Русские сочинения
-
Шолохов М.А.
-
Тихий дон
-
Тема человеческой судьбы в одном из произведений русской литературы.
Тема человеческой судьбы в одном из произведений русской литературы.
Тема человеческой судьбы в одном из произведений русской литературы.
«Тихий Дон» — грандиозное произведение XX века, созданное незаурядным певцом казачьего быта – Михаилом Шлолховым. Все
усилия писателя были направлены на то, чтобы показать казачество в революции. И ему удалось. Из-под пера вышел роман,
который с первых же минут своей жизни овладел вниманием миллионов людей.
«Тихий Дон» — это не просто роман, а роман-эпопея, посвященный судьба народа в переломный этап его истории. По своему
«языку, сердечности, человечности, пластичности» он является «общерусским, национальным, народным». И первые в истории
мирового искусства основными действующими лицами величайшей эпопеи становятся простые люди из народа, обычные
крестьяне-труженники. «Они – в крупном изображении, с броской внешностью, особенным характером, положительностью,
практическим умом, речью». Здесь нет побочных героев, все они главные, но все же запевалой в этом многоголосном хоре
является ликой казак донского хутора – Григорий Мелехов, судьба которого стала символом трагических судеб всего русского
казачества.
Описанию его внешности посвящено всего несколько строк, но этого будет достаточно, чтобы представить себе эту
цельную, выделяющуюся среди других натур с единым взглядом и устремлениями.
Григорий Мелехов – представитель двух кровей: турецкой и казацкой. Горячая и пылающая в его жилах турецкая кровь
досталась в наследство от бабки-турчанки. От нее же он унаследовал восточные «чуть косые прореди» глаз. Остальные черты
и качества в его натуре — от мелеховского рода: вислый коршунячий нос, подсиненные миндалины горячих глаз, острые плиты
скул; обтянутые «коричневой румянящей кожей», сутулость и что-то звероватое в улыбке и взгляде. Но кроме внешнего
сходства со своими предками, Григорий перенял и особенности родового характера: независимость, своеволие и горячность в
поступках, доброта и нежность в отношениях с женщинами. Его горячая и юношеская удаль, пылкий и нежный взгляд позволяют
ему без особого труда «охмурять» прекрасную половину казачьего общества. А его сердцу приглянулось лишь одна, та,
которая пылко и безрассудно влюбила в себя Григория. Ею была казачка хутора батарского – Аксинья Астахова, расценившая
любовь казак, как последний свой шанс стать в этой жизни счастливой. Но их любовь оказалось роковой. Никому не было от нее проку, потому что не свет и не радость она
несла с собой, а одни разочарования и горькие слезы. И, несмотря на это, любовь Аксиньи и Григория хотела жить и быть
полезной. Но роковые обстоятельства оказались выше простых человеческих желаний. Двум влюбленным, по-видимому, не было
суждено свыше обрести свое счастье в этом порочном мире. Они были разлучены, оторваны друг от друга холодным дыханием
смерти, и виновницей случившегося оказались шальная пуля, попавшая в грудь Аксиньи. «И Григорий, мертвея от ужаса,
понял, что все кончено, что самое страшное, что только могло случиться в его жизни, — уже случилось» Хоронил он свою
Аксинью при «ярком утреннем свете», твердо веря в то, «что расстаются они ненадолго.» Это самая большая и сильная любовь
в жизни главного героя, ради которой он осмелился перешагнуть через все общепринятые нормы морали казачьей жизни. Но
была в романе и еще одна любовь, Натальина, бол!
ее смиренная и застенчивая. Не признавал ее сначала Григорий, за что и поплатился. Любила она его больше жизни своей,
все ему прощала, даже нередкие похождения к Аксиньи. Однажды Наталья спросила свою соперницу: «… любила ли ты» Григория
«когда-нибудь так, как я?» Несомненно, она любила его, но лишь страстью, пылавшей в ее груди. А Натальина любовь к
Григорию была другой. Она была не стихийной, а осознанной сердцем и разумом. Но не уберег казак своей возлюбленной. Она
покончила собою из-за его неверности, простив пред смертью горячо любимого мужа.
Да, несладко пришлось Григорию с дорогими его сердцу женщинами, и немало выпало любовных переживаний на его долю. Но
они не поддаются никакому сравнению с теми, которые неотступно следовали за ним в период войны. Это были страшные годы,
годы убийств, потом долгих душераздирающих мучений, скитаний, исканий правды.
