Русские сочинения
-
Солженицын А.И.
-
Один день Ивана Денисовича
-
Один день и целая жизнь русского человека в повести А. И. Солженицына "Один день Ивана Денисовича"
Один день и целая жизнь русского человека в повести А. И. Солженицына "Один день Ивана Денисовича"
На дню у него выдалось сегодня много удач… А. Солженицын. Один день Ивана Денисовича
Повесть А. И. Солженицына «Один день Ивана Денисовича» была написана в 1959 году за удивительно короткий срок — сорок дней. Это первое, «дебютное» выступление писателя в печати сразу привлекло внимание читателей и критиков к произведению и самому автору, стало событием общественно-политическим.
11 класс
Перед нами — подробный рассказ об одном дне заключенного Щ-854, Ивана Денисовича Шухова, его мыслях, чувствах, отношении к происходящему. Целая жизнь «зека» сжата до капли одного дня (счастливого дня!), которая позволяет писателю воссоздать героическую и трагическую судьбу русского человека XX столетия. Ведь для заключенных один день похож на другой: строгий режим, скудный паек, изнурительная работа, полное бесправие перед лицом «начальства». Каждый день приносит человеку суровые испытания на физическую и духовную прочность, внутреннюю выдержку, умение сохранить веру в себя, не потерять достоинства.
Все происходящее в лагере А. Солженицын прогоняет сквозь призму восприятия своего героя, и мы понимаем, что в мире, ограниченном колючей проволокой, свои понятия о счастье и несчастье, лжи и правде, чести и бесчестии, потому что в этих суровых условиях обнажается истинная натура человека. На самом деле все, что стало привычным и обычным для Ивана Денисовича, по существу своему страшно и бесчеловечно. Перед нашими глазами (и глазами Шухова) проходит череда различных характеров непохожих друг на друга людей — и сломленных, опустившихся, готовых на любые унижения, лишь бы выжить (хотя таким, как Фетюков, выжить и не удается), и сумевших сохранить силу воли, внутреннее достоинство, способность сострадать, доброту (Алешка-баптист). Конвойные, надзиратели, соседи Ивана Денисовича по бараку… И все они оказываются такими разными, несмотря на то, что большинство из них имеют номера вместо имен, лишены всех прав и превращены в сплошную массу серых телогреек.
Рядовой крестьянин в прошлом, он имеет золотые руки и светлую голову, терпелив и сообразителен. Работа приносит Шухову радость, и поэтому, когда он на этапе кладет стену, он забывает и о лютом морозе, и о своем рабском положении. Радуется его хозяйская крестьянская душа, и Иван Денисович даже готов идти на риск быть наказанным, лишь бы закончить эту работу по совести. Трудолюбивый и бережливый, он не может допустить, чтобы пропал раствор, надежно прячет его, чтобы не потеряли и не украли. Иван Денисович готов помочь своим товарищам, и те платят ему искренним уважением. Шухов знает, что если не лениться, то и в лагере можно «подработать» пошивом чехлов на рукавички и тапочек, мастерски сделанными перочинными ножами и ложками, оказанием услуги бригаднику. Помощь нужна всем и всегда, к тому же в лагере всегда платят услугой за услугу.
Однако Иван Денисович не так прост, чтобы с любовью относиться к любой работе без разбора, ведь «она, как палка, конца в ней два: для людей делаешь — качество дай, для дурака делаешь — дай показуху».
для людей делаешь — качество дай, для дурака делаешь — дай показуху". Бессмысленный труд или работа по принуждению никогда не придется Шухову
по душе.
Несмотря на все трудности и испытания, которые ему пришлось пережить, Шухов не потерял внутренней силы и свободы. Не зря Алешка-баптист говорит о нем, что Иван Денисович, «может быть, и забыл, какою рукою крестятся, но сохранил внутренний свет». Поэтому, несмотря на страшные детали, можно сказать, что повесть А. Солженицына оптимистична: она доказывает, что даже в нечеловеческих условиях можно сохранить в себе человека.
