Люсьен Левен
ЛЮСЬЕН ЛЕВЕН (фр. Lucien Leuwen) — герой неоконченного романа Стендаля «Люсьен Левей» (1834-1835, вариант назв. «Красное и белое»). Сюжет романа навеян рассказом г-жи Готье, задумавшей роман под названием «Лейтенант». Исключенный в 1832 г. из Политехнической школы за свои республиканские взгляды, Л.Л., сын богатого парижского банкира, поступает корнетом в 27-й уланский полк, расквартированный в Нанси. Встреченный с крайней неприязнью сослуживцами и ставший мишенью оскорбительных анонимных писем, Л.Л. знакомится с представителями местной знати; они страдают от скуки и потому принимают его в свой круг. Подлинным содержанием духовной жизни героя становится его любовь к г-же де Шастле, богатой вдове, «существу чистому и неземному». В ее душе происходит борьба между страстным чувством к Л.Л. и муками гордости и самолюбия. Однако, поверив гнусной интриге, в которой оказалась замешанной г-жа де Шастле, Л.Л. счел себя оскорбленным ею и поспешно покинул Нанси, свой полк и возлюбленную. Отец убеждает Л.Л. поступить на службу в личную канцелярию министра внутренних дел графа де Веза. Выбор какого бы то ни было жизненного поприща для Л.Л. безразличен, и он решает подчиниться воле отца, от которого всецело зависит. Вскоре Л.Л. оказывается свидетелем закулисных сторон политической жизни Франции. По заданию министра Л.Л. вмешивается в ход парламентских выборов в провинции, пытаясь провалить неугодного правительству кандидата. Он становится мишенью разъяренной толпы, которая забрасывает его грязью. «У него лицо теперь не чище, 1 чем душа», — кричат ему. Вернувшись в Па-S’ риж, Л.Л. вновь погружается в интриги прави-• тельственных кругов. Под влиянием отца, пытающегося спасти его светскую репутацию, 1 Л.Л. вступает в связь с женой разбогатевшего фабриканта г-жой Гранде, но вскоре проникается отвращением к ней. В конце романа ге-рой, разоренный после смерти отца, соглаша-/ ется на должность второго секретаря посоль-I ства в Риме и отправляется в «вечный город». «Правда переживания-осмысления молодым человеком своей судьбы, ценностей подлинных и мнимых на фоне достоверной хроники Июльской монархии» (С.И.Великовский) — так в отечественном литературоведении оценивается смысл духовной эволюции Л.Л. Самый бальзаковский из романов Стендаля, «Люсьен Левей» с начала повествования становится романом «утраченных иллюзий». Казалось бы, наделенный умом, красотой, блестяще образованный, занимающий завидное положение в обществе, герой способен достигнуть всяческого благополучия в карьере и в личной жизни, ибо приобретает разнообразный опыт и знания, пробуя свои силы на различных жизненных поприщах. Но первое разочарование ждет его в полку. Героический дух в армии, чьи ветераны помнят о славе наполеоновских походов, навеки утрачен, служба превратилась в унылую и скучную обязанность, а военные погрязли в интригах и суете. Единственная «военная операция», в которой довелось участвовать Л.Л., — бессмысленное стояние уланского полка в полном боевом порядке с целью устрашения безоружных рабочих.
ных рабочих. Крушение иллюзий происходит и на гражданской службе, где Л.Л. отказывается от министерской карьеры. Он понимает, что не способен реализовать себя в обществе, где все определяют только деньги, где царят жульничество и коварство. Становление Л.Л. как личности, его духовный рост происходят по мере отказа от предлагаемых ему вариантов выбора жизненного поприща, по мере беспристрастного познания жизни и людей, по мере отрицания безнравственных поступков и деятельности, лишенной подлинного смысла. Единственным нравственным ориентиром в жизни героя становится его любовь к г-же Шастле — сюжетная линия, не получившая, однако, завершения в неоконченном романе Стендаля. Подобно другим героям Стендаля, Л.Л. — яркая и сильная личность, жаждущая действия. Однако, как нигде у Стендаля, становление героя в этом романе происходит на беспристрастно и беспощадно воссозданном фоне жизни различных общественных слоев Франции. Именно общественные коллизии предопределяют логику развития характера Л.Л. Невозможность для героя подлинной реализации своей личности, выбора достойного жизненного пути обусловливают в конечном счете незавершенность произведения, открытость его конца и неясность дальнейшей судьбы Л.Л. Роман выдвигает новый тип героя, чья судьба неразрывно связана с современной ему общественной жизнью, чьи мысли, чувства, оттенки душевных переживаний воссозданы с непревзойденной тонкостью и психологической глубиной. Лит.: Андреев Л.Г. «Что делать» Анри Бейля // Stendal. Lucien Leuwen. M., 1984; Великовский С.И. Выстрел посреди концерта // Стендаль. Люсьен Левей. М., 1985; Crouset M. Quatre essais sur «Lucien Leuwen». Paris, 1983.
ных рабочих. Крушение иллюзий происходит и на гражданской службе, где Л.Л. отказывается от министерской карьеры. Он понимает, что не способен реализовать себя в обществе, где все определяют только деньги, где царят жульничество и коварство. Становление Л.Л. как личности, его духовный рост происходят по мере отказа от предлагаемых ему вариантов выбора жизненного поприща, по мере беспристрастного познания жизни и людей, по мере отрицания безнравственных поступков и деятельности, лишенной подлинного смысла. Единственным нравственным ориентиром в жизни героя становится его любовь к г-же Шастле — сюжетная линия, не получившая, однако, завершения в неоконченном романе Стендаля. Подобно другим героям Стендаля, Л.Л. — яркая и сильная личность, жаждущая действия. Однако, как нигде у Стендаля, становление героя в этом романе происходит на беспристрастно и беспощадно воссозданном фоне жизни различных общественных слоев Франции. Именно общественные коллизии предопределяют логику развития характера Л.Л. Невозможность для героя подлинной реализации своей личности, выбора достойного жизненного пути обусловливают в конечном счете незавершенность произведения, открытость его конца и неясность дальнейшей судьбы Л.Л. Роман выдвигает новый тип героя, чья судьба неразрывно связана с современной ему общественной жизнью, чьи мысли, чувства, оттенки душевных переживаний воссозданы с непревзойденной тонкостью и психологической глубиной. Лит.: Андреев Л.Г. «Что делать» Анри Бейля // Stendal. Lucien Leuwen. M., 1984; Великовский С.И. Выстрел посреди концерта // Стендаль. Люсьен Левей. М., 1985; Crouset M. Quatre essais sur «Lucien Leuwen». Paris, 1983.