Русские сочинения
-
Солженицын А.И.
-
Один день Ивана Денисовича
-
Образ главного героя Шукова в романе «Один день Ивана Денисовича»
Образ главного героя Шукова в романе «Один день Ивана Денисовича»
А. И. Солженицын писатель, публицист, общественный деятель. Основной темой его творчества является разоблачение тоталитарной системы, доказательство невозможности существования в ней человека. В таких условиях, по А. И. Солженицыну, наиболее ярко проявляется русский национальный характер. Народ сохраняет силу духа и нравственные идеалы в этом его величие.
А. Солженицын лауреат Нобелевской премии по литературе за 1970 год. Он написал много рассказов, миниатюр, несколько романов и пьес, сотни публицистических статей. Его имя невольно связывается в сознании многих читателей с самым впечатляющим его героем, рязанским крестьянином, бывшим солдатом, лагерным работягой с номером Щ 854 – Иваном Денисовичем Шуковым из повести Один день Ивана Денисовича. Это не только описание одного дня нашей истории, но и повествование о сопротивлении человеческого духа насилию. Большая часть персонажей подлинные, из жизни взятые натуры. Таковы, например, бригадир Тюрин, кавторанг Буйновский. Образ главного героя Шукова, по свидетельству автора, сложен из солдата артиллериста той батареи, которой командовал на фронте Солженицын, и из заключённого 854 Солженицына. Легко заметить, что в повести как бы два то сливающихся, то разделяющихся голоса, два рассказчика, активно помогающих друг другу. Безусловно, первым мы слышим голос автора. Он описывает Ивана Денисовича, то лежащим утром под одеялом и бушлатом, сунув обе ноги в подвёрнутый рукав телогрейки, то бегущим на мороз, думающего о том, куда их погонят работать.
Но чем больше мы вслушиваемся в повествующий монолог автора, всматриваемся в подробности быта, в фигуры заключённых, тем яснее становится следующее: а ведь многое автору как бы подсказывает соавтор, Шуков. Однако и автор, то есть сам писатель с его раздумьями о народе, о народном чувстве, инстинкте нравственного самосохранения, не исчезает в монологе героя. Автор в известном смысле больше и по-своему знает Ивана Денисовича, он по существу создаёт его, передаёт ему значимую часть своего жизненного опыта: так, вся знаменитая сцена кладки стены это явно эпизод биографии писателя. Автор вживается в характер героя, перевоплощается в героя, усваивает его язык. Двуединствие точек зрения обусловили и свободу сюжетного развёртывания характера Ивана Денисовича, и конфликтов повести. Главным героем Солженицын сделал рядового крестьянина, обыкновенного мужика. Именно такие люди, по мысли писателя, и решают судьбу страны, несут заряд народной нравственности, духовности. Обыкновенная и одновременно необыкновенная биография героя позволяет писателю воссоздать героическую и трагическую судьбу русского человека XX столетия. И. Д. Шуков родился в 1911 году, жил в деревне, честно воевал, как и миллионы солдат раненный, не долечившийся, поспешил вернуться на фронт. Бежал из плена, вместе с тысячами бедолаг окруженцев попал в лагерь как якобы выполнявший задание немецкой разведки. Какое же задание не Шуков сам не мог придумать, ни следователь. Так и оставили просто – задание.
Восемь лет мыкался И.
Восемь лет мыкался И. Д. по лагерям, сохраняя при этом внутреннее достоинство, себя не роняет, не вылизывает тарелки и не доносит на товарищей, ради улучшения собственной участи. По крестьянской привычке Шуков уважает хлеб (носит его в чистой тряпочке), когда ест – снимает шапку. Не гнушается приработками, но всё зарабатывает честным трудом. Особенно ярко это проявляется в сценах работы. Иван Денисович и каменщик, и печник, и сапожник, и резчик толя. Кто два дела руками делает, тот и десять подхватит, – говорит автор. Даже в неволе его охватывает азарт работы. Ощущения И. Д. оказываются неотделимыми от собственно авторских. Человеческое достоинство, равенство, свобода духа, по Солженицыну, устанавливаются в труде, в процессе работы. Всем своим поведением в лагере герой доказывает, что душу нельзя взять в плен, нельзя лишить её свободы. Совсем иначе звучит авторская оценка: Таких дней в его сроке от звонка до звонка было три тысячи шестьсот пятьдесят три. Внешне спокойная, объективная и оттого ещё более страшная оценка. Глубокое вживление автора в героя, взаимное перевоплощение их, действия и помыслы, утверждающие нравственное величие, позволили писателю высказать свои представления о красоте и идеальности человека, живущего не по лжи.
