Русские сочинения - Толстой А.Н. - Петр Первый - Народ в романе А.Толстого "Петр первый"

Народ в романе А.Толстого "Петр первый"

А. Толстой создал большое художественное полотно об эпохе Петра I, о судьбе целой нации в один из переломных моментов ее истории. Создавая «Петра Первого», автор привлек большое количество материалов: исторические исследования о петровских временах, записи и письма Петра I и его современников, дипломатическую переписку, военные донесения и указы, судебные архивы, памятники литературы и искусства XVII— XVIII веков. Но А. Н. Толстой нигде не следует слепо документам, а силой своей фантазии воплощает исторические факты и документы в живые образы и картины далекой от нас эпохи, оставаясь при этом верным правде жизни и истории.

В своем романе А. Толстой постоянно акцентирует внимательность на роли народных масс в преобразовательной деятельности царя-реформатора. «Петр Первый» А. Толстого — роман о судьбе народа. Писатель стремился показать, что без творческого гения народа были бы невозможны никакие государственные преобразования. Не случайно роман открывается сценой, происходящей в скудной, нищей крестьянской избе кабального холопа Ивашки Бровкина. В жизни и трудовой деятельности народа, а не в дворцовых интригах видит писатель объяснение всех исторических событий. Миллионное население РФ пахало землю, строило заводы, новый град Петербург, тянуло тяжелую солдатскую лямку. Труды и усилия народа не были бесплодными: как раз народ поддержал Петра в его преобразованиях, создал величие могучей и сильной державы Российской. А. Толстой воссоздает в своем романе коллективный образ народа, толпы, массы солдат, крестьян, стрельцов, раскольников, посадского люда.

Галерея образов простого люда богата и разнообразна. В романе показаны и именитые купцы, и предприниматели, вышедшие из народа,— Демидовы, Жорины, Баженины, Свечин, Жигулин, изобретатель гербовой бумаги Курбатов, секретарь царя Возницын. Бывший кабальный холоп Ивашка Бровкин превращается со временем в именитого купца, главного поставщика провианта для петровской армии, владельца крупного полотняного завода. Выдвигаются и его дети. Сын Алексей,— отличный офицер, «персона уже на виду у самого царя». Второй из братьев Бровкиных, Артамон, владеет тремя иностранными языками. Гаврила Артамонов обучается за рубежом, а далее становится приближенным царевны Натальи Алексеевны и совместно с ней бе рется за устройство театра. Санька Бровкина, недавняя деревенская босоногая девочка, на наших глазах превращается в боярыню Волкову, едет за рубеж, и за «московской Венус» уже начинает ухаживать сам польский король Август.

Талантливость, трудолюбие и одаренность русского народа подчеркивает автор. Интересен в романе рассказ о судьбе Ивана Жемова, талантливого самородка, изобретателя летательного аппарата. Затем мы видим его среди строителей петровских кораблей. «Знаменитый кузнечного дела мастер» Жемов обучает кузнечному делу самого Петра, а потом на полотняном заводе Ивана Бровкина ставит «невиданную огненную машину, работающую от котла с паром».

Характерна в романе и фигура живописца-самоучки Андрея Голикова, иконописца из Палеха.

ова, иконописца из Палеха. Через все тяготы жизни — голод, холод, раскольничество — пронес он беспредельную свою любовь к искусству, веру в то, что есть где-то «светлый край, куда он все-таки придет, продерется сквозь жизнь». За талант Петр обещает послать его учиться художеству в Италию. Мечта Голикова осуществилась: он будет художником, не погибнет в нем «чудная сила».

Величие и сила народа подчеркивается А. Н. Толстым непомерными народными страданиями и непрекращающейся борьбой против гнета бояр и царя. В романе реалистически показано тяжелое положение народа, крепостническая реальность Петровской эпохи: «Третью шкуру с мужика дерут. Оброчные — плати, по кабальным — плати, кормовые барину — дай, повытошные в казну — плати, мостовые — плати, на базар выехал — плати».

Вольнолюбивая личность народа раздражена, недовольство крестьян существующими условиями растет. Ненависть к помещикам и боярству проявляется в прямых выкриках посадских людей в сцене чтения царской грамоты на Ильинке, в угрюмом, злом взгляде мужика, в доме которого останавливается князь Буйносов, в отрывочных репликах сердито гудящей толпы в кабаке на Варварке.

Бунтарский дух русского народа живет в атамане разбойников Овдокиме, в беглом холопе Цыгане, в бесноватом мужике Евдокиме. Писатель говорит о том, что народ свято хранит в своей памяти поэтический образ Степана Разина.