Эдип - характеристика литературного героя
ЭДИП —
1) герой трагедий Софокла «Царь Эдип» (430-425 до н.э.) и «Эдип в Колоне» (405, поставлена в 401, после смерти автора). Э.— герой древних эпических песен, отголоски которых встречаются у Гомера в «Илиаде» и «Одиссее». Первая трагедия Софокла подразумевает следующую предысторию: фиванский царь Лай посягнул на целомудрие юноши Хрисиппа, сына царя Пелопса. В наказание за это у него и его жены Иокасты не рождались дети. Когда он обратился к Дельфийскому оракулу, Аполлон ему ответил, что если у него родится сын, он убьет отца. Когда у царя все-таки появился сын, мать Иокаста по приказу Лая отдала младенца с проколотыми ступнями рабу-пастуху, чтобы тот выкинул его в безлюдном месте. Пастух сжалился над младенцем и пере дал его другому пастуху, который служил коринфскому царю Полибу. Так как Полиб и его жена Меропа были бездетны, они взяли ребенка и воспитали как сына. Мальчик, названный Э. из-за вздувшихся проколотых ног, вырос, и однажды на пиршестве его попрекнули незаконным происхождением. Э. отправился в Дельфы, чтобы узнать правду, но Аполлон не ответил на его вопрос, а вместо этого предсказал, что он убьет собственного отца и женится на матери. Считая Полиба и Меропу своими родителями, Э. решает не возвращаться в Коринф. Недалеко от Дельфов, на узкой дороге Э. встретил Лая на колеснице. Тот оскорбил и ударил Э., и юноша, не зная, что перед ним отец, убил его. Оказавшись вблизи Фив, Э. столкнулся с чудовищем Сфинксом, который задавал всем проходящим загадку, а потом убивал их, так как никто не мог ее разгадать. Загадка звучала так: «Кто ходит утром на четырех ногах, днем на двух, а вечером на трех?» Э. понял, что имеется в виду человек в его младенчестве, зрелости и старости. Услышав разгадку, Сфинкс бросился в пропасть, а фиванцы поставили Э. царем вместо убитого Лая и женили на вдове Лая Иокасте. От этого кровосмесительного брака родились сыновья Этеокл и Полиник и дочери Антигона и Йемена. Дети уже выросли, когда Фивы поразила страшная эпидемия. В прологе трагедии «Царь Эдип» граждане Фив обращаются за помощью к Э. как мудрому правителю, но Э. уже раньше послал в Дельфы с вопросом, как спасти город, брата Иокасты Креонта. По возвращении Креонт сообщает, что Аполлон требует казнить или изгнать убийц Лая. Э. произносит проклятия в адрес убийц и начинает их розыск. Прежде всего он вызывает знаменитого прорицателя Тиресил, который, однако, не желает назвать убийц. Э. настаивает и угрожает ему, и тогда Тиресий объявляет Э., что он и есть убийца Лая и вдобавок кровосмеситель. Э., проявляя не лучшие черты характера самоуверенность и вспыльчивость, обвиняет Тиресия и Креонта в заговоре с целью лишить его власти. Иокаста вмешивается, чтобы примирить их, и истина начинает постепенно раскрываться. В результате допроса двух пастухов, один из которых когда-то передал Э. другому (он же был свидетелем гибели Лая), страшная правда раскрывается полностью. Иокаста в ужасе кончает жизнь самоубийством, а Э. выбирает для себя, как он считает, еще более тяжкое наказание.
жкое наказание. Он уходит в изгнание. Трагедию «Царь Эдип» Аристотель считал лучшей из всех трагедий, а образ Э. расценивал как наиболее яркое воплощение трагедийного характера. Смерти Э. посвящена трагедия «Эдип в Колоне». В ней Э., уже глубокий старик, после многолетних скитаний в сопровождении дочери Антигоны приходит к священной роще в Колоне – пригороде Афин. Здесь, где почитаются Евмениды, Аполлон обещал ему смерть — конец его страданий. Появляется дочь Э. Йемена и сообщает о ссоре братьев Этеокла и Полиника и о предсказании Аполлона, что Э., поселившийся под Фивами, а затем там же похороненный, принесет счастье городу и его гражданам. Э., который хотел бы вернуться в Фивы, возмущен этим половинчатым предложением. Приходит Креонт со стражей и сначала пытается убедить Э., а затем захватывает в качестве заложницы Антигону. Но Э. уже заручился заступничеством царя Афин Тесея. Он не дает Креонту арестовать Э. и освобождает Антигону. Тщетной оказывается и попытка Полиника привлечь отца на свою сторону: Э. проклинает обоих сыновей. Затем Э. обещает Тесею, что после смерти будет благодатью для Афин, уходит с ним в глубину рощи и таинственно исчезает, так закончив свой тяжкий жизненный путь.