Но войну Григорий Мелехов ушел молодым и веселым парнем, у которого все еще идет от сердца. Но война перекраивает
людей, делая их угодными себе. Она своей жестокостью и насилием калечит души солдат, выжимает из их сердец память о
близких, но тоску по родной стороне ей стереть не в силах. И никуда солдату не деться от этого безумия, везде оно его
настигнет. И герой романа это понимает. Да и отлынивать от войны ему в голову не приходило, потому что это противоречило
бы его казачьим представлениям о долге и чести, впитавшимся еще с молоком матери.
А война шла, и ее вихревой разрушительности не было пределов. Здесь убивали все, и убивали чаще всего не из
ненависти, а из-за гнетущего страха. Пришлось испытать этот ужас и Григорию. Убийства, совершенные казаком, не давали
ему покоя, и все время его беспокоила «нудная натряная боль». Но по прошествии некоторого времени Мелехов постепенно
свыкается с мыслью о постоянной мясорубке. Его сердце черствеет и меняется его психология. Теперь он по-иному видит мир,
и перед ним встают другие вопросы. Пробыв на войне уже немалый срок. Григорий начинает понимать всю суть войны. И не
находя в политике красных и белых правды, приступает и поиску своей, той, которая бы успокоила его душевные смятения. В
этом пепле братоубийственной войны все было направленно против казака. Ведь он поступил на службу малограмотным
человеком, плохо разбирающимся в тогдашней обстановке. И вследствие этого он никак не мог определиться, за правду какого
лагеря ему сражаться, понимая, что в каждой из них ес!
ть своя доля истины. Григорий побывал на обеих сторонах и нигде надолго не задержался, потому что его душа требовала
другого, но чего, он и сам не знал. На войне Мелеховым овладело особое равнодушие, и его существо томилось неясными
предчувствиями и тоской, которые все больше усиливались из-за тягостных сомнений в правильности выбранного им пути. И
дело было не в красных или белых, а в великой усталости, ощущении исчерпанности жизни и необратимости происходящего.
«Григорий Мелехов лишился всего, что было дорого его сердцу. Все отняла у него, все порушила безжалостная смерть.
Остались только дети», но которым в сердце война с новой и неожиданной силой проснулась тоска.
Дети – это все то немногое, что и чистое, что имело для него великую ценность, «что пока еще роднило его с землей и со
всем этим огромным, сияющим под холодным солнцем миром».
«Тихий Дон» — грандиозное произведение XX века, созданное незаурядным певцом казачьего быта – Михаилом Шлолховым. Все
усилия писателя были направлены на то, чтобы показать казачество в революции. И ему удалось. Из-под пера вышел роман,
который с первых же минут своей жизни овладел вниманием миллионов людей.
«Тихий Дон» — это не просто роман, а роман-эпопея, посвященный судьба народа в переломный этап его истории. По своему
«языку, сердечности, человечности, пластичности» он является «общерусским, национальным, народным». И первые в истории
мирового искусства основными действующими лицами величайшей эпопеи становятся простые люди из народа, обычные
крестьяне-труженники. «Они – в крупном изображении, с броской внешностью, особенным характером, положительностью,
практическим умом, речью». Здесь нет побочных героев, все они главные, но все же запевалой в этом многоголосном хоре
является ликой казак донского хутора – Григорий Мелехов, судьба которого стала символом трагических судеб всего русского
казачества.
Описанию его внешности посвящено всего несколько строк, но этого будет достаточно, чтобы представить себе эту
цельную, выделяющуюся среди других натур с единым взглядом и устремлениями.
