Русские сочинения
-
Толстой Л.Н.
-
Анна Каренина
-
Образ и характеристика Левина в романе «Анна Каренина»
Образ и характеристика Левина в романе «Анна Каренина»
Решение сложных проблем семейной жизни героев произведения совершенно недвусмысленно оттеняется в «Анне Карениной» изображением поистине счастливой семьи крестьянина Ивана Парменова. Соответствующие страницы служат не только фоном, на котором яснее видна постоянная неудовлетворенность своей личной жизнью героев романа, но и открытым уроком и даже упреком им. Толстой в «Анне Карениной» уже подошел к тому коренному перелому в его мировоззрении, который окончательно оформится через несколько лет, в начале 80-х годов. Он уже здесь обличает искусственную жизнь «верхов» через контрастное ее сопоставление с естественной, полной подлинных человеческих интересов жизнью народа.
Так, в текст введены реплики мужиков, наблюдающих встречу Долли с Анной и ее окружением. Этот прием станет впоследствии основным в комедии «Плоды просвещения». Мир простого народа с его мужеством и энергией, простотой и ясностью мироощущения противопоставлен обществу господ. Лучшие из толстовских героев понимают весь драматизм своей разобщенности с этой естественной и прекрасной жизнью. Те настроения, которые были свойственны главному герою в повести «Казаки», теперь испытывает и Левин, когда он слушает пение крестьянок, возвращающихся с сенокоса: «Когда народ с песнями скрылся из вида и слуха, тяжелое чувство тоски за свое одиночество… охватило Левина».
В критике 70-х годов высказывалось мнение, что Толстой написал не один, а два романа: об Анне и Левине. Писатель с этим решительно не соглашался. Он отвечал, что гордится архитектурой своего произведения и добавил: «Связь постройки сделана не на фабуле и не на отношениях (знакомстве) лиц, а на внутренней связи». Такая внутренняя связь существует между Анной и Левиным, который тоже мучительно и напряженно ищет возможность жить без фальши и лжи, без всякого обмана себя и других. Они знакомятся друг с другом лишь в самом конце романа.
Их сюжетные линии развиваются как бы параллельно, почти не пересекаясь, но по замыслу писателя они теснейшим образом соотнесены, как два противоположных решения центральной проблемы романа. Это не значит, конечно, что Левин и Анна противопоставлены друг другу, как положительный герой отрицательной героине. Рисуя их судьбы, Толстой подвергает самому пристальному анализу то общее в их социальной и индивидуальной психологии, что пытается преодолеть в себе Левин и против чего восстает нравственное чувство Анны. Она противостоит Левину не как грешница праведнику, а как человек трагической судьбы — человеку, нашедшему, как ему казалось, выход из подстерегавшей его трагедии.
Образ Левина может быть назван автобиографическим не столько в смысле частичного совпадения жизненных обстоятельств, сколько по сходству идейно-нравственных исканий, характерных для всех любимых героев Толстого на всем протяжении его творчества. Сначала интересы Левина сосредоточиваются в области практической помещичьей деятельности. Он начинает с того, чем кончил Николай Ростов в Эпилоге «Войны и мира». Но если Ростов полностью удовлетворен своими отношениями с крепостными, то Левин уже понимает всю ложность «игры» в доброго барина, благодетеля.
удовлетворен своими отношениями с крепостными, то Левин уже понимает всю ложность «игры» в доброго барина, благодетеля. Хозяйственная деятельность приносит ему лишь острое разочарование. Он не мог не ощущать справедливость слов своего брата Николая: «…ты не просто эксплуатируешь мужиков, а с идеею».
Из тяжелого состояния Левина, не раз уже думавшего о самоубийстве, выводит случайно услышанный им рассказ о старом крестьянине Платоне Фоканыче, который «для души живет. Бог помнит». Подобно тому как некогда Пьер Безухов был потрясен встречей с Платоном Каратаевым, так и теперь слова о «праведном старике» Платоне Фоканыче произвели в душе Левина «действие электрической искры». Ему кажется, что он нашел смысл жизни, что социальные проблемы можно решить с помощью религии, ибо найден «несомненный смысл добра». Очень характерно размышление Левина, что найденный им ответ на мучительные вопросы он узнал «не разумом, а это дано мне, открыто мне, и я знаю это сердцем, верую». Вывод Левина: «не для нужд своих жить, а для бога» не исчерпывает, не «перекрывает» всех трагических проблем, поставленных содержанием романа. Это лишь один из этапов трудного пути героев к постижению мира и истины.Роман построен как резкое, непримиримое отрицание общества, в котором страдает и гибнет человек, не имеющий возможности добиться гармонической полноты существования. Острая постановка актуальнейших конкретно-социальных, психологических, философских вопросов явилась замечательным достижением Толстого-романиста. Много замечательных страниц в романе уделено описанию природы. Лучшие пейзажи с Левиным, что, как известно, у Толстого всегда является средством характеристики. Толстовские пейзажи отличаются глубокой правдивостью. Писатель не старается улучшить, приукрасить природу. Он находит прекрасное в самом ее богатстве и разнообразии и поэтому не боится так называемых антиэстетических деталей, подобных такому, например, описанию левинского поля:
* «Было то время года, когда присохшие, выветренные кучи навоза пахли по зорям медовыми травами…»
Психологический анализ в «Анне Карениной» углубляется, так как у героев нового романа меньше той простоты и ясности душевных движений, которые были характерны для героев «Войны и мира». Им в большей степени свойственны настроения тревоги, мрачных предчувствий, отражающие общую атмосферу зыбкости, неустойчивости жизни. Для передачи тончайших душевных движений Толстой широко использует в романе формы внутреннего монолога, спор двух голосов в душе героя и т. д.