Писатель создал реалистический характер подлинно народного героя, сумевшего пронести через все испытания и сохранить лучшие качества русского народа. Таким человеком с русским национальным характером является и А. И. Солженицын.
Герои повести, разделившие одну судьбу с Иваном Денисовичем, появляются в повести незаметно. Это бригадир Тюрин, кавторанг Буйновский, герой Бухенвальда Сенька Лев-шин, Цезарь Маркович, мальчонка Гопчик… Крестьяне, солдаты, интеллигенты, они думают о многом по-разному.
До войны Шухов работал в колхозе, кормил семью. После ранения не пошел в медсанбат, вернулся в строй. После окружения армии бежал из плена, выбрался к своим. Тут его и обвинили в измене: мол, задание немецкой разведки выполнял Если бы не подписал приговор с такой формулировкой, его бы расстреляли. Опыт не прошел для Шухова даром. Он соблюдал лагерный режим, поклонялся надзирателю, не препирался с конвоем. Но при этом он мало поступался своей гордостью, совестью, честью. Шухову помогают его житейская мудрость, лукавство и знание, что чего стоит.
В лагерных условиях обнаруживается ценность простейших материальных элементов жизни: еды, одежды, крыши над головой. Новым ботинкам Ивана Денисовича посвящено большое пояснение. Обстоятельно рассказывается о табаке, о каше. Еду автор описывает подробно. Не считая сна, лагерник живет для себя только утром десять минут за завтраком, да за обедом пять, да пять за ужином. Лишняя пайка хлеба не просто поддержка, но и средство независимости от начальства. Пока сыт и силы еще есть для работы ив голову не придет унижаться и выпрашивать.
Однако в бытовых подробностях лишь внешне проявляется характер Шухова. Гораздо важнее, что Солженицын сумел передать и внутренние законы поведения человека.
ния человека. Имея уже определенный опыт лагерной жизни, Иван Денисович сумел сделать свой нравственный выбор, четко уяснил, как надо жить, чтобы не потерять себя: В лагере вот кто подыхает: кто миски лижет, кто на санчасть надеется да кто к куму ходит стучать. Казалось бы, что это за принцип: не вылизывать чужие мискиНо за этим нехитрым жизненным законом стоит весь нравственный мир Шухова, ушедшего на фронт 23 июня 1941 года, раненного в бою, но вернувшегося в строй, попавшего в плен, но сумевшего убежать.
Отношение Шухова к людям тоже определяется этими нравственными принципами. С презрением смотрит он на Фетюкова-шакала, стреляющего окурки, а вот бригадир Тюрин вызывает у него уважение: в шапке есть не научился. Паханы, шестерки, придурки для Шухова не являются людьми. А безымянный старик, чья спина отмечена была прямизной, восхищает Ивана Денисовича.
Здесь следует вспомнить первоначальное название произведения: Щ-854. Редактору Нового мира А. Твардовскому оно не понравилось, и он предложил то, под которым повесть была опубликована. Я думаю, что мудрый Твардовский не просто испугался упоминания номеров заключенных, а подметил главное в рассказе. Номер это полное обезличивание человека, а весь Один день… повествует об ином: о нравственной силе героя, почтительно, названного по имени и отчеству.
Одной из вершин повести является сцена кладки стены. Голодный и замерзающий Шухов работает с огоньком, забыв о морозе, о стоящих за спиной конвоирах. Это и есть нравственный взлет человека, момент его свободы. Как здесь не вспомнить слова другого узника сталинских лагерей, поэта Анатолия Шипулина:
О, эти люди, с номерами,
Вы были люди, не рабы…
Я думаю, что в самом А. И. Солженицыне много общего с Иваном Денисовичем. Математик и художник, А. Солженицын несет в себе такое же нравственное богатство, ту же духовную целостность, что и его герой. Двадцать лет прожил писатель вне родины. Но и там. в далеком Вермонте, его не покидало ощущение связи с Россией, русским народом. В 1994 году Солженицын вернулся домой. Он мечтал быть полезным своей стране.