Григорий Мелехов – представитель двух кровей: турецкой и казацкой. Горячая и пылающая в его жилах турецкая кровь
досталась в наследство от бабки-турчанки. От нее же он унаследовал восточные «чуть косые прореди» глаз. Остальные черты
и качества в его натуре — от мелеховского рода: вислый коршунячий нос, подсиненные миндалины горячих глаз, острые плиты
скул; обтянутые «коричневой румянящей кожей», сутулость и что-то звероватое в улыбке и взгляде. Но кроме внешнего
сходства со своими предками, Григорий перенял и особенности родового характера: независимость, своеволие и горячность в
поступках, доброта и нежность в отношениях с женщинами. Его горячая и юношеская удаль, пылкий и нежный взгляд позволяют
ему без особого труда «охмурять» прекрасную половину казачьего общества. А его сердцу приглянулось лишь одна, та,
которая пылко и безрассудно влюбила в себя Григория. Ею была казачка хутора батарского – Аксинья Астахова, расценившая
любовь казак, как последний свой шанс стать в этой жизни счастливой. Но их любовь оказалось роковой. Никому не было от нее проку, потому что не свет и не радость она
несла с собой, а одни разочарования и горькие слезы. И, несмотря на это, любовь Аксиньи и Григория хотела жить и быть
полезной. Но роковые обстоятельства оказались выше простых человеческих желаний. Двум влюбленным, по-видимому, не было
суждено свыше обрести свое счастье в этом порочном мире. Они были разлучены, оторваны друг от друга холодным дыханием
смерти, и виновницей случившегося оказались шальная пуля, попавшая в грудь Аксиньи. «И Григорий, мертвея от ужаса,
понял, что все кончено, что самое страшное, что только могло случиться в его жизни, — уже случилось» Хоронил он свою
Аксинью при «ярком утреннем свете», твердо веря в то, «что расстаются они ненадолго.» Это самая большая и сильная любовь
в жизни главного героя, ради которой он осмелился перешагнуть через все общепринятые нормы морали казачьей жизни. Но
была в романе и еще одна любовь, Натальина, бол!
ее смиренная и застенчивая. Не признавал ее сначала Григорий, за что и поплатился. Любила она его больше жизни своей,
все ему прощала, даже нередкие похождения к Аксиньи. Однажды Наталья спросила свою соперницу: «… любила ли ты» Григория
«когда-нибудь так, как я?» Несомненно, она любила его, но лишь страстью, пылавшей в ее груди. А Натальина любовь к
Григорию была другой. Она была не стихийной, а осознанной сердцем и разумом. Но не уберег казак своей возлюбленной. Она
покончила собою из-за его неверности, простив пред смертью горячо любимого мужа.
Да, несладко пришлось Григорию с дорогими его сердцу женщинами, и немало выпало любовных переживаний на его долю. Но
они не поддаются никакому сравнению с теми, которые неотступно следовали за ним в период войны. Это были страшные годы,
годы убийств, потом долгих душераздирающих мучений, скитаний, исканий правды.
Но войну Григорий Мелехов ушел молодым и веселым парнем, у которого все еще идет от сердца. Но война перекраивает
людей, делая их угодными себе. Она своей жестокостью и насилием калечит души солдат, выжимает из их сердец память о
близких, но тоску по родной стороне ей стереть не в силах. И никуда солдату не деться от этого безумия, везде оно его
настигнет. И герой романа это понимает. Да и отлынивать от войны ему в голову не приходило, потому что это противоречило
бы его казачьим представлениям о долге и чести, впитавшимся еще с молоком матери.
А война шла, и ее вихревой разрушительности не было пределов. Здесь убивали все, и убивали чаще всего не из
ненависти, а из-за гнетущего страха. Пришлось испытать этот ужас и Григорию. Убийства, совершенные казаком, не давали
ему покоя, и все время его беспокоила «нудная натряная боль». Но по прошествии некоторого времени Мелехов постепенно
свыкается с мыслью о постоянной мясорубке. Его сердце черствеет и меняется его психология. Теперь он по-иному видит мир,
и перед ним встают другие вопросы. Пробыв на войне уже немалый срок. Григорий начинает понимать всю суть войны. И не
находя в политике красных и белых правды, приступает и поиску своей, той, которая бы успокоила его душевные смятения. В
этом пепле братоубийственной войны все было направленно против казака. Ведь он поступил на службу малограмотным
человеком, плохо разбирающимся в тогдашней обстановке. И вследствие этого он никак не мог определиться, за правду какого
лагеря ему сражаться, понимая, что в каждой из них ес!
ть своя доля истины. Григорий побывал на обеих сторонах и нигде надолго не задержался, потому что его душа требовала
другого, но чего, он и сам не знал. На войне Мелеховым овладело особое равнодушие, и его существо томилось неясными
предчувствиями и тоской, которые все больше усиливались из-за тягостных сомнений в правильности выбранного им пути. И
дело было не в красных или белых, а в великой усталости, ощущении исчерпанности жизни и необратимости происходящего.
«Григорий Мелехов лишился всего, что было дорого его сердцу. Все отняла у него, все порушила безжалостная смерть.
Остались только дети», но которым в сердце война с новой и неожиданной силой проснулась тоска.
Дети – это все то немногое, что и чистое, что имело для него великую ценность, «что пока еще роднило его с землей и со
всем этим огромным, сияющим под холодным солнцем миром».