Русские сочинения
-
Солженицын А.И.
-
Матренин двор
-
Проблема национального характера в однлм из произведений современной русской литературы
Проблема национального характера в однлм из произведений современной русской литературы
Русский национальный характер: Каков он? Что в нем особенного? В условиях труднейшихисторических испытаннний, выпавших на долю нашей страны, в характере человека появились мужество, стойкость, любовь к родине, воля и энергия, чуство собственного достоинства, честность, доброта, самопожертвование: «Кажется прост человек, а придетсуровая беда, в большом и малом, и поднимается в нём великая сила — человеческая красота», — писал А.Н. Толстой. О «таинственном» и «загадочном» русском характере слогались легенды.
В центре рассказов, повестей, романов, поэм многих русских писателей и поэтов находится проблема русского национального характера. В произведениях Б. Полевого «Повесть о настоящем человеке», Б. Васильева «А зори здесь тихие», М. Шолохова «Судьба человека», В, Распутина «Пожар», А. Солженицина «Матренин двор»:
В поисках русского национального характера Солженицин заглядывает в «самую нутряную Россию» и находт человека, превосходно сохраняющего себя в смутных, нечеловеческих условиях действительности — Матрёну Васильевну Григорьеву. Рассказ «Матренин двор» полностьюавтобиографиичен и достоверен. Жизнь Матрёны Васиильевны Захаровой и смерть её воспроизведены как были. Истинное название деревни — Мильцево Владимирской области.
Имя героини Солженицина вызывает в памятти образ Матрены Тимофеевны Корчагиной, а также образы других некрасовских женщин — Тружениц: Так же, как они, героиня рассказа «ко всякой работе ловка», приходилось ей и коня на скаку останавливать, и в горящую избу входить. Правда, в этих эпизодах солженицынская крестьянка совершенно лишена героического начала (конь, остановленный Матрёной, сани понёс с испугу; во время пожара героиня спасает фикусы). Нет в её внешности ничего от «величавой славянки», не назовешь её «красавицей, миру на диво». Она скромна и неприметна.
На долю старухи Матрёны выпало «много обид, много несправедливостей». Но она не обижается на мир. Говорит с «лучезарной улыбкой», доброжелательно, «с тёплым мурчанием». Это образ-символ. В бескорыстии и кротости Матрёны писатель усматривает долю праведности. Она идёт из глубины души Матрёна. «Есть такие прирождённые ангелы — они как будто невесомы, они скользят как бы наверх этой жизни, нисколько в ней не утопая, даже касаяс ли стонами её поверхности? Каждый из нас встречал таких, их не десятеро и не сто на Россию, этто — праведники:» — пишет Солженицин об этом образе. Матрёна «в ладах с совестью своей».
Быт Матрёны поражает своей неустроенностью. Всё её богатство — фикусы, колчаногая кошка, коза, мыши и тараканы, да ещё пальто перешитое из железнодорожной шинели. Всё это свидетельствует и о бедности Матрёны, проработавшей всю жизнь, и о её самоограничении. Кажется сама природа живёт в доме Матрёны. Живущая в ладу с природой она, весьма сдержанно относится к попыткам человека вторгнутся в её владения, например к освоению космоса: ": чего-нибудь изменят, зиму или лето".
«У неё было верное средство вернуть доброе расположение духа — работа». Не получая ничего за свою работу, она по первому зову идёт помогать соседям, колхозу. Абсолютно лишенная корыстолюбия и зависти, она получает удовольствие от самой работы: «В охотку копала, уходить с участка не хотелось». Даже в моменты физической слабости «дела звали» Матрёну «к жизни». Так и жила она: «зимой салазки на себе, летом вязанку на себе».
По Солженицину, естественны для народного характера независимость, открытость, искреннсть, доброжелательность по отношению к людям, и к своим, и к чужим. Она «не могла отказать» и даже «покидала свой черёд дел». При этом она не испытывала и оттенка зависти, если видела изобилие и относительное благополучие в хозяйстве, искренне радовалась за людей, понимала бренность, невечность и ненужность материальных благ. Матрёна «не гнолась за обзаводм, не выбивалась, чтобы купить вещи и потом беречь их больше своей жизнм, не гналась за нарядами». Всё это она считала глупостью и не одобряла. Глупы были люди, не понимающие истинную ценнность жизни и спорящие из-за избы погибшей матрёны. Очеень показательна трагедия, произошедшая на переезде в погоне за материальным благом, за зароботком.
