Русские сочинения - Солженицын А.И. - Матренин двор - Размышления по рассказу А. И. Солженицына «Матрёнин двор»

Размышления по рассказу А. И. Солженицына «Матрёнин двор»

Трудно и непросто сложилась судьба А. И. Солженицына. Фронт, тяжелый путь от Орла до Восточной Пруссии, медали за проявленное мужество, а затем арест, восьмилетнее пребывание в тюрьмах зловещего «архипелага ГУЛАГ». В 1970 году Солженицын был удостоен Нобелевской премии по литературе. Рассказ «Матрёнин двор» Напечатан в 1963 году. Он полностью автобиографичен и достоверен. Жизнь Матрёны Васильевны Захаровой и смерть её воспроизведены как были.

Истинное название деревни – Мильцево Купловского района Владимирской области. По многочисленным деталям (лагерная телогрейка, задержка с возвратом «годков на десять», привычка есть «дважды в день, как на фронте», неприязнь к ночным приходам людей в шинелях) нетрудно догадаться, что рассказчик – человек трудной судьбы, за плечами которого война и лагерь. Не случайно он стремится «затесаться и затеряться в самой нутряной России», обрести покой и тот душевный лад, который утрачен им в его многотрудной жизни и который, по его мнению, сохранился в народной среде. Поэтому он хочет удалиться от железной дороги и радио, чтобы порвать связь с миром цивилизованной лжи. Но несмотря на то, что он во многом разделил судьбу своего народа, его представления о народной жизни весьма далеки от реальности. В благословенном уголке России с возвышенным названием Высокое Поле «не пекли хлеба», «не торговали ничем съестным». Жизнь деревенской, «нутряной России» оказывается разъеденной ложью, жестокостью.

И только в избе Матрёны герой ощутил нечто родственное своему сердцу. «Жребий мой был поселиться в этой темноватой избе с тусклым зеркалом». Матрёна оказывается «самим символом нутряной России». И одинокая женщина почувствовала доверие к своему постояльцу. Только ему она рассказывает о своём горьком прошлом, только её открывает он, «что много провёл в тюрьме». Героев роднит и драматизм их судьбы, и многие жизненные принципы. Как и Матрёну, жизнь научила Игнатича «не в еде находить смысл повседневного существования»; как и хозяйка, постоялиц склонен к ограничению. Потому её нехитрый быт становился и его бытом: «Комнату мы не делили». В Матрёне всё просто, всё человечно, а значит – красиво. Солженицын не даёт развёрнутого портрета Матрёны. Ему важно изобразить не столько внешнюю красоту простой русской крестьянки, сколько внутренний свет, струящийся из её глаз. «У тех людей всегда лица хороши, кто в ладах со своей совестью». Даже после страшной гибели героини её «лицо осталось целёхонькое, спокойное, больше живое, чем мёртвое». Несмотря на все жизненные трудности, она сохранила в себе добрую, отзывчивую душу. Всё её хозяйство – это колченогая кошка, коза, фикусы и мыши. В смысле всего остального: она «не имела», у неё «не было», она ни за чем «не гналась». Матрёна не ощущает своего одиночества, потому что день её заполнен делами, помощью другим, причём бескорыстной. Она «праведница». У неё совсем иная система ценностей, нежели у всех остальных. Она «не гналась за нарядами», «не скопила имущества к смерти». В ней нет жажды накопительства, стяжательства, которой обладают её золовки, соседи, родственники, уже при жизни делящие её скудное имущество.

пительства, стяжательства, которой обладают её золовки, соседи, родственники, уже при жизни делящие её скудное имущество. Жизненных неурядиц она словно не замечала, а на обиды не обращала внимания.

Матрёна была больна, но «не считалась инвалидом», она лишена пенсии, так как четверть века проработала не на заводе, а в колхозе, зарплаты ей не платили, получала она лишь палочки трудодне». Труд доставляет ей истинное наслаждение, возвращает доброе расположение духа. Бесплатная работа в колхозе, бескорыстная помощь просящему – она всегда безотказна. Окружающие охотно пользуются её добротой, никогда не просят, а просто констатируют факт: «Надо будет помочь колхозу»; «Завтра Матрёна придешь мне пособить». Сами же односельчане не только не помогают Матрёне, но дружно осуждают её именно за то, что помогала людям бесплатно. Необходимая всем и каждому Матрёна остаётся в своей деревни абсолютно одинокой. Глубоко народный характер Матрёны проявляется в её речи. Выразительность, яркую индивидуальность придаёт её языку обилие просторечной, диалектной лексики(приспею, к ужоткому, летость, молонья:) Глубоко народна и манера её речи, то, как она выговаривает свои «доброжелательные слова». «Они начинались каким-то низким тёплым мурчанием, как у бабушек в сказках». Однако при жизни Матрёны Игнатич не сумел до конца понять её, подчас не замечал её присутствия или был к ней преувеличенно требователен. И только смерть хозяйки заставила рассказчика постичь её духовную сущность, потому так сильно звучит в финале рассказа мотив покаяния. Солженицын утверждал истинное величие, в основе которого, как писал Л. Толстой, – «простота, добро и правда».В своих поисках «нутряной России» герой не находит «идеального» народа с его патриархально – праведным укладом бытия, но он встречает личность, воплотившую в себе те ценности, которые народ в массе своей утрачивает, но без которых не стоит ни село, ни горд, ни вся земля, – личность праведника. Ведь недаром исходное название рассказа – «Не стоит село без праведника».