Лит.: Robert С. Oidipus, Geschichte eines poetischen Stones. I, II, Berlin, 1915; Knox B. Oedipus at Thebes. Sophocles’ tragic hero and his time. New Haven, 1957; Аверинцев С.С. К истолкованию символики мифа об Эдипе // Античность и современность. М., 1972; Яр-хо В.Н. Драматургия Эсхила и некоторые проблемы древнегреческой трагедии. М., 1978; Neschke-Hentschke A. Griechischer Mythos und structural Anthropologie // Poetica. 1978, № 2-3; Хомерики Г.Г. Миф об Эдипе и его софокловская интерпретация. Тбилиси, 1985.
2) Герой трагедии Л.Аннея Сенеки «Эдип» (?60-е н.э.). В построении своей трагедии Сенека повторил все основные элементы Софок-лова шедевра, но образ главного героя у него существенно отличается. Э. у Сенеки намного схематичнее и мрачнее, у него отнята благородная гордость и открытость Э. Софокла, его приверженность благу страны, его вспыльчивость; ему приданы черты классического тирана. Для этого подысканы жестокие параллели к репликам Э. у Софокла: «Не скажешь добром — скажешь плача» — у греческого трагика, «Мне мешает клятва. — Кто-нибудь, сюда огня! Огонь справится с клятвой» — у римского. Э. Сенеки ощущает свою богоотвер-женность (и переживает это тяжело — Атрею в голову не пришло бы грустить по такому ничтожному поводу), он не любит власть как таковую: «О обманчивое благо, сколько скор-бей ты таишь под столь любезной внешностью!» В трагедии Сенеки полностью утрачен великолепный драматический рисунок Софокла, заставлявший признать его «Царя Эдипа» одной из совершеннейших трагедий древности: все элементы действия, заставляющие Э. сначала смутно подозревать о своей вине, потом, сталкиваясь с ней лицом к лицу, видеть козни врагов, догадываться, убеждаться, искать опровержения сохранены и у Сенеки, но между ними разрушена связь, они не дают целостной картины.
й картины. (Сенека вообще был довольно равнодушен к сюжету и его возможностям.) Отношение героев собственно к преступлению Э. мягче, чем у Софокла: Иокаста снимает вину с Э., поскольку в том, что он совершил, виновна судьба, и сам Э. называет свои грехи безгрешными. Всему повествованию придан римский колорит (в особенности это касается гаданий Тиресия, подобающих авгуру и не имеющих параллелей в трагедии-образце). Эта стилистика подчинила себе и образ Э., оставив ему мало общего со своим прототипом вопреки значительному сюжетному и композиционному сходству.
3) Герой трагедии Вольтера «Эдип» (1718). В образе Э. заметно влияние риторического пафоса Сенеки. Вольтеровский Э. не чувствует себя виновным в преступлениях, совершенных помимо его воли. Он горько клянет богов за свою жестокую участь. Злокозненность небесных сил еще более подчеркнута стенаниями Иокасты, матери и жены Э., а также жалобами хора, оплакивающего слепоту рока. Несчастный царь остается для фиванцев воплощением благородства, ибо он жертвует собой ради их спасения.
4) Герой трагедии В.А.Озерова «Эдип в Афинах» (1804). Пьеса Озерова дает вариант истолкования образа в характерном для начала XIX века стиле: ослепивший себя, преследуемый эриниями, потрясенный и измученный своими преступлениями, терзаемый еще и несправедливостью людской, холодной жестокостью детей, изгнавших его из Фив, брезгливым отвращением соотечественников, Э. ищет смерти. Вместе с Антигоной он подходит к Афинам, в окрестностях которых разворачиваются события трагедии. Пьеса по композиции сюжета — полифонична. Несколько важных сюжетных линий, сплетаясь между собой, дополняют ее содержание. Афинский царь Тезей, любимый народом правитель, герой, освободивший Афины от Минотавра, основатель государства, построенного на «мудрых законах», берет под свою защиту Э. и Антигону. «Божественная» линия представлена богинями мщения эриниями-эвменидами, храм которых «вписан» в пространство действия. Тема возмездия за преступление — одна из главных в пьесе. Линию «интриги» представляет Креон, жестокий гонитель Э., являющийся причиной многих его несчастий. Э. у Озерова — страдающий герой. Бывший царь, он «с трона высоты в жизнь странников упал» подобно королю Лиру. Факты прежней бурной жизни Э. остаются за сюжетом трагедии, а трагичность ее никак не иссякает. Э., состарившийся от несчастий, живет только во имя и благодаря любви юной Антигоны. Его, ищущего лишь покоя, преследуют Креон, чтобы похитить и замучить в Фивах; раскаявшийся Полиник, терзаемый совестью; афинский народ, из страха готовый откупиться от эриний кем угодно. Следует отметить, что озеров-ский Э. сохраняет в своих несчастьях отзывчивость на любое человеческое страдание, готов облегчить печаль первого встречного своим участием. Он истинный царь, но не в короне, а в рубище. Об этом Э. говорит, обращаясь к Креону: «Хотя я в нищете, но не сравнюсь с Креоном. Я был царем, а ты лишь ползаешь пред троном».