Проблематика «Анны Карениной» подводила Толстого к идейному кризису, решительному перелому в его мировоззрении, который произошел у него на рубеже 70—80-х годов.
Так, в текст введены реплики мужиков, наблюдающих встречу Долли с Анной и ее окружением. Этот прием станет впоследствии основным в комедии «Плоды просвещения». Мир простого народа с его мужеством и энергией, простотой и ясностью мироощущения противопоставлен обществу господ. Лучшие из толстовских героев понимают весь драматизм своей разобщенности с этой естественной и прекрасной жизнью. Те настроения, которые были свойственны главному герою в повести «Казаки», теперь испытывает и Левин, когда он слушает пение крестьянок, возвращающихся с сенокоса: «Когда народ с песнями скрылся из вида и слуха, тяжелое чувство тоски за свое одиночество… охватило Левина».
В критике 70-х годов высказывалось мнение, что Толстой написал не один, а два романа: об Анне и Левине. Писатель с этим решительно не соглашался. Он отвечал, что гордится архитектурой своего произведения и добавил: «Связь постройки сделана не на фабуле и не на отношениях (знакомстве) лиц, а на внутренней связи». Такая внутренняя связь существует между Анной и Левиным, который тоже мучительно и напряженно ищет возможность жить без фальши и лжи, без всякого обмана себя и других. Они знакомятся друг с другом лишь в самом конце романа.
Их сюжетные линии развиваются как бы параллельно, почти не пересекаясь, но по замыслу писателя они теснейшим образом соотнесены, как два противоположных решения центральной проблемы романа. Это не значит, конечно, что Левин и Анна противопоставлены друг другу, как положительный герой отрицательной героине. Рисуя их судьбы, Толстой подвергает самому пристальному анализу то общее в их социальной и индивидуальной психологии, что пытается преодолеть в себе Левин и против чего восстает нравственное чувство Анны. Она противостоит Левину не как грешница праведнику, а как человек трагической судьбы — человеку, нашедшему, как ему казалось, выход из подстерегавшей его трагедии.
Образ Левина может быть назван автобиографическим не столько в смысле частичного совпадения жизненных обстоятельств, сколько по сходству идейно-нравственных исканий, характерных для всех любимых героев Толстого на всем протяжении его творчества. Сначала интересы Левина сосредоточиваются в области практической помещичьей деятельности. Он начинает с того, чем кончил Николай Ростов в Эпилоге «Войны и мира». Но если Ростов полностью удовлетворен своими отношениями с крепостными, то Левин уже понимает всю ложность «игры» в доброго барина, благодетеля.
удовлетворен своими отношениями с крепостными, то Левин уже понимает всю ложность «игры» в доброго барина, благодетеля. Хозяйственная деятельность приносит ему лишь острое разочарование. Он не мог не ощущать справедливость слов своего брата Николая: «…ты не просто эксплуатируешь мужиков, а с идеею».
Из тяжелого состояния Левина, не раз уже думавшего о самоубийстве, выводит случайно услышанный им рассказ о старом крестьянине Платоне Фоканыче, который «для души живет. Бог помнит». Подобно тому как некогда Пьер Безухов был потрясен встречей с Платоном Каратаевым, так и теперь слова о «праведном старике» Платоне Фоканыче произвели в душе Левина «действие электрической искры». Ему кажется, что он нашел смысл жизни, что социальные проблемы можно решить с помощью религии, ибо найден «несомненный смысл добра». Очень характерно размышление Левина, что найденный им ответ на мучительные вопросы он узнал «не разумом, а это дано мне, открыто мне, и я знаю это сердцем, верую». Вывод Левина: «не для нужд своих жить, а для бога» не исчерпывает, не «перекрывает» всех трагических проблем, поставленных содержанием романа. Это лишь один из этапов трудного пути героев к постижению мира и истины.Роман построен как резкое, непримиримое отрицание общества, в котором страдает и гибнет человек, не имеющий возможности добиться гармонической полноты существования. Острая постановка актуальнейших конкретно-социальных, психологических, философских вопросов явилась замечательным достижением Толстого-романиста. Много замечательных страниц в романе уделено описанию природы. Лучшие пейзажи с Левиным, что, как известно, у Толстого всегда является средством характеристики. Толстовские пейзажи отличаются глубокой правдивостью. Писатель не старается улучшить, приукрасить природу. Он находит прекрасное в самом ее богатстве и разнообразии и поэтому не боится так называемых антиэстетических деталей, подобных такому, например, описанию левинского поля:
* «Было то время года, когда присохшие, выветренные кучи навоза пахли по зорям медовыми травами…»
Психологический анализ в «Анне Карениной» углубляется, так как у героев нового романа меньше той простоты и ясности душевных движений, которые были характерны для героев «Войны и мира». Им в большей степени свойственны настроения тревоги, мрачных предчувствий, отражающие общую атмосферу зыбкости, неустойчивости жизни. Для передачи тончайших душевных движений Толстой широко использует в романе формы внутреннего монолога, спор двух голосов в душе героя и т. д.
Проблематика «Анны Карениной» подводила Толстого к идейному кризису, решительному перелому в его мировоззрении, который произошел у него на рубеже 70—80-х годов.