Взгляд А. И. Солженицына на деревню 50-60-х годов отличается суровой и жестокой правдой. Детали, подмеченные автором, красноречивее длинных рассуждений. Что на завтрак, она не объявляла, да это и догадаться было легко: картовь необлупленная, или суп картонный (так выговаривали все в деревне), или каша ячневая (другой крупы в тот год нельзя было купить в Торфопродукте, да и ячневую-то с бою как самой дешевой, ею откармливали свиней и мешками брали). Поэтому редактор журнала Новый мир А. Т. Твардовский настоял заменить время действия рассказа с 1956 на 1953 год. Это был редакторский ход в надежде пробить к публикации новое произведение Солженицына: события в рассказе переносились во времена дохрущевской оттепели.

Уж слишком тягостное впечатление оставляет изображенная картина. Облетели листья, падал снег и потом таял. Снова пахали, снова сеяли, снова жали. И опять облетали листья, и опять падал снег. И одна революция. И другая революция. И весь свет перевернулся. В основе рассказа обычно лежит случай, раскрывающий характер главного героя.

В основе рассказа обычно лежит случай, раскрывающий характер главного героя. По этому принципу строит свой рассказ и Солженицын. Судьба забросила героя-рассказчика на станцию со странным для русских мест названием Торфопродукт. Здесь стояли прежде и перестояли революцию дремучие, непрохожие леса. Но потом их вырубили, свели под корень. В деревне уже не пекли хлеба, не торговали ничем съестным тол стал скуден и беден. Колхозники до самых белых мух все в колхоз, все в колхоз, а сено для своих коров приходилось набирать уже из-под снега. Характер главной героини рассказа, Матрёны, автор раскрывает через трагическое событие её гибель. Только одна портретная деталь постоянно подчеркивается автором лучезарная, добрая, извиняющаяся улыбка Матрёны. Окружающий мир Матрёны в её темноватой избе с большой русской печью это как бы продолжение её самой, частичка её жизни. Всё здесь ограничено и естественно: и шуршащие за перегородкой тараканы, шорох которых напоминал далекий шум океана, и колченогая кошка, и мыши, которые в трагическую ночь гибели Матрёны так метались за обоями, как будто сама Матрёна невидимо металась и прощалась тут с избой своей. Любимые фикусы заполонили одиночество хозяйки безмолвной, но живой толпой. Те самые фикусы, что спасала однажды Матрёна при пожаре, не думая о скудном нажитом добре. Испуганной толпой замерли фикусы в ту страшную ночь, а потом навсегда были вынесены из избы…

Историю жизни Матрёны автор-рассказчик разворачивает не сразу, а постепенно. Много горя и несправедливости пришлось ей хлебнуть на своём веку: разбитая любовь, смерть шестерых детей, потеря мужа на войне, адский труд в деревне, тяжелая немочь-болезнь. В судьбе Матрёны сконцентрирована трагедия деревенской русской женщины наиболее выразительная, вопиющая. Но она не обозлилась на этот мир, сохранила доброе расположение духа, чувство радости и жалости к другим. Жила Матрёна убого, бедно, одиноко потерянная старуха, измотанная трудом и болезнью. Родные почти не появлялись в её в доме, опасаясь, по-видимому, что Матрёна будет просить у них помощи. Нещадно все пользовались Матрёниной добротой и простодушием дружно осуждали за это.

Смерть героини это начало распада, гибели нравственных устоев деревни, которые крепила своей жизнью Матрёна. Она единственная жила в своем мире: устраивала свою жизнь трудом, честностью, добротой и терпением, сохранив свою душу и внутреннюю свободу. Но Матрёна умирает и погибает вся деревня: Все мы жили рядом с ней и не поняли, что есть она тот самый праведник, без которого, по пословице, не стоит село. Ни город. Ни вся земля наша.