Русские сочинения
-
Тендряков В.Ф.
-
Шестьдесят свечей
-
Тема нравственности в современной литературе.
Тема нравственности в современной литературе.
1. Что есть добро и зло?
2. В чем причина нравственного вырождения?
3. Об ответственности человека перед обществом.
Художественная литература учит нас познавать мир, исследовать действительность. Лучшие произведения современных писателей открывают нам такие стороны жизни, которые мы даже не пытались осмысливать. Художники слова жаждут от нас понимания: что есть добро? Что зло? Что такое истина? Какова же ответственность человека перед обществом?
«Что ты есть и почему ты собой недоволен?» — спрашивает автор повести «Шестьдесят свечей» В. Тендрякова.
Сюжетной основой его произведений являются критические ситуации, которые важны для того, чтобы выявить причину случившегося: почему хорошие ребята, выпускники школы, едва не стали соучастниками убийства? Почему распалась вполне благополучная семья? Как случилось, что сын застрелил собственного отца?
В повести «Шестьдесят свечей» В. Тендряков рассказывает нам об учителе истории Николае Степановиче Ечевине, только что отпраздновавшем своё шестидесятилетие. В потоке поздравительных телеграмм учитель вдруг наталкивается на письмо, в котором неизвестный автор пишет о себе, что он ничтожество, человек без профессии, без семьи, хотя не вор и не преступник.
Человек, написавший письмо учителю, называет себя «представителем человеческих отбросов» и считает, что этим он обязан не столько своему характеру, сколько ему, учителю истории, Николаю Степановичу. И как окончательный приговор звучат последние слова: «Вы, Николай Степанович, искалечили меня! Я не вижу иного способа заставить меня выслушать, как — убить Вас!.. Пусть суд надо мной станет судом над Вами ».
Читая это произведение, я невольно подумал: а всегда ли достаточно для оценки деятельности человека одних достижений?
Ведь у Николая Степановича побед и достижений было очень много. Его успехи очевидны и заметны. Их легко можно измерить процентом успеваемости, успехами бывших учеников.
Вот ведь забыл же старый учитель про Сергея Кропотова, автора невероятного письма, которое толкнуло Николая Степановича к серьёзным размышлениям. Он попытался «Разглядеть себя с изнанки». Это привело его к неожиданному пересмотру всей своей жизни.
Еще вчера благополучный и самоуверенный человек, Николай Степанович Ечевин вдруг ощутил, что «нет уверенности ни в чём, смута и страх в душе»; вспомнил, перед сколькими же людьми оказывается он виноват! Предал своего учителя Ивана Семёновича Граубе, свою подругу, первую любовь — Таню, искалечил жизнь не только Сергею Кропотову, но и дочерям, особенно младшей, да и жене своей ....
Пытаясь разобраться в себе, почему же он стал виновником разрушенных судеб, Ечевин понял одно: боязнь самостоятельного мнения, страх взять на самого себя ответственность стали причиной его поступков .
Этот страх явился его жизненным, более того — педагогическим принципом. Ведь против Граубе Ечевин выступил только потому, что испугался, как бы не подума--, что он «против коллектива».
Сергею Кропотову, вступившемуся за честь своего оклеветанного отца, Николай Степанович внушал: «Не следует кричать и возмущаться, противопоставлять себя коллективу ».
танного отца, Николай Степанович внушал: «Не следует кричать и возмущаться, противопоставлять себя коллективу ». Именно после этого разговора и «сломалась» судьба Сергея, поверившего учителю, и начал он «сиротеть ». Стремительно. Сиротеть и портиться.»
Больше всего боится Николай Степанович самостоятельности мысли. Над сочинением десятиклассницы он размышляет: «Поощри самостоятельность, а Зоя в следующий раз выкопает чьи-то заплесневелые суждения, манера присваивать себе «не наши» взгляды станет нормой. Зоя начнет не так глядеть, как глядят другие, не так думать, не так поступать. Значит, противопоставленный обществу человек».
То, что нужно. Всегда готов… Мне, Николай Степанович, наплевать на царя Ивана и не наплевать на оценку, которую вы поставите в журнал».
Итак, попытка переложить на кого-либо ответственность за собственные суждения не проходит бесследно, она оборачивается равнодушием, на котором может вырасти самое страшное преступление.
Недаром любимая ученица Николая Степановича, хорошо усвоившая уроки, заявляет, что для неё не главное, казнил ли Иван Грозный безвинных людей ,- куда важнее, что при нем была присоединена Казань и началось книгопечатание. Для неё дороже всего собственное спокойствие и благополучие.
Вот так происходит падение нравственности, отсутствие у человека самостоятельности суждения, рождение страха взять на себя ответственность за происходящее вокруг .