Роль Э. исполняли многие великие актеры древности и нового времени.
емени. В трагедии Софокла — Ж.Муне-Сюлли (1881), А.Моисси (1910), Ю.М.Юрьев (1918), Л.Оливье (1947), А.Хорава (1956); в пьесе Вольтера — Ф.Г.Волков (1861), В.А.Каратыгин (1820), в драме Озерова — П.А.Плавилыциков и Я.Е.Шуше-рин (оба в 1804), П.С.Мочалов (1836, ранее играл роль Полиника, в которой дебютировал на московской сцене в 1824). Среди других литературных (и драматических) воплощений этого образа — «Эдип» Кор-неля (1659), «Эдип и сфинкс» Гофмансталя (1909), «Царь Эдип» Кокто (1928), «Эдип» Жида (1931). Оперы, героем которых был Э., сочиняли И.Ф.Стравинский (1928) и Дж.Эне-ску (1936). Самое значительное претворение этого образа на киноэкране — фильм П.П.Пазолини (1967). Среди многочисленных толкований мифа об Э. в XX веке особую популярность приобрело понятие «эдипов комплекс», введенное З.Фрейдом в его работе «Толкование сновидений» (1899): означает подсознательное половое влечение сына к собственной матери. Это понятие ныне широко используется в т.н. глубинной психологии.
Лит.: Гордин М. Озеров. Л., 1991.
1) герой трагедий Софокла «Царь Эдип» (430-425 до н.э.) и «Эдип в Колоне» (405, поставлена в 401, после смерти автора). Э.— герой древних эпических песен, отголоски которых встречаются у Гомера в «Илиаде» и «Одиссее». Первая трагедия Софокла подразумевает следующую предысторию: фиванский царь Лай посягнул на целомудрие юноши Хрисиппа, сына царя Пелопса. В наказание за это у него и его жены Иокасты не рождались дети. Когда он обратился к Дельфийскому оракулу, Аполлон ему ответил, что если у него родится сын, он убьет отца. Когда у царя все-таки появился сын, мать Иокаста по приказу Лая отдала младенца с проколотыми ступнями рабу-пастуху, чтобы тот выкинул его в безлюдном месте. Пастух сжалился над младенцем и пере дал его другому пастуху, который служил коринфскому царю Полибу. Так как Полиб и его жена Меропа были бездетны, они взяли ребенка и воспитали как сына. Мальчик, названный Э. из-за вздувшихся проколотых ног, вырос, и однажды на пиршестве его попрекнули незаконным происхождением. Э. отправился в Дельфы, чтобы узнать правду, но Аполлон не ответил на его вопрос, а вместо этого предсказал, что он убьет собственного отца и женится на матери. Считая Полиба и Меропу своими родителями, Э. решает не возвращаться в Коринф. Недалеко от Дельфов, на узкой дороге Э. встретил Лая на колеснице. Тот оскорбил и ударил Э., и юноша, не зная, что перед ним отец, убил его. Оказавшись вблизи Фив, Э. столкнулся с чудовищем Сфинксом, который задавал всем проходящим загадку, а потом убивал их, так как никто не мог ее разгадать. Загадка звучала так: «Кто ходит утром на четырех ногах, днем на двух, а вечером на трех?» Э. понял, что имеется в виду человек в его младенчестве, зрелости и старости. Услышав разгадку, Сфинкс бросился в пропасть, а фиванцы поставили Э. царем вместо убитого Лая и женили на вдове Лая Иокасте. От этого кровосмесительного брака родились сыновья Этеокл и Полиник и дочери Антигона и Йемена. Дети уже выросли, когда Фивы поразила страшная эпидемия. В прологе трагедии «Царь Эдип» граждане Фив обращаются за помощью к Э. как мудрому правителю, но Э. уже раньше послал в Дельфы с вопросом, как спасти город, брата Иокасты Креонта. По возвращении Креонт сообщает, что Аполлон требует казнить или изгнать убийц Лая. Э. произносит проклятия в адрес убийц и начинает их розыск. Прежде всего он вызывает знаменитого прорицателя Тиресил, который, однако, не желает назвать убийц. Э. настаивает и угрожает ему, и тогда Тиресий объявляет Э., что он и есть убийца Лая и вдобавок кровосмеситель. Э., проявляя не лучшие черты характера самоуверенность и вспыльчивость, обвиняет Тиресия и Креонта в заговоре с целью лишить его власти. Иокаста вмешивается, чтобы примирить их, и истина начинает постепенно раскрываться. В результате допроса двух пастухов, один из которых когда-то передал Э. другому (он же был свидетелем гибели Лая), страшная правда раскрывается полностью. Иокаста в ужасе кончает жизнь самоубийством, а Э. выбирает для себя, как он считает, еще более тяжкое наказание.
