Русские сочинения
-
Скаррон П.
-
Тифон, или Гигантомахия
-
Герой поэмы-травести П.Скаррона «Тифон, или Гигантомахия»
Герой поэмы-травести П.Скаррона «Тифон, или Гигантомахия»
В греческой космогонии Тифон младший сын Геи и Тартара, хтоническое чудовище с сотней змеиных голов, изрыгающих пламя. Ожесточенная схватка сынов Земли с богами-олимпийцами нашла отражение в сочинениях Гесиода, Гомера, Софокла, Еврипида, Овидия и многих других авторов; однако Скаррон в первой своей бурлескной поэме пародирует не столько древних, сколько «Трактат о мифологии» итальянского писателя Ко-меса (1551), который пытался трактовать античные мифы в духе христианского дидактизма.
У Скаррон а Тифон и его соратники лишены какого бы то ни было трагического ореола — это просто банда грабителей с большой дороги. В сравнении с респектабельными богами они явно проигрывают в манерах, зато отличаются жизнелюбием и веселым нравом. Невзирая на свое устрашающее обличье, Т. скорее напоминает добродушных великанов Рабле. Скаррои с большим удовольствием описывает богатырские пиры и забавы: Т. с сотоварищами рушат горы, вырывают с корнями деревья, одним прыжком преодолевают реки и летают по воздуху в семимильных сапогах. Как и положено, восстание Т. против Олимпа завершается крахом, но это происходит отнюдь не из-за доблести богов, которые предстают трусливыми, вероломными и по большей части глупыми интриганами, — в описании их ничтожных страстишек господствует бурлеск. Осмеяние олимпийцев имело давнюю традицию: начало было положено эллинистом Лукианом, а во Франции продолжено таким автором, как Бонавентура Деперье. Напротив, для комедийного снижения Т. Скаррону явно не хватало материала — отсюда преобладание фантастических элементов в этом образе.
У Скаррон а Тифон и его соратники лишены какого бы то ни было трагического ореола — это просто банда грабителей с большой дороги. В сравнении с респектабельными богами они явно проигрывают в манерах, зато отличаются жизнелюбием и веселым нравом. Невзирая на свое устрашающее обличье, Т. скорее напоминает добродушных великанов Рабле. Скаррои с большим удовольствием описывает богатырские пиры и забавы: Т. с сотоварищами рушат горы, вырывают с корнями деревья, одним прыжком преодолевают реки и летают по воздуху в семимильных сапогах. Как и положено, восстание Т. против Олимпа завершается крахом, но это происходит отнюдь не из-за доблести богов, которые предстают трусливыми, вероломными и по большей части глупыми интриганами, — в описании их ничтожных страстишек господствует бурлеск. Осмеяние олимпийцев имело давнюю традицию: начало было положено эллинистом Лукианом, а во Франции продолжено таким автором, как Бонавентура Деперье. Напротив, для комедийного снижения Т. Скаррону явно не хватало материала — отсюда преобладание фантастических элементов в этом образе.