Русские сочинения
-
Толстой А.Н.
-
Петр Первый
-
Образ царя-реформатора по роману А. Н. Толстого «Петр I»
Образ царя-реформатора по роману А. Н. Толстого «Петр I»
На создание исторического романа «Петр I» Толстого побудила созвучность Петровской эпохи и эпохи, современником которой он являлся. Во главу угла в романе поставлена необходимость показать становление личности в истории, взаимное влияние личности на эпоху. Царь Петр находится в центре повествования, но это не биография. Особое внимание Толстой уделяет эпохе, формирующей исторического деятеля и ее движение, историческим преобразованиям.
Петр становится выдающимся реформатором, по мере осознания им неизбежности преобразований, необходимость которых уже назрела в обществе, во всех его слоях. Через живую динамику человеческих судеб, не обращаясь к авторским отступлениям, Толстой воссоздает насущную общественную необходимость появления в стране исторического деятеля, который дал бы выход имеющимся экономическим и духовным потребностям. Царь Петр — не слепой подражатель Западу, хотя многое он перенимал именно оттуда, и это обстоятельно показано в книге. Он глубоко национальный деятель, само понятие России он воспринимает совершенно иначе, чем косное боярство, с которым он воюет.
В романе множество исторически подлинных и вымышленных персонажей, но основные усилия Толстого направлены на то, чтобы полно и точно нарисовать беспрецедентную среди монархов не только России, но и всех времен и народов, фигуру Петра. Его Петр — живое олицетворение протеста против рутины, против всего показного, мешающего реальному и стремительному движению вперед. Стремительность, порыв, нетерпение — в этом весь Петр с его неуемным желанием пробиться к новому сквозь многовековую толщу предрассудков. С одинаковой одержимостью он бреет боярские бороды и сокрушает бойницы неприятельской крепости. Столяр, плотник, кузнец, мореход, — человек, владеющий четырнадцатью ремеслами, неутомимо жадный в познании нового, Петр все хотел «пощупать» собственными руками.
На протяжении повествования образ Петра претерпевает огромную эволюцию. И дело не в различных портретных характеристиках, хотя в начале перед нами несуразный «вьюноша», а затем — огромного роста мужчина с неизменной трубкой в зубах. Особенно важны внутренние качественные превращения в Петре, как следствие извлечения исторического опыта.
В описании военных сцен и поражений — под Азовом и под Нарвой Толстой показывает не столько сцены военных действий, сколько психологическое отношение к ним Петра. Поведение Петра далеко не однозначно. Он невольно восхищается поведением своего любимца Александра Меньшикова, который увлекает за собой солдат, но по мере развития событий в душе Петра возникает недовольство и даже гнев. «Начинать надо с тылу, с обозных телег… Скакать со шпагой — последнее дело… Дура… Опусти глаза!.. Не моги смотреть на меня».
Коренным образом Петр меняет принцип подбора приближенных: «отныне знатность по годности считать», то есть как мы говорим сейчас, по деловым качествам.
В дальнейшем Петр выступает уже не только как властный диктатор, стремящийся к достижению цели любой ценой, но и как опытный педагог.
гог. Петр «ставил в вину не столько то, что ты сделал, но то, что мог бы сделать доброго и не сделал...» В этом, возможно, и заключалось самое главное. Петр стимулировал проявление инициативы, стимулировал самостоятельность мышления, действовал в противоположность пресловутому «и так сойдет». У Петра «так» не сходило.
Для Петра вся жизнь — государственное дело, тяжкая из1гурительная работа, причем никакой границы между работой «престижной» и работой «черной» нет. Скорее наоборот, своим примером Петр призывал не гнушаться никакой работой. Основное и лучшее в характере Петра — его жажда позитивных преобразований, но нельзя забывать, какой ценой для простого народа давались эти преобразования. Для такой величайшей фигуры, как царь Петр, это не имело значения, для него важнейшим делом жизни была судьба России в государственном масштабе. С другой стороны, эпоха прогрессивных сдвигов нашла свое отражение и в народном самосознании, раскрывались дарования простых людей из низов общества. Братья Баженины сами построили мельницу, тульский кузнец Никита Демидов делал ружья не хуже «англицких», кузнец Жемов с гордостью заявлял, что никто не сможет открыть сделанный им замок. В конце концов, разве не символично, что именно во времена, когда Петр «Россию поднял на дыбы», кузнец Жемов совершил дерзновенную попытку подняться на крыльях в небо!