жкое наказание. Он уходит в изгнание. Трагедию «Царь Эдип» Аристотель считал лучшей из всех трагедий, а образ Э. расценивал как наиболее яркое воплощение трагедийного характера. Смерти Э. посвящена трагедия «Эдип в Колоне». В ней Э., уже глубокий старик, после многолетних скитаний в сопровождении дочери Антигоны приходит к священной роще в Колоне – пригороде Афин. Здесь, где почитаются Евмениды, Аполлон обещал ему смерть — конец его страданий. Появляется дочь Э. Йемена и сообщает о ссоре братьев Этеокла и Полиника и о предсказании Аполлона, что Э., поселившийся под Фивами, а затем там же похороненный, принесет счастье городу и его гражданам. Э., который хотел бы вернуться в Фивы, возмущен этим половинчатым предложением. Приходит Креонт со стражей и сначала пытается убедить Э., а затем захватывает в качестве заложницы Антигону. Но Э. уже заручился заступничеством царя Афин Тесея. Он не дает Креонту арестовать Э. и освобождает Антигону. Тщетной оказывается и попытка Полиника привлечь отца на свою сторону: Э. проклинает обоих сыновей. Затем Э. обещает Тесею, что после смерти будет благодатью для Афин, уходит с ним в глубину рощи и таинственно исчезает, так закончив свой тяжкий жизненный путь.
Лит.: Robert С. Oidipus, Geschichte eines poetischen Stones. I, II, Berlin, 1915; Knox B. Oedipus at Thebes. Sophocles’ tragic hero and his time. New Haven, 1957; Аверинцев С.С. К истолкованию символики мифа об Эдипе // Античность и современность. М., 1972; Яр-хо В.Н. Драматургия Эсхила и некоторые проблемы древнегреческой трагедии. М., 1978; Neschke-Hentschke A. Griechischer Mythos und structural Anthropologie // Poetica. 1978, № 2-3; Хомерики Г.Г. Миф об Эдипе и его софокловская интерпретация. Тбилиси, 1985.
2) Герой трагедии Л.Аннея Сенеки «Эдип» (?60-е н.э.). В построении своей трагедии Сенека повторил все основные элементы Софок-лова шедевра, но образ главного героя у него существенно отличается. Э. у Сенеки намного схематичнее и мрачнее, у него отнята благородная гордость и открытость Э. Софокла, его приверженность благу страны, его вспыльчивость; ему приданы черты классического тирана. Для этого подысканы жестокие параллели к репликам Э. у Софокла: «Не скажешь добром — скажешь плача» — у греческого трагика, «Мне мешает клятва. — Кто-нибудь, сюда огня! Огонь справится с клятвой» — у римского. Э. Сенеки ощущает свою богоотвер-женность (и переживает это тяжело — Атрею в голову не пришло бы грустить по такому ничтожному поводу), он не любит власть как таковую: «О обманчивое благо, сколько скор-бей ты таишь под столь любезной внешностью!» В трагедии Сенеки полностью утрачен великолепный драматический рисунок Софокла, заставлявший признать его «Царя Эдипа» одной из совершеннейших трагедий древности: все элементы действия, заставляющие Э. сначала смутно подозревать о своей вине, потом, сталкиваясь с ней лицом к лицу, видеть козни врагов, догадываться, убеждаться, искать опровержения сохранены и у Сенеки, но между ними разрушена связь, они не дают целостной картины.