Читая повесть, мы не только узнаем образ жизни заключенных, их безрадостный быт и тяжелейшую работу, но и узнаем людей, в каждом из которых отразилось что-то типичное, существенное для понимания сурового и страшного времени, когда бесценная человеческая жизнь превратилась в обесцененную…
Повесть А. И. Солженицына «Один день Ивана Денисовича» была написана в 1959 году за удивительно короткий срок — сорок дней. Это первое, «дебютное» выступление писателя в печати сразу привлекло внимание читателей и критиков к произведению и самому автору, стало событием общественно-политическим.
11 класс
Перед нами — подробный рассказ об одном дне заключенного Щ-854, Ивана Денисовича Шухова, его мыслях, чувствах, отношении к происходящему. Целая жизнь «зека» сжата до капли одного дня (счастливого дня!), которая позволяет писателю воссоздать героическую и трагическую судьбу русского человека XX столетия. Ведь для заключенных один день похож на другой: строгий режим, скудный паек, изнурительная работа, полное бесправие перед лицом «начальства». Каждый день приносит человеку суровые испытания на физическую и духовную прочность, внутреннюю выдержку, умение сохранить веру в себя, не потерять достоинства.
Все происходящее в лагере А. Солженицын прогоняет сквозь призму восприятия своего героя, и мы понимаем, что в мире, ограниченном колючей проволокой, свои понятия о счастье и несчастье, лжи и правде, чести и бесчестии, потому что в этих суровых условиях обнажается истинная натура человека. На самом деле все, что стало привычным и обычным для Ивана Денисовича, по существу своему страшно и бесчеловечно. Перед нашими глазами (и глазами Шухова) проходит череда различных характеров непохожих друг на друга людей — и сломленных, опустившихся, готовых на любые унижения, лишь бы выжить (хотя таким, как Фетюков, выжить и не удается), и сумевших сохранить силу воли, внутреннее достоинство, способность сострадать, доброту (Алешка-баптист). Конвойные, надзиратели, соседи Ивана Денисовича по бараку… И все они оказываются такими разными, несмотря на то, что большинство из них имеют номера вместо имен, лишены всех прав и превращены в сплошную массу серых телогреек.
Рядовой крестьянин в прошлом, он имеет золотые руки и светлую голову, терпелив и сообразителен. Работа приносит Шухову радость, и поэтому, когда он на этапе кладет стену, он забывает и о лютом морозе, и о своем рабском положении. Радуется его хозяйская крестьянская душа, и Иван Денисович даже готов идти на риск быть наказанным, лишь бы закончить эту работу по совести. Трудолюбивый и бережливый, он не может допустить, чтобы пропал раствор, надежно прячет его, чтобы не потеряли и не украли. Иван Денисович готов помочь своим товарищам, и те платят ему искренним уважением. Шухов знает, что если не лениться, то и в лагере можно «подработать» пошивом чехлов на рукавички и тапочек, мастерски сделанными перочинными ножами и ложками, оказанием услуги бригаднику. Помощь нужна всем и всегда, к тому же в лагере всегда платят услугой за услугу.
Однако Иван Денисович не так прост, чтобы с любовью относиться к любой работе без разбора, ведь «она, как палка, конца в ней два: для людей делаешь — качество дай, для дурака делаешь — дай показуху».
для людей делаешь — качество дай, для дурака делаешь — дай показуху". Бессмысленный труд или работа по принуждению никогда не придется Шухову
по душе.
Несмотря на все трудности и испытания, которые ему пришлось пережить, Шухов не потерял внутренней силы и свободы. Не зря Алешка-баптист говорит о нем, что Иван Денисович, «может быть, и забыл, какою рукою крестятся, но сохранил внутренний свет». Поэтому, несмотря на страшные детали, можно сказать, что повесть А. Солженицына оптимистична: она доказывает, что даже в нечеловеческих условиях можно сохранить в себе человека.
Читая повесть, мы не только узнаем образ жизни заключенных, их безрадостный быт и тяжелейшую работу, но и узнаем людей, в каждом из которых отразилось что-то типичное, существенное для понимания сурового и страшного времени, когда бесценная человеческая жизнь превратилась в обесцененную…