Сюжет и герои одного из рассказов В.Шукшина.
Сюжет и герои одного из рассказов В.Шукшина.
Горести и печали человеческие –
живые трепетные нити…
В.М.Шукшин
Раннее сиротство, бесприютная юность, болезни, поздняя учеба, зрелые годы без собственной крыши над головой – так
трудно и сложно складывалась судьба Василия Макаровича Шукшина. Прожил он всего сорок пять лет, из которых творчеству
смог отдать лишь десять – двенадцать. Но и этого оказалось для него достаточно, чтобы написать более ста двадцати
рассказов, два романа, несколько повестей, киносценариев и пьес, поставить пять полнометражных фильмов по собственным
сценариям, сыграть более двадцати ролей. Этого бы хватило на несколько долгих и полнокровных творческих жизней, но сам
он накануне своей безвременной кончины считал, что только-только начинает творить по-настоящему, по большому счету…
Такой « пробой пера» стал и рассказ «Мастер». Сюжет прост: ведь это сама жизнь. Шукшина как художника задевали любые
бытовые проявления, он не делил увиденное и услышанное на основное и побочное, а считал, что все, что есть в жизни
человеческой, важно и заслуживает того, чтобы перейти на страницы рассказов и в кадры фильмов. Он никогда не искал
материал для творчества специально, он жил, как все мы живем, видел и слышал то же самое, что и мы видим и слышим. Но
там, где мы равнодушно скользили глазами – ничего особенного, пожимали плечами – ничего интересного, скучали – как долго
тянется время, убивали часы на ожидание и праздное времяпрепровождение, — там, именно там Василий Макарович видел и
слышал и интересное, и особенное, и значительное, и умное, и веселое, и печальное..
«Жил – был в селе Чебровка некто Семка Рысь…» — начинает свою историю В.М.Шукшин… И звучат в речи писателя знакомые с
детства сказочные интонации, завораживая писателя, превращая «забулдыгу»столяра в фольклорного героя, хотя автор
предупреждает нас, что Семка «совсем не богатырь на вид», а «длинный, худой, носатый». Ведь Алеша Попович тоже не
отличался богатырской внешностью. Героем делают человека душевные порывы и поступки. А шукшинский мастер, неказистый на
вид, обладает удивительно глубоким внутренним миром, оказывается достойным человеком. С первых строк Шукшин
предупреждает: «Семка не злой человек. Но ему, как он говорит, «остолбенело все на свете», и он транжирит свои
«лошадиные силы» на что угодно — поорать, позубоскалить, нашкодить где-нибудь – милое дело. Временами он крепко пьет.
Правда, полтора года в рот не брал, потом заскучал и снова стал поддавать». Односельчане стращали его, уговаривали: «У
тебя ж золотые руки!.. Ты бы как сыр в масле катался, если бы не !
пил-то..». А в ответ: «А я не хочу, как сыр в масле. Склизко». Две детали: «золотые руки» и Семкино «не хочу» — не
капризное и потерянное, а уверенное, даже не желание, а убеждение. И возникает вопрос: почему же Семка пьет?
Оказывается, что, выпив, как признается сам столяр, он лучше думает про людей. И вдруг понимаешь, что душа этого
человека ищет добра и красоты, но к сожалению, как-то неумело. А чуть позже автор расскажет нам, что Семке Рысю
приглянулась церковка, которая стояла в деревне Талице: «Каменная, небольшая, она открывалась взору – вдруг, сразу за
откосом…». Она показалась мастеру необыкновенной, очаровывающей той подлинной неброской прелестью, над которой невластно
время. «Обеспокоенный ее красотой и тайной», Семка обнаружил удивительную архитектуру и исключительное мастерство
русских зодчих 17 века, не просто восторг и преклонение перед неким совершенством почувствовал столяр, а серьезную
ответственность перед древними умельцами, сегодняшними односельчанами и будущими поколениями. Он на миг словно слился душой с неизвестным зодчим и захотел доделать задуманное им. Однако ни
местный поп, ни митрополит, ни писатель, ни председатель облисполкома «не смогли» помочь Рысю. Так он ничего и не
добился. «И Семка, все эти последние дни сильно загребавший против течения, махнул рукой…» — пишет В.Шукшин. Что же это
за течение? Это поток обыденной жизни, и выносит он мастера… «к ларьку»… Семка пьет, чтобы уйти от злобы: от злобы на
людей и на самого себя, бессильного и даже совестящегося, что не смог отстоять «поруганную красавицу».
Прочитав рассказ, мы все свои симпатии отдаем этому герою. Чем же взял нас за живое Семка Рысь? Какими такими
качествами привязал к себе? Может быть тем, что он действительно прекрасный столяр, умелец, каких поискать, а потому,
при всех недостатках, его надо уважать? Вот и Шукшин намекает на это, назвав рассказ «Мастер». Разумеется нет.
«Нравственные качества обнаруживаются в связи с намерениями». Эти слова принадлежат Аристотелю. Если так, то ничего
непонятного в нашей симпатии к столяру нет. Его намерение отремонтировать церковь, хотя об этом его никто не просит,
обнаруживает в Семке высокие нравственные качества. Но одного только намерения мало. И Шукшин это хорошо понимает. Он
приоткрывает нам сердце героя, показывает сокровенное в его душе, нерастраченное, подлинное, отзывчивое. «Горести и
печали человеческие – живые трепетные нити…». Эти строки из рассказа «Верую». Это больше, чем строки, больше, чем один
какой-то образ, сравнение. Это наиболее точное определение мно!
