему произведение остается читаемым, хотя в наше
время толстые романы — это не самое популярное чтение?» На мой взгляд, ответ на этот вопрос нужно искать в мастерстве
писателя, его новаторстве.
В «Тихом Доне» с необычайной силой проявилось психологическое и изобразительное мастерство его автора, языковое
новаторство Шолохова, соединившего литературный язык с народным. Огромную роль в произведении играет деталь. Шолоховская
деталь – это описание донских степей, быт и навыков казачьей жизни. Удивительно изображение пейзажа в произведении,
которое поражает своим единством и цельностью. Донская природа, впитала в себя быт и традиции казачества, как будто
живет согласно их законам. «Небо нахмурилось. Молния наискось распахала взбугренную черноземно-черную тучу, долго
копилась тишина, и где-то далеко предупреждающе громыхал гром. Ядреный дождевой сев начал приминать травы.… С минуту
черная полоскалась тишина, потом вновь по небу заджигитовала молния, усугубив дьявольскую темноту». Люди здесь
расцветают, как Наталья Коршунова в девичестве, или готовятся к смерти, как ее дед Гришака.
Неразрывность казачьего уклада и природы проявляется и в следующем. Казаки во многом зависят от состояния природы.
Неурожаи, засухи, морозы, пожары – все это влияет на жизнь казачества. Поэтому они ценят природу, ее красоту, тонко
чувствуют всей своей душой. Примером этому может служить то, как Григорий Мелехов отнесся к мертвому, им же убитому
утенку. «Григорий с внезапным чувством острой жалости глядел на мертвый комочек, лежавший у него на ладони». Природа
предчувствовала любое изменение в жизни людей. И именно описывая пейзаж, Шолохов предупреждает об опасности. Через
состояние природы предвидит те события, которые должны неминуемо прийти в жизнь казачества. Среда, окружающая казаков,
предвкушает наступление войны. Природа резко меняется. «Против хутора мелел Дон, и там, где раньше быстрилось шальное
стремя, образовался бор… Ночами густели за Доном тучи, лопались сухо и раскатисто громовые удары, но не падал на землю,
пышущую горячим жаром, дождь, вхолостую палила молни!
я, ломая небо на остроугольные голубые краюхи». Шолоховский пейзаж в романе всегда связан с рядом событий в романе:
события в жизни людей и в жизни природы даются в единстве, мир людей и мир природы осмыслены автором как единый
жизненный поток. Тонко очерченная картина природы – «А весна в тот год сияла невиданными красками» — навевает мысли о
чудовищной нелепости кровопролития, таит осуждение бесчеловечности войны.
Через пейзаж Шолохов отражает образ и главного героя – Григория Мелехова. Земля и труд на ней, воинский долг, хутор,
курень – вот составляющие духовного мира казака, вот условия, которые сформировали характер Григория. Любовь ко всему
живому, острое ощущение чужой боли, способность к состраданию раскрывает автор на протяжении всего романа. Говоря о
характере главного героя, следует отметить свойственное ему чувство нерасторжимой связи с окружающим миром: «Григорий
долго стоял у воды. Прелью сырой и пресной дышал берег. С губ конских ронялась дробная капель. На сердце у Григория
сладостная пустота». Тонкое чувство природы звучит и в прямой речи Григория: «Волосы у тебя дурнопьяном пахнут. Знаешь,
цветком таким белым…»
Все переживания во время войны, тяжесть военного времени Шолохов отобразил в пейзаже. «Там, где шли бои, хмурое лицо
земли оспой взрыли снаряды: ржавели в ней, тоскуя по человеческой крови, осколки чугуна и стали. По ночам за горизонтом
тянулись к небу рукастые алые зарева, зарницами полыхали деревни, местечки, городки. В августе – когда вызревает плод и
доспевает хлеб, — небо неулыбчиво серело, редкие погожие дни томили парной жарой.… В садах жирно желтел лист, от черенка
наливался предсмертным багрянцем, и издали, похоже, было, что деревья – в рваных ранах и кровоточат рудой древесной
кровью». Благодаря метафорам, ярким олицетворениям, создается ощущение, что сама природа участвует в войне. Подобный
прием изображения войны мы можем наблюдать и в романе Л. Н. Толстого «Война и Мир».
Самобытность произведения, мастерство Шолохова заключается в постоянном проведении параллели между жизнью казаков и
окружающей их удивительной природы. Степь с ее раздольем, Дон с его величавым течением, речные и степные запахи – все
это для Шолохова не постороннее, а с детства родное, хватающее за сердце, как и судьбы людские. Широта, масштабность
картин природы сродни тем историческим событиям, которые описываются в романе. А тонкость наблюдения, отдельные детали в
изображении донского пейзажа подчеркивают уникальность и ценность жизни каждого человека.
Пейзаж у Шолохова очеловечен, одухотворен. Он то своим величием и красотой оттеняет несовершенство человеческого бытия,
жестокость событий, в которые вовлечены донские казаки, то гармонично сливается с душевным миром героев.
Милосердная и прекрасная в своем очаровании природа – это и место обитания людей, и идеал, и удивительная гармония.
Романтика и будни, красота и жестокость, неукротимая сила и тонкий душевный уклад – таков пейзаж в изображении М. А.
Шолохова.