Русские сочинения
-
Стерн Л.
-
Жизнь и мнения Тристрама Шенди, джентльмена
-
Стерн как создатель нового направления в литературе
Стерн как создатель нового направления в литературе
Две книги Стерна «Жизнь и мнения Тристана Шенди» и «Сентиментальное путешествие» поразили современников своей необычностью. Они показались странными, ни на что не похожими. Однако сама необычность привлекла внимание первых читателей. Священник Йорик, которого мы встречаем на первых страницах романа «Жизнь и мнения…», – своеобразный автопортрет писателя. Заброшенный в глухую деревушку, разъезжающий по округе на тощей кляче, сам такой же худой, с неизлечимой болезнью Йорик – Стерн был на «рыцаря печального образа», с той лишь разницей, что понимал, в отличие от Дон Кихота, тщетность всяких попыток исправить мир.
Не найдя каких-либо жизненных благ, Стерн ушел в мир интеллекта. Много читал. Его книги полны ссылок на античных авторов. Авторов средневековья, Возрождения, на современные ему сочинения. Что касается его мировоззрения, то следует подчеркнуть его арелигиозность.
Признаться, манера Стерна иногда раздражает, слишком бросаясь в глаза, слишком нарочитая. Вторая его книга «Сентиментальное путешествие» меньше страдает от этого недостатка. В России книга переводилась и издавалась гораздо чаще. В 1768 книга вышла в двух томиках под названием «Сентиментальное путешествие по Франции и Италии». Жанр путешествий в это время был популярен. Однако у Стерна путешествие особого рода – сентиментальное. Стерн ( ил пастор Йорик) – путешественник чувствительный, то есть искатель чувств. Не н7овые страны, нравы и странности далеких земель интересуют его, а чувства. Их проявление внимательный наблюдатель может отметить в мелочах быта, в едва уловимом жесте.
Вот пастора окружили нищие. Пастор сообщил, что у него только 8 су, но нищих было больше. Один из них отказался от своей доли. Разве это не проявление рыцарского самоотречения? Второй нищий. Угощает своих товарищей табаком. Йорик положил в его табакерку 2 су и взял щепотку табаку. Он наблюдает за реакцией нищего. «Бедняга почувствовал вес второго одолжения сильнее, чем первого,- им я оказал ему честь, – первое же было только милостью». Чувство уважения ценится выше. Чем материальная выгода.
Стерн посвящает несколько страниц описанию нагруженного пожитками ослика, который однажды загородил ему дорогу в узком проходе. И это бедное животное он видит сквозь призму чувств, проникаясь бесконечной симпатией к его незлобливости и долготерпению.
Писателя бесконечно восхищает его слуга Ла Флер, бедный малый, у которого ни гроша за душой, но которого природа наградила жизнелюбием и добротой.
Стерн – противник условностей и предрассудков. Писатель не идеализирует человека и показывает, как добрые побуждения борются в нем с себялюбием, эгоизмом, корыстью, тщеславием. Так, когда пастора обуяло желание совершить путешествие с незнакомой дамой, сомнения и страх охватили его. Заговорили Скупость, Осмотрительность, Трусость, Благоразумие, Лицемерие, Низость. Йорик отказался от своего намерения.
Природа и человеческий мир несовершенны. Они постоянно являют взору душераздирающие картины. Куда уйти от них? Только в мир чувств.
лько в мир чувств.
В сущности, Стерн при всем своем жизнелюбии очень трагичен. Все его герои уходят от борьбы, от страшных реальностей в изобретенный ими тихий уголок маленьких радостей.
В литературе, кажется, никогда до Стерна не сливались воедино лиризм и насмешка. Лиризм очаровывает, навевает грусть, вызывает слезы, рождает радость, восторг. Насмешка снижает в наших глазах мир, разрушает иллюзии. Шутливость – свойство характера, дар небес, ей нельзя научиться. Лиризм у Стерна облекается в шутливые одежды и приобретает особую прелесть.
Эстетические взгляды приобретают для нас особый интерес. Первый творческий принцип писателя – полнейшая независимость от литературных канонов и авторитетов. Он с самого начала утвердил себя в мысли создать нечто новое. Его не пугали трудности признания.
Записывается как бы весь процесс мышления с отклонениями в сторону, со скачками.
По его мнению у каждого человека есть какая-то страсть, увлечение, своя лошадка, на которую он садится и едет в страну своей мечты.
Писателю хотелось бы заглянуть в душу человека, увидеть ее в полной наготе, все ее тайны.
Для Стерна нет в мире пустяков. Свою философию он насмешливо доводит до читателя нарочитым вниманием к мелочам. Стерн придавал чрезвычайную важность отступлениям. Писатель не ждет пассивного чтения, а задавал читателю трудные загадки. Все кругом интересно, ибо мир при всем несовершенстве, прекрасен.
Стерн дал название целому литературному направлению, возник в 18веке. Оно стало называться сентиментализмом. Однако, в истории сентим первым нужно назвать Ричардсона. Он первый возвел чувствительность в эстетический принцип. Он открыл, что основным содержанием повествования могут быть не события, а чувства.