А. Солженицын лауреат Нобелевской премии по литературе за 1970 год. Он написал много рассказов, миниатюр, несколько романов и пьес, сотни публицистических статей. Его имя невольно связывается в сознании многих читателей с самым впечатляющим его героем, рязанским крестьянином, бывшим солдатом, лагерным работягой с номером Щ 854 – Иваном Денисовичем Шуковым из повести Один день Ивана Денисовича. Это не только описание одного дня нашей истории, но и повествование о сопротивлении человеческого духа насилию. Большая часть персонажей подлинные, из жизни взятые натуры. Таковы, например, бригадир Тюрин, кавторанг Буйновский. Образ главного героя Шукова, по свидетельству автора, сложен из солдата артиллериста той батареи, которой командовал на фронте Солженицын, и из заключённого 854 Солженицына. Легко заметить, что в повести как бы два то сливающихся, то разделяющихся голоса, два рассказчика, активно помогающих друг другу. Безусловно, первым мы слышим голос автора. Он описывает Ивана Денисовича, то лежащим утром под одеялом и бушлатом, сунув обе ноги в подвёрнутый рукав телогрейки, то бегущим на мороз, думающего о том, куда их погонят работать.
Но чем больше мы вслушиваемся в повествующий монолог автора, всматриваемся в подробности быта, в фигуры заключённых, тем яснее становится следующее: а ведь многое автору как бы подсказывает соавтор, Шуков. Однако и автор, то есть сам писатель с его раздумьями о народе, о народном чувстве, инстинкте нравственного самосохранения, не исчезает в монологе героя. Автор в известном смысле больше и по-своему знает Ивана Денисовича, он по существу создаёт его, передаёт ему значимую часть своего жизненного опыта: так, вся знаменитая сцена кладки стены это явно эпизод биографии писателя. Автор вживается в характер героя, перевоплощается в героя, усваивает его язык. Двуединствие точек зрения обусловили и свободу сюжетного развёртывания характера Ивана Денисовича, и конфликтов повести. Главным героем Солженицын сделал рядового крестьянина, обыкновенного мужика. Именно такие люди, по мысли писателя, и решают судьбу страны, несут заряд народной нравственности, духовности. Обыкновенная и одновременно необыкновенная биография героя позволяет писателю воссоздать героическую и трагическую судьбу русского человека XX столетия. И. Д. Шуков родился в 1911 году, жил в деревне, честно воевал, как и миллионы солдат раненный, не долечившийся, поспешил вернуться на фронт. Бежал из плена, вместе с тысячами бедолаг окруженцев попал в лагерь как якобы выполнявший задание немецкой разведки. Какое же задание не Шуков сам не мог придумать, ни следователь. Так и оставили просто – задание.
Восемь лет мыкался И.
Восемь лет мыкался И. Д. по лагерям, сохраняя при этом внутреннее достоинство, себя не роняет, не вылизывает тарелки и не доносит на товарищей, ради улучшения собственной участи. По крестьянской привычке Шуков уважает хлеб (носит его в чистой тряпочке), когда ест – снимает шапку. Не гнушается приработками, но всё зарабатывает честным трудом. Особенно ярко это проявляется в сценах работы. Иван Денисович и каменщик, и печник, и сапожник, и резчик толя. Кто два дела руками делает, тот и десять подхватит, – говорит автор. Даже в неволе его охватывает азарт работы. Ощущения И. Д. оказываются неотделимыми от собственно авторских. Человеческое достоинство, равенство, свобода духа, по Солженицыну, устанавливаются в труде, в процессе работы. Всем своим поведением в лагере герой доказывает, что душу нельзя взять в плен, нельзя лишить её свободы. Совсем иначе звучит авторская оценка: Таких дней в его сроке от звонка до звонка было три тысячи шестьсот пятьдесят три. Внешне спокойная, объективная и оттого ещё более страшная оценка. Глубокое вживление автора в героя, взаимное перевоплощение их, действия и помыслы, утверждающие нравственное величие, позволили писателю высказать свои представления о красоте и идеальности человека, живущего не по лжи.
