Русские сочинения
-
Толстой Л.Н.
-
Крейцерова соната
-
Позднышев - характеристика литературного героя
Позднышев - характеристика литературного героя
ПОЗДНЫШЕВ — герой повести Л.Н.Толстого «Крейцерова соната» (1887-1890). Повесть написана после пережитого Толстым духовного кризиса, вследствие которого произошла, по словам писателя, перестройка «деятельности, которая называется художественной». Это повлекло за собой трансформацию поэтической системы, стилистики и структуры литературных героев. П. — единственное главное лицо этого произведения, определяющее его атмосферу, тональность; личность мыслящая, думающая над актуальными проблемами общественными и сугубо личными. В трактовке писателя П. непривлекателен, что подчеркнуто его внешностью, всем обликом. Среди пассажиров железнодорожного вагона резко выделялся «державшийся особняком небольшого роста господин, с порывистыми движениями, еще не старый, но с очевидно преждевременно поседевшими курчавыми волосами и необыкновенно блестящими глазами, быстро пробегавшими с предмета на предмет». Господин этот старательно избегал общения с пассажирами. Все в его облике указывало на какую-то тайну, говорило о событии, оборвавшем течение его жизни, о пережитом потрясении. Повесть представляет собой монолог П. (изредка прерываемый репликами его спутников), взволнованный, откровенный, напряженно эмоциональный. Устами П. Толстой сквозь «семейную мысль» обнажает порочность существования «круга достаточных людей», ориентирующихся на материальные блага, на мнимые ценности, отошедших от законов природы, норм христианской морали. Оттого современный «брак — один обман», ибо люди в браке видят «одно совокупление», удовлетворение плоти, освободили «себя от нравственных отношений к женщине, с которой входишь в физические отношения». Брак превратился в «обман», потому что «обеспеченные классы находятся во власти самой сильной и злой страсти… плотской любви», превратившей женщину в «орудие наслаждения». Драма в семье П. объясняется им ложным, неправедным устройством «нашего европейского общества», где царит «сутолка существования», «пучина разврата». Ужас семейной жизни П., взаимная озлобленность, ненависть вызваны, по его мнению, тем, что семейный союз построен только на «чувственных наслаждениях». А там, где властвует плоть, дьявол творит порой «злые шутки». Лишь стоя у постели умирающей жены, П. «в первый раз увидел в ней человека». Особенно впечатляют последние страницы повести, где Толстой раскрыл внутренний мир П. с его разорванным сознанием, с невыносимыми муками, приведшими к преступлению. Глубина и сила проникновения в психологию человека, в тайное, происходящее в нем, настолько убедительны, что вызывают сострадание к герою, понимание истоков его несчастья.
Лит.: Гей Н.К. Художественность литературы. Поэтика. Стиль. М., 1975. С. 311-320; Розанова С.А. «Крейцерова соната» и ее судьба // Толстой Л.Н. Крейцерова соната. М., 1983.
Лит.: Гей Н.К. Художественность литературы. Поэтика. Стиль. М., 1975. С. 311-320; Розанова С.А. «Крейцерова соната» и ее судьба // Толстой Л.Н. Крейцерова соната. М., 1983.