Русские сочинения
-
Солженицын А.И.
-
Матренин двор
-
"Затеряться в самой нутряной России"(По рассказу А.И. Солженицына "Матрёнин двор")
"Затеряться в самой нутряной России"(По рассказу А.И. Солженицына "Матрёнин двор")
«Затеряться в самой нутряной России»(По рассказу А.И. Солженицына «Матрёнин двор»)
Трудно и непросто сложилась судьба А.И. Солженицына. Фронт, тяжелый путь от Орла до Восточной Пруссии, медали за проявленное мужество, а затем арест, восьмилетнее пребывание в тюрьмах зловещего «архипелага ГУЛАГ». В 1970 году Солженицын был удостоен Нобелевской премии по литературе.
Рассказ «Матрёнин двор» Напечатан в 1963 году. Он полностью автобиографичен и достоверен. Жизнь Матрёны Васильевны Захаровой и смерть её воспроизведены как были. Истинное название деревни — Мильцево Купловского района Владимирской области.
По многочисленным деталям (лагерная телогрейка, задержка с возвратом «годков на десять», привычка есть «дважды в день, как на фронте», неприязнь к ночным приходам людей в шинелях) нетрудно догадаться, что рассказчик — человек трудной судьбы, за плечами которого война и лагерь. Не случайно он стремится «затесаться и затеряться в самой нутряной России», обрести покой и тот душевный лад, который утрачен им в его многотрудной жизни и который, по его мнению, сохранился в народной среде. Поэтому он хочет удалиться от железной дороги и радио, чтобы порвать связь с миром цивилизованной лжи. Но несмотря на то, что он во многом разделил судьбу своего народа, его представления о народной жизни весьма далеки от реальности. В благословенном уголке России с возвышенным названием Высокое Поле «не пекли хлеба», «не торговали ничем съестным». Жизнь деревенской, «нутряной России» оказывается разъеденной ложью, жестокостью. И только в избе Матрёны герой ощутил нечто родственное своему сердцу. «Жребий мой был поселиться в этой темноватой избе с тусклым зеркалом». Матрёна оказывается «самим символом нутряной России». И одинокая женщина почувствовала доверие к своему постояльцу. Только ему она рассказывает о своём горьком прошлом, только её открывает он, «что много провёл в тюрьме». Героев роднит и драматизм их судьбы, и многие жизненные принципы. Как и Матрёну, жизнь научила Игнатича «не в еде находить смысл повседневного существования»; как и хозяйка, постоялиц склонен к ограничению. Потому её нехитрый быт становился и его бытом: «Комнату мы не делили». В Матрёне всё просто, всё человечно, а значит — красиво. Солженицын не даёт развёрнутого портрета Матрёны. Ему важно изобразить не столько внешнюю красоту простой русской крестьянки, сколько внутренний свет, струящийся из её глаз. «У тех людей всегда лица хороши, кто в ладах со своей совестью». Даже после страшной гибели героини её «лицо осталось целёхонькое, спокойное, больше живое, чем мёртвое». Несмотря на все жизненные трудности, она сохранила в себе добрую, отзывчивую душу. Всё её хозяйство — это колченогая кошка, коза, фикусы и мыши. В смысле всего остального: она «не имела», у неё «не было», она ни за чем «не гналась». Матрёна не ощущает своего одиночества, потому что день её заполнен делами, помощью другим, причём бескорыстной. Она «праведница». У неё совсем иная система ценностей, нежели у всех остальных. Она «не гналась за нарядами», «не скопила имущества к смерти». В ней нет жажды накопительства, стяжательства, которой обладают её золовки, соседи, родственники, уже при жизни делящие её скудное имущество. Жизненных неурядиц она словно не замечала, а на обиды не обращала внимания. Матрёна была больна, но «не считалась инвалидом», она лишена пенсии, так как четверть века проработала не на заводе, а в колхозе, зарплаты ей не платили, получала она лишь палочки трудодне". Труд доставляет ей истинное наслаждение, возвращает доброе расположение духа. Бесплатная работа в колхозе, бескорыстная помощь просящему — она всегда безотказна. Окружающие охотно пользуются её добротой, никогда не просят, а просто констатируют факт: «Надо будет помочь колхозу»; «Завтра Матрёна придешь мне пособить». Сами же односельчане не только не помогают Матрёне, но дружно осуждают её именно за то, что помогала людям бесплатно. Необходимая всем и каждому Матрёна остаётся в своей деревни абсолютно одинокой. Глубоко народный характер Матрёны проявляется в её речи. Выразительность, яркую индивидуальность придаёт её языку обилие просторечной, диалектной лексики(приспею, к ужоткому, летость, молонья:) Глубоко народна и манера её речи, то, как она выговаривает свои «доброжелательные слова». «Они начинались каким-то низким тёплым мурчанием, как у бабушек в сказках».
Однако при жизни Матрёны Игнатич не сумел до конца понять её, подчас не замечал её присутствия или был к ней преувеличенно требователен. И только смерть хозяйки заставила рассказчика постичь её духовную сущность, потому так сильно звучит в финале рассказа мотив покаяния.
Солженицын утверждал истинное величие, в основе которого, как писал Л. Толстой, — «простота, добро и правда». В своих поисках «нутряной России» герой не находит «идеального» народа с его патриархально — праведным укладом бытия, но он встречает личность, воплотившую в себе те ценности, которые народ в массе своей утрачивает, но без которых не стоит ни село, ни горд, ни вся земля, — личность праведника. Ведь недаром исходное название рассказа — «Не стоит село без праведника».
