Фродо герой трилогии «Властелин колец»
Фродо герой трилогии Дж. Р.Р. Толкиена «Властелин колец» (1949), внучатый племянник и духовный наследник Бильбо Бэггинса. Фигура Ф. функционально дополняет образ «самого знаменитого хоббита». Ф., ставший сначала Хранителем, а потом Разрушителем Кольца Всевластия,— наследник не только состояния, но и миссии своего дядюшки Бильбо, потому что «любую начавшуюся историю кто-то обязательно должен продолжить». Генезис образа определяется близостью мифу, фольклору, легенде, но он также позволяет обнаружить и литературные ассоциации. В отличие от традиционного мифологического героя, добывающего культурный объект (в эпопеи Толкиена это — Кольцо Всевластия), Ф. его уничтожает. В своем изначальном отказе от абсолютного могущества
Ф. остается героем-искателем, обретающим смысл жизни в поиске истины. История Ф. начинается в день его 33-летня (расцвет юности для хоббитов — дядюшке Бильбо в тот же день исполнилось 111 — почтенный, но далеко не предельный возраст). Этот момент в трилогии будет усиливаться повторением мотива подвига и страданий Христа. В образе Ф. Толкиен придал мифу индивидуальный характер, нарушив эпическую однозначность этого героя противоречивым сочетанием «естественного», беспафосного героизма с простоватым здравомыслием.
В течение всей истории возле Ф. (как Сэм Уэллер возле мистера Пиквика) неотлучно присутствует преданный Сэм, который является отражением существенной стороны личности своего хозяина. Другой «частичный двойник» Ф.— то жалкий, то коварный, то смешной Горлум-Смеагорл, ненавидимый Сэмом, но понятный герою, способному признать в себе самом тревожаще-темное, томительное начало. В финале Ф. вместе с Бильбо уходят «в Гавань», ибо «кто-то ведь должен погибнуть, чтобы не погибли все».
Ф. остается героем-искателем, обретающим смысл жизни в поиске истины. История Ф. начинается в день его 33-летня (расцвет юности для хоббитов — дядюшке Бильбо в тот же день исполнилось 111 — почтенный, но далеко не предельный возраст). Этот момент в трилогии будет усиливаться повторением мотива подвига и страданий Христа. В образе Ф. Толкиен придал мифу индивидуальный характер, нарушив эпическую однозначность этого героя противоречивым сочетанием «естественного», беспафосного героизма с простоватым здравомыслием.
В течение всей истории возле Ф. (как Сэм Уэллер возле мистера Пиквика) неотлучно присутствует преданный Сэм, который является отражением существенной стороны личности своего хозяина. Другой «частичный двойник» Ф.— то жалкий, то коварный, то смешной Горлум-Смеагорл, ненавидимый Сэмом, но понятный герою, способному признать в себе самом тревожаще-темное, томительное начало. В финале Ф. вместе с Бильбо уходят «в Гавань», ибо «кто-то ведь должен погибнуть, чтобы не погибли все».