Заслуга А.И. Солженицина в изображении русского национального характера состоит в том, что он спустил с героических высот образ простого человека. Он показал, что мощь России создаёт не человек-монумент, а миллионы скромных Матрён. Россия, по солженицину, будет стоять, пока стоит ": посреди неба" изба праведници Матрёны.
В центре рассказов, повестей, романов, поэм многих русских писателей и поэтов находится проблема русского национального характера. В произведениях Б. Полевого «Повесть о настоящем человеке», Б. Васильева «А зори здесь тихие», М. Шолохова «Судьба человека», В, Распутина «Пожар», А. Солженицина «Матренин двор»:
В поисках русского национального характера Солженицин заглядывает в «самую нутряную Россию» и находт человека, превосходно сохраняющего себя в смутных, нечеловеческих условиях действительности — Матрёну Васильевну Григорьеву. Рассказ «Матренин двор» полностьюавтобиографиичен и достоверен. Жизнь Матрёны Васиильевны Захаровой и смерть её воспроизведены как были. Истинное название деревни — Мильцево Владимирской области.
Имя героини Солженицина вызывает в памятти образ Матрены Тимофеевны Корчагиной, а также образы других некрасовских женщин — Тружениц: Так же, как они, героиня рассказа «ко всякой работе ловка», приходилось ей и коня на скаку останавливать, и в горящую избу входить. Правда, в этих эпизодах солженицынская крестьянка совершенно лишена героического начала (конь, остановленный Матрёной, сани понёс с испугу; во время пожара героиня спасает фикусы). Нет в её внешности ничего от «величавой славянки», не назовешь её «красавицей, миру на диво». Она скромна и неприметна.
На долю старухи Матрёны выпало «много обид, много несправедливостей». Но она не обижается на мир. Говорит с «лучезарной улыбкой», доброжелательно, «с тёплым мурчанием». Это образ-символ. В бескорыстии и кротости Матрёны писатель усматривает долю праведности. Она идёт из глубины души Матрёна. «Есть такие прирождённые ангелы — они как будто невесомы, они скользят как бы наверх этой жизни, нисколько в ней не утопая, даже касаяс ли стонами её поверхности? Каждый из нас встречал таких, их не десятеро и не сто на Россию, этто — праведники:» — пишет Солженицин об этом образе. Матрёна «в ладах с совестью своей».
Быт Матрёны поражает своей неустроенностью. Всё её богатство — фикусы, колчаногая кошка, коза, мыши и тараканы, да ещё пальто перешитое из железнодорожной шинели. Всё это свидетельствует и о бедности Матрёны, проработавшей всю жизнь, и о её самоограничении. Кажется сама природа живёт в доме Матрёны. Живущая в ладу с природой она, весьма сдержанно относится к попыткам человека вторгнутся в её владения, например к освоению космоса: ": чего-нибудь изменят, зиму или лето".
«У неё было верное средство вернуть доброе расположение духа — работа». Не получая ничего за свою работу, она по первому зову идёт помогать соседям, колхозу. Абсолютно лишенная корыстолюбия и зависти, она получает удовольствие от самой работы: «В охотку копала, уходить с участка не хотелось». Даже в моменты физической слабости «дела звали» Матрёну «к жизни». Так и жила она: «зимой салазки на себе, летом вязанку на себе».
По Солженицину, естественны для народного характера независимость, открытость, искреннсть, доброжелательность по отношению к людям, и к своим, и к чужим. Она «не могла отказать» и даже «покидала свой черёд дел». При этом она не испытывала и оттенка зависти, если видела изобилие и относительное благополучие в хозяйстве, искренне радовалась за людей, понимала бренность, невечность и ненужность материальных благ. Матрёна «не гнолась за обзаводм, не выбивалась, чтобы купить вещи и потом беречь их больше своей жизнм, не гналась за нарядами». Всё это она считала глупостью и не одобряла. Глупы были люди, не понимающие истинную ценнность жизни и спорящие из-за избы погибшей матрёны. Очеень показательна трагедия, произошедшая на переезде в погоне за материальным благом, за зароботком.
Заслуга А.И. Солженицина в изображении русского национального характера состоит в том, что он спустил с героических высот образ простого человека. Он показал, что мощь России создаёт не человек-монумент, а миллионы скромных Матрён. Россия, по солженицину, будет стоять, пока стоит ": посреди неба" изба праведници Матрёны.