Сентиментализм приобрел социальную окраску, в нем зазвучали полит нотки. Сострадание не вообще к человеку, а к бедняку. Стерн придал сентиментализму философское обоснование. Сентим родился в Англии. Его возникновение было обусловлено соц причинами. Сентимент явился миру как реакция на буржуазное переустройство общественной системы., он нес в себе антиурбанистские тенденции и был полон печали об утраченной идиллии деревенской жизни и прелести природы.
Не найдя каких-либо жизненных благ, Стерн ушел в мир интеллекта. Много читал. Его книги полны ссылок на античных авторов. Авторов средневековья, Возрождения, на современные ему сочинения. Что касается его мировоззрения, то следует подчеркнуть его арелигиозность.
Признаться, манера Стерна иногда раздражает, слишком бросаясь в глаза, слишком нарочитая. Вторая его книга «Сентиментальное путешествие» меньше страдает от этого недостатка. В России книга переводилась и издавалась гораздо чаще. В 1768 книга вышла в двух томиках под названием «Сентиментальное путешествие по Франции и Италии». Жанр путешествий в это время был популярен. Однако у Стерна путешествие особого рода – сентиментальное. Стерн ( ил пастор Йорик) – путешественник чувствительный, то есть искатель чувств. Не н7овые страны, нравы и странности далеких земель интересуют его, а чувства. Их проявление внимательный наблюдатель может отметить в мелочах быта, в едва уловимом жесте.
Вот пастора окружили нищие. Пастор сообщил, что у него только 8 су, но нищих было больше. Один из них отказался от своей доли. Разве это не проявление рыцарского самоотречения? Второй нищий. Угощает своих товарищей табаком. Йорик положил в его табакерку 2 су и взял щепотку табаку. Он наблюдает за реакцией нищего. «Бедняга почувствовал вес второго одолжения сильнее, чем первого,- им я оказал ему честь, – первое же было только милостью». Чувство уважения ценится выше. Чем материальная выгода.
Стерн посвящает несколько страниц описанию нагруженного пожитками ослика, который однажды загородил ему дорогу в узком проходе. И это бедное животное он видит сквозь призму чувств, проникаясь бесконечной симпатией к его незлобливости и долготерпению.
Писателя бесконечно восхищает его слуга Ла Флер, бедный малый, у которого ни гроша за душой, но которого природа наградила жизнелюбием и добротой.
Стерн – противник условностей и предрассудков. Писатель не идеализирует человека и показывает, как добрые побуждения борются в нем с себялюбием, эгоизмом, корыстью, тщеславием. Так, когда пастора обуяло желание совершить путешествие с незнакомой дамой, сомнения и страх охватили его. Заговорили Скупость, Осмотрительность, Трусость, Благоразумие, Лицемерие, Низость. Йорик отказался от своего намерения.
Природа и человеческий мир несовершенны. Они постоянно являют взору душераздирающие картины. Куда уйти от них? Только в мир чувств.
лько в мир чувств.
В сущности, Стерн при всем своем жизнелюбии очень трагичен. Все его герои уходят от борьбы, от страшных реальностей в изобретенный ими тихий уголок маленьких радостей.
В литературе, кажется, никогда до Стерна не сливались воедино лиризм и насмешка. Лиризм очаровывает, навевает грусть, вызывает слезы, рождает радость, восторг. Насмешка снижает в наших глазах мир, разрушает иллюзии. Шутливость – свойство характера, дар небес, ей нельзя научиться. Лиризм у Стерна облекается в шутливые одежды и приобретает особую прелесть.
Эстетические взгляды приобретают для нас особый интерес. Первый творческий принцип писателя – полнейшая независимость от литературных канонов и авторитетов. Он с самого начала утвердил себя в мысли создать нечто новое. Его не пугали трудности признания.
Записывается как бы весь процесс мышления с отклонениями в сторону, со скачками.
По его мнению у каждого человека есть какая-то страсть, увлечение, своя лошадка, на которую он садится и едет в страну своей мечты.
Писателю хотелось бы заглянуть в душу человека, увидеть ее в полной наготе, все ее тайны.
Для Стерна нет в мире пустяков. Свою философию он насмешливо доводит до читателя нарочитым вниманием к мелочам. Стерн придавал чрезвычайную важность отступлениям. Писатель не ждет пассивного чтения, а задавал читателю трудные загадки. Все кругом интересно, ибо мир при всем несовершенстве, прекрасен.
Стерн дал название целому литературному направлению, возник в 18веке. Оно стало называться сентиментализмом. Однако, в истории сентим первым нужно назвать Ричардсона. Он первый возвел чувствительность в эстетический принцип. Он открыл, что основным содержанием повествования могут быть не события, а чувства.
Сентиментализм приобрел социальную окраску, в нем зазвучали полит нотки. Сострадание не вообще к человеку, а к бедняку. Стерн придал сентиментализму философское обоснование. Сентим родился в Англии. Его возникновение было обусловлено соц причинами. Сентимент явился миру как реакция на буржуазное переустройство общественной системы., он нес в себе антиурбанистские тенденции и был полон печали об утраченной идиллии деревенской жизни и прелести природы.