Трудно и непросто сложилась судьба А.И. Солженицына. Фронт, тяжелый путь от Орла до Восточной Пруссии, медали за проявленное мужество, а затем арест, восьмилетнее пребывание в тюрьмах зловещего «архипелага ГУЛАГ». В 1970 году Солженицын был удостоен Нобелевской премии по литературе.
Рассказ «Матрёнин двор» Напечатан в 1963 году. Он полностью автобиографичен и достоверен. Жизнь Матрёны Васильевны Захаровой и смерть её воспроизведены как были. Истинное название деревни — Мильцево Купловского района Владимирской области.
По многочисленным деталям (лагерная телогрейка, задержка с возвратом «годков на десять», привычка есть «дважды в день, как на фронте», неприязнь к ночным приходам людей в шинелях) нетрудно догадаться, что рассказчик — человек трудной судьбы, за плечами которого война и лагерь. Не случайно он стремится «затесаться и затеряться в самой нутряной России», обрести покой и тот душевный лад, который утрачен им в его многотрудной жизни и который, по его мнению, сохранился в народной среде. Поэтому он хочет удалиться от железной дороги и радио, чтобы порвать связь с миром цивилизованной лжи. Но несмотря на то, что он во многом разделил судьбу своего народа, его представления о народной жизни весьма далеки от реальности. В благословенном уголке России с возвышенным названием Высокое Поле «не пекли хлеба», «не торговали ничем съестным». Жизнь деревенской, «нутряной России» оказывается разъеденной ложью, жестокостью. И только в избе Матрёны герой ощутил нечто родственное своему сердцу. «Жребий мой был поселиться в этой темноватой избе с тусклым зеркалом». Матрёна оказывается «самим символом нутряной России». И одинокая женщина почувствовала доверие к своему постояльцу. Только ему она рассказывает о своём горьком прошлом, только её открывает он, «что много провёл в тюрьме». Героев роднит и драматизм их судьбы, и многие жизненные принципы. Как и Матрёну, жизнь научила Игнатича «не в еде находить смысл повседневного существования»; как и хозяйка, постоялиц склонен к ограничению. Потому её нехитрый быт становился и его бытом: «Комнату мы не делили». В Матрёне всё просто, всё человечно, а значит — красиво. Солженицын не даёт развёрнутого портрета Матрёны. Ему важно изобразить не столько внешнюю красоту простой русской крестьянки, сколько внутренний свет, струящийся из её глаз. «У тех людей всегда лица хороши, кто в ладах со своей совестью». Даже после страшной гибели героини её «лицо осталось целёхонькое, спокойное, больше живое, чем мёртвое». Несмотря на все жизненные трудности, она сохранила в себе добрую, отзывчивую душу. Всё её хозяйство — это колченогая кошка, коза, фикусы и мыши. В смысле всего остального: она «не имела», у неё «не было», она ни за чем «не гналась». Матрёна не ощущает своего одиночества, потому что день её заполнен делами, помощью другим, причём бескорыстной. Она «праведница». У неё совсем иная система ценностей, нежели у всех остальных. Она «не гналась за нарядами», «не скопила имущества к смерти». В ней нет жажды накопительства, стяжательства, которой обладают её золовки, соседи, родственники, уже при жизни делящие её скудное имущество. Жизненных неурядиц она словно не замечала, а на обиды не обращала внимания. Матрёна была больна, но «не считалась инвалидом», она лишена пенсии, так как четверть века проработала не на заводе, а в колхозе, зарплаты ей не платили, получала она лишь палочки трудодне". Труд доставляет ей истинное наслаждение, возвращает доброе расположение духа. Бесплатная работа в колхозе, бескорыстная помощь просящему — она всегда безотказна. Окружающие охотно пользуются её добротой, никогда не просят, а просто констатируют факт: «Надо будет помочь колхозу»; «Завтра Матрёна придешь мне пособить». Сами же односельчане не только не помогают Матрёне, но дружно осуждают её именно за то, что помогала людям бесплатно. Необходимая всем и каждому Матрёна остаётся в своей деревни абсолютно одинокой. Глубоко народный характер Матрёны проявляется в её речи. Выразительность, яркую индивидуальность придаёт её языку обилие просторечной, диалектной лексики(приспею, к ужоткому, летость, молонья:) Глубоко народна и манера её речи, то, как она выговаривает свои «доброжелательные слова». «Они начинались каким-то низким тёплым мурчанием, как у бабушек в сказках».
Однако при жизни Матрёны Игнатич не сумел до конца понять её, подчас не замечал её присутствия или был к ней преувеличенно требователен. И только смерть хозяйки заставила рассказчика постичь её духовную сущность, потому так сильно звучит в финале рассказа мотив покаяния.
Солженицын утверждал истинное величие, в основе которого, как писал Л. Толстой, — «простота, добро и правда». В своих поисках «нутряной России» герой не находит «идеального» народа с его патриархально — праведным укладом бытия, но он встречает личность, воплотившую в себе те ценности, которые народ в массе своей утрачивает, но без которых не стоит ни село, ни горд, ни вся земля, — личность праведника. Ведь недаром исходное название рассказа — «Не стоит село без праведника».