гих художественных исследований Шукшина.
Горести и печали человеческие –
живые трепетные нити…
В.М.Шукшин
Раннее сиротство, бесприютная юность, болезни, поздняя учеба, зрелые годы без собственной крыши над головой – так
трудно и сложно складывалась судьба Василия Макаровича Шукшина. Прожил он всего сорок пять лет, из которых творчеству
смог отдать лишь десять – двенадцать. Но и этого оказалось для него достаточно, чтобы написать более ста двадцати
рассказов, два романа, несколько повестей, киносценариев и пьес, поставить пять полнометражных фильмов по собственным
сценариям, сыграть более двадцати ролей. Этого бы хватило на несколько долгих и полнокровных творческих жизней, но сам
он накануне своей безвременной кончины считал, что только-только начинает творить по-настоящему, по большому счету…
Такой « пробой пера» стал и рассказ «Мастер». Сюжет прост: ведь это сама жизнь. Шукшина как художника задевали любые
бытовые проявления, он не делил увиденное и услышанное на основное и побочное, а считал, что все, что есть в жизни
человеческой, важно и заслуживает того, чтобы перейти на страницы рассказов и в кадры фильмов. Он никогда не искал
материал для творчества специально, он жил, как все мы живем, видел и слышал то же самое, что и мы видим и слышим. Но
там, где мы равнодушно скользили глазами – ничего особенного, пожимали плечами – ничего интересного, скучали – как долго
тянется время, убивали часы на ожидание и праздное времяпрепровождение, — там, именно там Василий Макарович видел и
слышал и интересное, и особенное, и значительное, и умное, и веселое, и печальное..
«Жил – был в селе Чебровка некто Семка Рысь…» — начинает свою историю В.М.Шукшин… И звучат в речи писателя знакомые с
детства сказочные интонации, завораживая писателя, превращая «забулдыгу»столяра в фольклорного героя, хотя автор
предупреждает нас, что Семка «совсем не богатырь на вид», а «длинный, худой, носатый». Ведь Алеша Попович тоже не
отличался богатырской внешностью. Героем делают человека душевные порывы и поступки. А шукшинский мастер, неказистый на
вид, обладает удивительно глубоким внутренним миром, оказывается достойным человеком. С первых строк Шукшин
предупреждает: «Семка не злой человек. Но ему, как он говорит, «остолбенело все на свете», и он транжирит свои
«лошадиные силы» на что угодно — поорать, позубоскалить, нашкодить где-нибудь – милое дело. Временами он крепко пьет.
Правда, полтора года в рот не брал, потом заскучал и снова стал поддавать». Односельчане стращали его, уговаривали: «У
тебя ж золотые руки!.. Ты бы как сыр в масле катался, если бы не !
пил-то..». А в ответ: «А я не хочу, как сыр в масле. Склизко». Две детали: «золотые руки» и Семкино «не хочу» — не
капризное и потерянное, а уверенное, даже не желание, а убеждение. И возникает вопрос: почему же Семка пьет?
Оказывается, что, выпив, как признается сам столяр, он лучше думает про людей. И вдруг понимаешь, что душа этого
человека ищет добра и красоты, но к сожалению, как-то неумело. А чуть позже автор расскажет нам, что Семке Рысю
приглянулась церковка, которая стояла в деревне Талице: «Каменная, небольшая, она открывалась взору – вдруг, сразу за
откосом…». Она показалась мастеру необыкновенной, очаровывающей той подлинной неброской прелестью, над которой невластно
время. «Обеспокоенный ее красотой и тайной», Семка обнаружил удивительную архитектуру и исключительное мастерство
русских зодчих 17 века, не просто восторг и преклонение перед неким совершенством почувствовал столяр, а серьезную
ответственность перед древними умельцами, сегодняшними односельчанами и будущими поколениями. Он на миг словно слился душой с неизвестным зодчим и захотел доделать задуманное им. Однако ни
местный поп, ни митрополит, ни писатель, ни председатель облисполкома «не смогли» помочь Рысю. Так он ничего и не
добился. «И Семка, все эти последние дни сильно загребавший против течения, махнул рукой…» — пишет В.Шукшин. Что же это
за течение? Это поток обыденной жизни, и выносит он мастера… «к ларьку»… Семка пьет, чтобы уйти от злобы: от злобы на
людей и на самого себя, бессильного и даже совестящегося, что не смог отстоять «поруганную красавицу».
Прочитав рассказ, мы все свои симпатии отдаем этому герою. Чем же взял нас за живое Семка Рысь? Какими такими
качествами привязал к себе? Может быть тем, что он действительно прекрасный столяр, умелец, каких поискать, а потому,
при всех недостатках, его надо уважать? Вот и Шукшин намекает на это, назвав рассказ «Мастер». Разумеется нет.
«Нравственные качества обнаруживаются в связи с намерениями». Эти слова принадлежат Аристотелю. Если так, то ничего
непонятного в нашей симпатии к столяру нет. Его намерение отремонтировать церковь, хотя об этом его никто не просит,
обнаруживает в Семке высокие нравственные качества. Но одного только намерения мало. И Шукшин это хорошо понимает. Он
приоткрывает нам сердце героя, показывает сокровенное в его душе, нерастраченное, подлинное, отзывчивое. «Горести и
печали человеческие – живые трепетные нити…». Эти строки из рассказа «Верую». Это больше, чем строки, больше, чем один
какой-то образ, сравнение. Это наиболее точное определение мно!
гих художественных исследований Шукшина.