й картины. (Сенека вообще был довольно равнодушен к сюжету и его возможностям.) Отношение героев собственно к преступлению Э. мягче, чем у Софокла: Иокаста снимает вину с Э., поскольку в том, что он совершил, виновна судьба, и сам Э. называет свои грехи безгрешными. Всему повествованию придан римский колорит (в особенности это касается гаданий Тиресия, подобающих авгуру и не имеющих параллелей в трагедии-образце). Эта стилистика подчинила себе и образ Э., оставив ему мало общего со своим прототипом вопреки значительному сюжетному и композиционному сходству.
3) Герой трагедии Вольтера «Эдип» (1718). В образе Э. заметно влияние риторического пафоса Сенеки. Вольтеровский Э. не чувствует себя виновным в преступлениях, совершенных помимо его воли. Он горько клянет богов за свою жестокую участь. Злокозненность небесных сил еще более подчеркнута стенаниями Иокасты, матери и жены Э., а также жалобами хора, оплакивающего слепоту рока. Несчастный царь остается для фиванцев воплощением благородства, ибо он жертвует собой ради их спасения.
4) Герой трагедии В.А.Озерова «Эдип в Афинах» (1804). Пьеса Озерова дает вариант истолкования образа в характерном для начала XIX века стиле: ослепивший себя, преследуемый эриниями, потрясенный и измученный своими преступлениями, терзаемый еще и несправедливостью людской, холодной жестокостью детей, изгнавших его из Фив, брезгливым отвращением соотечественников, Э. ищет смерти. Вместе с Антигоной он подходит к Афинам, в окрестностях которых разворачиваются события трагедии. Пьеса по композиции сюжета — полифонична. Несколько важных сюжетных линий, сплетаясь между собой, дополняют ее содержание. Афинский царь Тезей, любимый народом правитель, герой, освободивший Афины от Минотавра, основатель государства, построенного на «мудрых законах», берет под свою защиту Э. и Антигону. «Божественная» линия представлена богинями мщения эриниями-эвменидами, храм которых «вписан» в пространство действия. Тема возмездия за преступление — одна из главных в пьесе. Линию «интриги» представляет Креон, жестокий гонитель Э., являющийся причиной многих его несчастий. Э. у Озерова — страдающий герой. Бывший царь, он «с трона высоты в жизнь странников упал» подобно королю Лиру. Факты прежней бурной жизни Э. остаются за сюжетом трагедии, а трагичность ее никак не иссякает. Э., состарившийся от несчастий, живет только во имя и благодаря любви юной Антигоны. Его, ищущего лишь покоя, преследуют Креон, чтобы похитить и замучить в Фивах; раскаявшийся Полиник, терзаемый совестью; афинский народ, из страха готовый откупиться от эриний кем угодно. Следует отметить, что озеров-ский Э. сохраняет в своих несчастьях отзывчивость на любое человеческое страдание, готов облегчить печаль первого встречного своим участием. Он истинный царь, но не в короне, а в рубище. Об этом Э. говорит, обращаясь к Креону: «Хотя я в нищете, но не сравнюсь с Креоном. Я был царем, а ты лишь ползаешь пред троном».
Роль Э. исполняли многие великие актеры древности и нового времени.
емени. В трагедии Софокла — Ж.Муне-Сюлли (1881), А.Моисси (1910), Ю.М.Юрьев (1918), Л.Оливье (1947), А.Хорава (1956); в пьесе Вольтера — Ф.Г.Волков (1861), В.А.Каратыгин (1820), в драме Озерова — П.А.Плавилыциков и Я.Е.Шуше-рин (оба в 1804), П.С.Мочалов (1836, ранее играл роль Полиника, в которой дебютировал на московской сцене в 1824). Среди других литературных (и драматических) воплощений этого образа — «Эдип» Кор-неля (1659), «Эдип и сфинкс» Гофмансталя (1909), «Царь Эдип» Кокто (1928), «Эдип» Жида (1931). Оперы, героем которых был Э., сочиняли И.Ф.Стравинский (1928) и Дж.Эне-ску (1936). Самое значительное претворение этого образа на киноэкране — фильм П.П.Пазолини (1967). Среди многочисленных толкований мифа об Э. в XX веке особую популярность приобрело понятие «эдипов комплекс», введенное З.Фрейдом в его работе «Толкование сновидений» (1899): означает подсознательное половое влечение сына к собственной матери. Это понятие ныне широко используется в т.н. глубинной психологии.
Лит.: Гордин М. Озеров. Л., 1991.