Мастерство в построении композиции
А.Н.Толстой начал работу над романом в 1929 году. Причиной, побудившей писателя к созданию произведения, было, вероятно, ощущение созвучности Петровской эпохи, когда “трещит и рушится старый мир”, с эпохой, в которую жил автор романа. Весь ход повествования должен был показать взаимное влияние личности и эпохи, подчеркнуть прогрессивность преобразовательских действий Петра, их закономерность и необходимость. Кроме того, для писателя было важно выявить “двигающие силы эпохи”, то есть разрешить вопрос о роли народа. Идейный замысел романа нашел соответствующее выражение во всем построении произведения.
Итак, в центре повествования находится образ Петра, процесс формирования его личности. Но роман не является его биографией. Толстому была интересна эпоха, формирующая исторического деятеля, ее движение. Это и определяет композиционные особенности романа. Создается многоплановая композиция, дающая возможность показать жизнь самых различных слоев населения России. В романе представлены все общественные группы страны того времени (бояре, дворяне, купцы, стрельцы, крестьяне, солдаты), действие разворачивается в различных местах: в Кремле, в избе Бровкиных, в Немецкой слободе, Азове, Архангельске, Нарве и т.д. Сюжетную основу романа составляют решающие события в жизни страны, само движение эпохи: восстание стрельцов, правление Софьи, крымские походы Голицына, азовские походы Петра и т.д. Однако отбор событий продиктован стремлением показать именно становление личности в истории, то есть изображаются те факты, которые оказали влияние на формирование Петра Первого. Динамику роману придает острота основных конфликтов: между самодержавием и народом, между старым, отжившим, и но вым Толстой видит неизбежность подобного быстрого развития, а потому преобразовательскую деятельность Петра автор рисует как проявление закономерности истории, ибо она была всем ходом истории подготовлена
А.Толстой изображает Петровскую эпоху в постоянной динамике, в движении Это выражается в показе изменений, происходящих в жизни людей и страны в целом Велика роль вымышленных персонажей. Некоторые из них играют лишь эпизодическую роль, а некоторые обрисованы в прямой связи с личностью Петра, например Бровкины.
Особенностью композиции романа являются авторские отступления, в которых даны обобщенные характеристики, а также взгляд на прошлое с позиций современности. Именно возможность оценить события Петровской эпохи с точки зрения человека другого времени во многом способствует тому, что роман А.Толстого стал поистине эпопеей, не только изображающей далекие события из истории страны, но и дающей общую историческую концепцию. Все события в романе даются глазами современников этих событий, а авторская концепция проявляется в проблематике романа, в трактовке действующих лиц, в подборе определенных характерных ситуаций, в самом тоне повествования, то с иронией, то с болью, то с патриотическим пафосом Исторические факты Алексей Николаевич Толстой изображает под углом зренияинтересов современной ему действительности, подчеркивая моменты, важные для воспитания нового человека послереволюционной эпохи.
интересов современной ему действительности, подчеркивая моменты, важные для воспитания нового человека послереволюционной эпохи.
Итак, в центре повествования находится образ Петра, процесс формирования его личности. Но роман не является его биографией. Толстому была интересна эпоха, формирующая исторического деятеля, ее движение. Это и определяет композиционные особенности романа. Создается многоплановая композиция, дающая возможность показать жизнь самых различных слоев населения России. В романе представлены все общественные группы страны того времени (бояре, дворяне, купцы, стрельцы, крестьяне, солдаты), действие разворачивается в различных местах: в Кремле, в избе Бровкиных, в Немецкой слободе, Азове, Архангельске, Нарве и т.д. Сюжетную основу романа составляют решающие события в жизни страны, само движение эпохи: восстание стрельцов, правление Софьи, крымские походы Голицына, азовские походы Петра и т.д. Однако отбор событий продиктован стремлением показать именно становление личности в истории, то есть изображаются те факты, которые оказали влияние на формирование Петра Первого. Динамику роману придает острота основных конфликтов: между самодержавием и народом, между старым, отжившим, и но вым Толстой видит неизбежность подобного быстрого развития, а потому преобразовательскую деятельность Петра автор рисует как проявление закономерности истории, ибо она была всем ходом истории подготовлена
А.Толстой изображает Петровскую эпоху в постоянной динамике, в движении Это выражается в показе изменений, происходящих в жизни людей и страны в целом Велика роль вымышленных персонажей. Некоторые из них играют лишь эпизодическую роль, а некоторые обрисованы в прямой связи с личностью Петра, например Бровкины.
Особенностью композиции романа являются авторские отступления, в которых даны обобщенные характеристики, а также взгляд на прошлое с позиций современности. Именно возможность оценить события Петровской эпохи с точки зрения человека другого времени во многом способствует тому, что роман А.Толстого стал поистине эпопеей, не только изображающей далекие события из истории страны, но и дающей общую историческую концепцию. Все события в романе даются глазами современников этих событий, а авторская концепция проявляется в проблематике романа, в трактовке действующих лиц, в подборе определенных характерных ситуаций, в самом тоне повествования, то с иронией, то с болью, то с патриотическим пафосом Исторические факты Алексей Николаевич Толстой изображает под углом зренияинтересов современной ему действительности, подчеркивая моменты, важные для воспитания нового человека послереволюционной эпохи.
интересов современной ему действительности, подчеркивая моменты, важные для воспитания нового человека послереволюционной эпохи.