Писатель создал реалистический характер подлинно народного героя, сумевшего пронести через все испытания и сохранить лучшие качества русского народа. Таким человеком с русским национальным характером является и А. И. Солженицын.
Герои повести, разделившие одну судьбу с Иваном Денисовичем, появляются в повести незаметно. Это бригадир Тюрин, кавторанг Буйновский, герой Бухенвальда Сенька Лев-шин, Цезарь Маркович, мальчонка Гопчик… Крестьяне, солдаты, интеллигенты, они думают о многом по-разному.
До войны Шухов работал в колхозе, кормил семью. После ранения не пошел в медсанбат, вернулся в строй. После окружения армии бежал из плена, выбрался к своим. Тут его и обвинили в измене: мол, задание немецкой разведки выполнял Если бы не подписал приговор с такой формулировкой, его бы расстреляли. Опыт не прошел для Шухова даром. Он соблюдал лагерный режим, поклонялся надзирателю, не препирался с конвоем. Но при этом он мало поступался своей гордостью, совестью, честью. Шухову помогают его житейская мудрость, лукавство и знание, что чего стоит.
В лагерных условиях обнаруживается ценность простейших материальных элементов жизни: еды, одежды, крыши над головой. Новым ботинкам Ивана Денисовича посвящено большое пояснение. Обстоятельно рассказывается о табаке, о каше. Еду автор описывает подробно. Не считая сна, лагерник живет для себя только утром десять минут за завтраком, да за обедом пять, да пять за ужином. Лишняя пайка хлеба не просто поддержка, но и средство независимости от начальства. Пока сыт и силы еще есть для работы ив голову не придет унижаться и выпрашивать.
Однако в бытовых подробностях лишь внешне проявляется характер Шухова. Гораздо важнее, что Солженицын сумел передать и внутренние законы поведения человека.
ния человека. Имея уже определенный опыт лагерной жизни, Иван Денисович сумел сделать свой нравственный выбор, четко уяснил, как надо жить, чтобы не потерять себя: В лагере вот кто подыхает: кто миски лижет, кто на санчасть надеется да кто к куму ходит стучать. Казалось бы, что это за принцип: не вылизывать чужие мискиНо за этим нехитрым жизненным законом стоит весь нравственный мир Шухова, ушедшего на фронт 23 июня 1941 года, раненного в бою, но вернувшегося в строй, попавшего в плен, но сумевшего убежать.
Отношение Шухова к людям тоже определяется этими нравственными принципами. С презрением смотрит он на Фетюкова-шакала, стреляющего окурки, а вот бригадир Тюрин вызывает у него уважение: в шапке есть не научился. Паханы, шестерки, придурки для Шухова не являются людьми. А безымянный старик, чья спина отмечена была прямизной, восхищает Ивана Денисовича.
Здесь следует вспомнить первоначальное название произведения: Щ-854. Редактору Нового мира А. Твардовскому оно не понравилось, и он предложил то, под которым повесть была опубликована. Я думаю, что мудрый Твардовский не просто испугался упоминания номеров заключенных, а подметил главное в рассказе. Номер это полное обезличивание человека, а весь Один день… повествует об ином: о нравственной силе героя, почтительно, названного по имени и отчеству.
Одной из вершин повести является сцена кладки стены. Голодный и замерзающий Шухов работает с огоньком, забыв о морозе, о стоящих за спиной конвоирах. Это и есть нравственный взлет человека, момент его свободы. Как здесь не вспомнить слова другого узника сталинских лагерей, поэта Анатолия Шипулина:
О, эти люди, с номерами,
Вы были люди, не рабы…
Я думаю, что в самом А. И. Солженицыне много общего с Иваном Денисовичем. Математик и художник, А. Солженицын несет в себе такое же нравственное богатство, ту же духовную целостность, что и его герой. Двадцать лет прожил писатель вне родины. Но и там. в далеком Вермонте, его не покидало ощущение связи с Россией, русским народом. В 1994 году Солженицын вернулся домой. Он мечтал быть полезным своей стране.