Повесть В. Тендрякова заставила меня серьёзно задуматься над вопросами: что добро? Что зло? Что есть истина? Можно ли жить так, как главный герой повести?
2. В чем причина нравственного вырождения?
3. Об ответственности человека перед обществом.
Художественная литература учит нас познавать мир, исследовать действительность. Лучшие произведения современных писателей открывают нам такие стороны жизни, которые мы даже не пытались осмысливать. Художники слова жаждут от нас понимания: что есть добро? Что зло? Что такое истина? Какова же ответственность человека перед обществом?
«Что ты есть и почему ты собой недоволен?» — спрашивает автор повести «Шестьдесят свечей» В. Тендрякова.
Сюжетной основой его произведений являются критические ситуации, которые важны для того, чтобы выявить причину случившегося: почему хорошие ребята, выпускники школы, едва не стали соучастниками убийства? Почему распалась вполне благополучная семья? Как случилось, что сын застрелил собственного отца?
В повести «Шестьдесят свечей» В. Тендряков рассказывает нам об учителе истории Николае Степановиче Ечевине, только что отпраздновавшем своё шестидесятилетие. В потоке поздравительных телеграмм учитель вдруг наталкивается на письмо, в котором неизвестный автор пишет о себе, что он ничтожество, человек без профессии, без семьи, хотя не вор и не преступник.
Человек, написавший письмо учителю, называет себя «представителем человеческих отбросов» и считает, что этим он обязан не столько своему характеру, сколько ему, учителю истории, Николаю Степановичу. И как окончательный приговор звучат последние слова: «Вы, Николай Степанович, искалечили меня! Я не вижу иного способа заставить меня выслушать, как — убить Вас!.. Пусть суд надо мной станет судом над Вами ».
Читая это произведение, я невольно подумал: а всегда ли достаточно для оценки деятельности человека одних достижений?
Ведь у Николая Степановича побед и достижений было очень много. Его успехи очевидны и заметны. Их легко можно измерить процентом успеваемости, успехами бывших учеников.
Вот ведь забыл же старый учитель про Сергея Кропотова, автора невероятного письма, которое толкнуло Николая Степановича к серьёзным размышлениям. Он попытался «Разглядеть себя с изнанки». Это привело его к неожиданному пересмотру всей своей жизни.
Еще вчера благополучный и самоуверенный человек, Николай Степанович Ечевин вдруг ощутил, что «нет уверенности ни в чём, смута и страх в душе»; вспомнил, перед сколькими же людьми оказывается он виноват! Предал своего учителя Ивана Семёновича Граубе, свою подругу, первую любовь — Таню, искалечил жизнь не только Сергею Кропотову, но и дочерям, особенно младшей, да и жене своей ....
Пытаясь разобраться в себе, почему же он стал виновником разрушенных судеб, Ечевин понял одно: боязнь самостоятельного мнения, страх взять на самого себя ответственность стали причиной его поступков .
Этот страх явился его жизненным, более того — педагогическим принципом. Ведь против Граубе Ечевин выступил только потому, что испугался, как бы не подума--, что он «против коллектива».
Сергею Кропотову, вступившемуся за честь своего оклеветанного отца, Николай Степанович внушал: «Не следует кричать и возмущаться, противопоставлять себя коллективу ».
танного отца, Николай Степанович внушал: «Не следует кричать и возмущаться, противопоставлять себя коллективу ». Именно после этого разговора и «сломалась» судьба Сергея, поверившего учителю, и начал он «сиротеть ». Стремительно. Сиротеть и портиться.»
Больше всего боится Николай Степанович самостоятельности мысли. Над сочинением десятиклассницы он размышляет: «Поощри самостоятельность, а Зоя в следующий раз выкопает чьи-то заплесневелые суждения, манера присваивать себе «не наши» взгляды станет нормой. Зоя начнет не так глядеть, как глядят другие, не так думать, не так поступать. Значит, противопоставленный обществу человек».
То, что нужно. Всегда готов… Мне, Николай Степанович, наплевать на царя Ивана и не наплевать на оценку, которую вы поставите в журнал».
Итак, попытка переложить на кого-либо ответственность за собственные суждения не проходит бесследно, она оборачивается равнодушием, на котором может вырасти самое страшное преступление.
Недаром любимая ученица Николая Степановича, хорошо усвоившая уроки, заявляет, что для неё не главное, казнил ли Иван Грозный безвинных людей ,- куда важнее, что при нем была присоединена Казань и началось книгопечатание. Для неё дороже всего собственное спокойствие и благополучие.
Вот так происходит падение нравственности, отсутствие у человека самостоятельности суждения, рождение страха взять на себя ответственность за происходящее вокруг .
Повесть В. Тендрякова заставила меня серьёзно задуматься над вопросами: что добро? Что зло? Что есть истина? Можно ли жить так, как главный герой повести?