Проблематика Солженицына.
Писать об Александре Исаевиче Солженицыне — значит писать о целой эпохе, целом периоде советского государства, названного во всех учебниках истории «тоталитарным режимом». Всем нам со школьных уроков истории знакомы слова: Советский Союз, Сталин, НКВД, репрессии и… лагеря. Все это воспринимается как черное, несправедливое и жестокое прошлое. Имя Александра Солженицына долгое время было под запретом и лишь сравнительно не так давно заняло свое почетное место в истории русской литературы советского периода.
Главной работой жизни этого, несомненно, талантливого человека я считаю «Архипелаг ГУЛАГ» — книгу трагедии советского народа и истории советской уголовно-исправительной системы. Еще бы, подробно и в деталях, Солженицын описывает тюремную систему Советского Союза, его следственный аппарат, систему получения доказательств, складывающихся из пыток (да, словно в средние века!). запугивания и банального насилия. Также в многотомном труде описывается судебная система, этапы, исправительно-трудовые лагеря, называемые в Советах сокращенно ИТЛами, ссылка в Казахстан по истечении срока. И самое главное, то, чему больше всего уделяется внимание — человек в этой системе, его слом непоколебимой государственной машиной.
На страницах первого тома «Архипелага ГУЛАГа» Солженицын, не скрывая своей неприязни к советскому, партийному руководству, к руководящим работникам НКВД и прокуратуры, рассказывает о том, как сам оказался под следствием. Но не только он, но и те, кто еще вчера был у власти, заправлял государственным аппаратом сами стали жертвами жестоких репрессий 1937 — 1938 годов: «Если подробно рассматривать всю историю арестов и процессов 1936 — 1938 годов, то главное отвращение испытываешь не к Сталину с его подручными, а к унизительно-гадким подсудимым — отвращение к душевной низости их после прежней гордости и непримиримости». Все они в годы гражданской войны, индустриализации, коллективизации были безжалостны к своим политическим оппонентам, а потому и не заслуживают сострадания теперь, — такова позиция автора, чем-то напоминающая древние законы мести — «око за око, зуб за зуб». «Система» убирала неугодных свидетелей, тех, кто сам раньше вершил судьбы людей.
Пройдя следствие, в феврале 1945 года Солженицын был осужден к восьми годам лагерей и отправлен этапом в исправительно-трудовой лагерь. Тоталитарный режим подавлял людей либо посредством насилия, либо посредством постоянной угрозы такого насилия, либо колючей проволокой. Убийцы и воры, насильники и грабители сидели за свои преступления, виновно и сознательно ими совершенные. За что же сидели врачи, писатели, простые рабочие и крестьяне? За свои взгляды, тоже, видимо, преступные. Преступность их заключается в том, что они выбиваются из генеральных линий партии, не соответствовали общепринятым лозунгам. Режим пускал в ход более изощрённые и надёжные методы подавления — людей заставляли ненавидеть друг друга, жить по лагерным законам «блатарей» и «шестёрок», шпионить друг за другом: «на то придумана бригада… такое устройство, чтобы не начальство зэков покупало, а зэки друг друга. В этом мире зла и насилия, бесправия и порабощения, в обществе придурков и шакалов нелегко сохранить душу и человеческое тепло. В таких условиях многие люди теряют всякое уважение к окружающим и к себе тоже. Они перестают видеть разницу между добром и злом, между подлостью и преданностью и вообще перестают быть людьми… Но не все так. Были люди, чей дух выстоял и там, за колючей проволокой. не смотря на все методы и способы, придуманные, чтобы сломить его, искоренить, совсем не превратить человека в „винтик“ в огромной машине.
Думаю, главной целью, которую преследует Солженицын было не простое восстановление и описание быта и сталинских лагерей, его цель — нарисовать подробную картину огромного механизма, под названием „тюремное государство“, которое дробило и переламывало человеческие жизни и судьбы.
»С тех пор я понял ложь всех революций истории: они уничтожают только современных им носителей зла (а не разбирая, впопыхах — и носителей добра) — само же зло, ещё увеличенным, берут себе в наследство."
Главной работой жизни этого, несомненно, талантливого человека я считаю «Архипелаг ГУЛАГ» — книгу трагедии советского народа и истории советской уголовно-исправительной системы. Еще бы, подробно и в деталях, Солженицын описывает тюремную систему Советского Союза, его следственный аппарат, систему получения доказательств, складывающихся из пыток (да, словно в средние века!). запугивания и банального насилия. Также в многотомном труде описывается судебная система, этапы, исправительно-трудовые лагеря, называемые в Советах сокращенно ИТЛами, ссылка в Казахстан по истечении срока. И самое главное, то, чему больше всего уделяется внимание — человек в этой системе, его слом непоколебимой государственной машиной.
На страницах первого тома «Архипелага ГУЛАГа» Солженицын, не скрывая своей неприязни к советскому, партийному руководству, к руководящим работникам НКВД и прокуратуры, рассказывает о том, как сам оказался под следствием. Но не только он, но и те, кто еще вчера был у власти, заправлял государственным аппаратом сами стали жертвами жестоких репрессий 1937 — 1938 годов: «Если подробно рассматривать всю историю арестов и процессов 1936 — 1938 годов, то главное отвращение испытываешь не к Сталину с его подручными, а к унизительно-гадким подсудимым — отвращение к душевной низости их после прежней гордости и непримиримости». Все они в годы гражданской войны, индустриализации, коллективизации были безжалостны к своим политическим оппонентам, а потому и не заслуживают сострадания теперь, — такова позиция автора, чем-то напоминающая древние законы мести — «око за око, зуб за зуб». «Система» убирала неугодных свидетелей, тех, кто сам раньше вершил судьбы людей.
Пройдя следствие, в феврале 1945 года Солженицын был осужден к восьми годам лагерей и отправлен этапом в исправительно-трудовой лагерь. Тоталитарный режим подавлял людей либо посредством насилия, либо посредством постоянной угрозы такого насилия, либо колючей проволокой. Убийцы и воры, насильники и грабители сидели за свои преступления, виновно и сознательно ими совершенные. За что же сидели врачи, писатели, простые рабочие и крестьяне? За свои взгляды, тоже, видимо, преступные. Преступность их заключается в том, что они выбиваются из генеральных линий партии, не соответствовали общепринятым лозунгам. Режим пускал в ход более изощрённые и надёжные методы подавления — людей заставляли ненавидеть друг друга, жить по лагерным законам «блатарей» и «шестёрок», шпионить друг за другом: «на то придумана бригада… такое устройство, чтобы не начальство зэков покупало, а зэки друг друга. В этом мире зла и насилия, бесправия и порабощения, в обществе придурков и шакалов нелегко сохранить душу и человеческое тепло. В таких условиях многие люди теряют всякое уважение к окружающим и к себе тоже. Они перестают видеть разницу между добром и злом, между подлостью и преданностью и вообще перестают быть людьми… Но не все так. Были люди, чей дух выстоял и там, за колючей проволокой. не смотря на все методы и способы, придуманные, чтобы сломить его, искоренить, совсем не превратить человека в „винтик“ в огромной машине.
Думаю, главной целью, которую преследует Солженицын было не простое восстановление и описание быта и сталинских лагерей, его цель — нарисовать подробную картину огромного механизма, под названием „тюремное государство“, которое дробило и переламывало человеческие жизни и судьбы.
»С тех пор я понял ложь всех революций истории: они уничтожают только современных им носителей зла (а не разбирая, впопыхах — и носителей добра) — само же зло, ещё увеличенным, берут себе в наследство."