Мы никогда не задумываемся о том, сколько лет Петру в конце романа. А ему всего 32 года, совсем еще молодой человек. Но главное здесь — сколько и каких дел для России успел совершить этот человек.
Петр становится выдающимся реформатором, по мере осознания им неизбежности преобразований, необходимость которых уже назрела в обществе, во всех его слоях. Через живую динамику человеческих судеб, не обращаясь к авторским отступлениям, Толстой воссоздает насущную общественную необходимость появления в стране исторического деятеля, который дал бы выход имеющимся экономическим и духовным потребностям. Царь Петр — не слепой подражатель Западу, хотя многое он перенимал именно оттуда, и это обстоятельно показано в книге. Он глубоко национальный деятель, само понятие России он воспринимает совершенно иначе, чем косное боярство, с которым он воюет.
В романе множество исторически подлинных и вымышленных персонажей, но основные усилия Толстого направлены на то, чтобы полно и точно нарисовать беспрецедентную среди монархов не только России, но и всех времен и народов, фигуру Петра. Его Петр — живое олицетворение протеста против рутины, против всего показного, мешающего реальному и стремительному движению вперед. Стремительность, порыв, нетерпение — в этом весь Петр с его неуемным желанием пробиться к новому сквозь многовековую толщу предрассудков. С одинаковой одержимостью он бреет боярские бороды и сокрушает бойницы неприятельской крепости. Столяр, плотник, кузнец, мореход, — человек, владеющий четырнадцатью ремеслами, неутомимо жадный в познании нового, Петр все хотел «пощупать» собственными руками.
На протяжении повествования образ Петра претерпевает огромную эволюцию. И дело не в различных портретных характеристиках, хотя в начале перед нами несуразный «вьюноша», а затем — огромного роста мужчина с неизменной трубкой в зубах. Особенно важны внутренние качественные превращения в Петре, как следствие извлечения исторического опыта.
В описании военных сцен и поражений — под Азовом и под Нарвой Толстой показывает не столько сцены военных действий, сколько психологическое отношение к ним Петра. Поведение Петра далеко не однозначно. Он невольно восхищается поведением своего любимца Александра Меньшикова, который увлекает за собой солдат, но по мере развития событий в душе Петра возникает недовольство и даже гнев. «Начинать надо с тылу, с обозных телег… Скакать со шпагой — последнее дело… Дура… Опусти глаза!.. Не моги смотреть на меня».
Коренным образом Петр меняет принцип подбора приближенных: «отныне знатность по годности считать», то есть как мы говорим сейчас, по деловым качествам.
В дальнейшем Петр выступает уже не только как властный диктатор, стремящийся к достижению цели любой ценой, но и как опытный педагог.
гог. Петр «ставил в вину не столько то, что ты сделал, но то, что мог бы сделать доброго и не сделал...» В этом, возможно, и заключалось самое главное. Петр стимулировал проявление инициативы, стимулировал самостоятельность мышления, действовал в противоположность пресловутому «и так сойдет». У Петра «так» не сходило.
Для Петра вся жизнь — государственное дело, тяжкая из1гурительная работа, причем никакой границы между работой «престижной» и работой «черной» нет. Скорее наоборот, своим примером Петр призывал не гнушаться никакой работой. Основное и лучшее в характере Петра — его жажда позитивных преобразований, но нельзя забывать, какой ценой для простого народа давались эти преобразования. Для такой величайшей фигуры, как царь Петр, это не имело значения, для него важнейшим делом жизни была судьба России в государственном масштабе. С другой стороны, эпоха прогрессивных сдвигов нашла свое отражение и в народном самосознании, раскрывались дарования простых людей из низов общества. Братья Баженины сами построили мельницу, тульский кузнец Никита Демидов делал ружья не хуже «англицких», кузнец Жемов с гордостью заявлял, что никто не сможет открыть сделанный им замок. В конце концов, разве не символично, что именно во времена, когда Петр «Россию поднял на дыбы», кузнец Жемов совершил дерзновенную попытку подняться на крыльях в небо!
Мы никогда не задумываемся о том, сколько лет Петру в конце романа. А ему всего 32 года, совсем еще молодой человек. Но главное здесь — сколько и каких дел для России успел совершить этот человек.