Русские сочинения - Толстой Л.Н. - Разное - «Чтобы поверить в добро, надо начать делать его». Л.Н.Толстой. (По одному из произведений русской литературы.)

«Чтобы поверить в добро, надо начать делать его». Л.Н.Толстой. (По одному из произведений русской литературы.)


Роман М.А. Шолохова «Поднятая целина» — произведение о судьбах народных в период коллективизации. Эта книга явилась
своеобразным учебником жизни в период организации труда в колхозах. В ней Шолохову удалось показать типичные картины
бурной действительности тридцатых годов, когда рушились устои старой единоличной деревни, и из мелких, разрозненных
крестьянских хозяйств создавались коллективные. Когда в разорённой гражданской войной республике Советов устанавливался
новый социалистический строй, создавались колхозы, людям хотелось верить в добро, в то, что обязательно наступят лучшие
времена, но за них нужно бороться, делать дело.

Процесс ломки крестьянского сознания показан в этом романе как сложный, болезненный процесс. «С кровью и потом» строили крестьяне новое, преодолевая в своём сознании пережитки прошлого.

С первых страниц повествования писатель вводит нас в сложную обстановку жизни на хуторе Гремячий Лог. Крестьянство социально расслоено. Коммунисты хутора Нагульнов и Размётнов совместно с бедняками ищут новые формы организации труда и жизни. В 1920 году они записались в коммуну, но она «распалась от шкурничества», как говорит Нагульнов. Было организовано гремяческое товарищество совместной обработки земли, но и оно «есть одно измывание над коллективизацией и голый убыток Советской власти».

Приезд двадцатипятитысячника, бывшего матроса, рабочего Путиловского завода Семёна Давыдова в январе 1930 года был значительным событием в жизни хутора. С первой встречи он покоряет крестьян простотой и доступностью.

Почти одновременно с Давыдовым на хутор тайком приезжает есаул Половцев и останавливается у Якова Лукича Островнова, который под его командой воевал против Советской власти в годы гражданской войны.

Одновременный приезд коммуниста Давыдова и есаула Половцева имеет огромный смысл. Писатель подчёркивает этим фактом острый социальный конфликт своего произведения.

По-разному встречают в Гремячем предложение Давыдова организовать колхоз: бедняки с радостью богатели с лютой злобой, середняки нерешительно.

Характеризуя эти бурные дни на хуторе, писатель замечает: «Жизнь в Гремячем Логу стала на дыбы, как норовистый конь перед трудным препятствием».

Параллельно с деятельностью коммунистов и колхозников писатель изображает действия врагов, враждебных сил. Замаскированный враг Яков Лукич Островнов вступил в колхоз специально, чтобы выполнять приказы Половцева. Он ведёт скрытую враждебную агитацию среди колхозников, вербует по заданию Половцева противников Советской власти в «Союз освобождения родного Дона», всячески вредит колхозу.

Но строительство новой жизни уже не остановить. Народ, проникая верой в колхозный строй, порывает с Половцевым, который хотел поднять казаков на восстание.

Процесс становления колхозов, изменение психологии крестьянина-собственика проходил сложно и мучительно, потому что коммунисты сами порой не знали, как правильно поступать и как правильно организовывать колхозы. Этим пользовались враги, вовлекая на свою сторону недовольных казаков. И всё же казачество, преодолевая пережитки прошлого, шло за коммунистами, порывая с врагами народа и не поддаваясь на их уговоры восстать против Советской власти. В этом плане характерна судьба бедняка Хопрова, трагически погибшего от руки врагов. Выступление Хопрова против кулаков очень показательно. Писатель подчёркивает, что уроки гражданской войны не прошли для казачества даром. Казаки крепко усвоили, что трудовому народу не по пути с белыми и их пособниками. С трудом рвали казаки путы частной собственности и вступали на путь новой жизни.

В этом плане характерен образ середняка Кондрата Майданникова. Кондрат быстро понял, что без колхоза ему не жить, и одним из первых вступил в колхоз.

Болеет за колхозное дело и кузнец Ипполит Шалый. Он старается помочь Давыдову в руководстве колхозом, делится с ним своими сокровенными мыслями. Он рассказывает Давыдову о вредительской деятельности Островнова, действующего уже не в одиночку, а организовавшего вокруг себя целую группу, в которую вошли Атаман-Чуков, Люшна, Афонька-кладовщик и другие.

На примере Шалого писатель показывает быстрый процесс духовного народа в тридцатые годы, который почувствовал, что его интересы и интересы партии едины.

Непосредственно из жизни взят Шолоховым образ деда Щукаря. Щукарь искренен и доверчив, терпелив и находчив, беспомощен и активен. Новая жизнь принимается им безоговорочно. Он всегда в гуще событий. Люди в хуторе его любят, с интересом и добрым вниманием слушают его забавные речи.

Как к сыновьям привязался одинокий дед Щукарь к Давыдову и Нагульнову, их гибель он переживает трагически. Интересно отметить, что почти все народные характеры изображены главным образом в их отношении к Давыдову и Нагульнову. И это не случайно.

Шолохов показывает огромную любовь народа к тем людям, которые всю свою жизнь посвятил борьбе за народное счастье.

Таким образом, в своём романе «Поднятая целина» Шолохов нарисовал исторически конкретную, правдивую картину жизни народа в дни глубоких революционных преобразований, которые коснулись экономического уклада и социальных отношений в деревне, сознания и психологии миллионов людей, становления нового социалистического строя.

Мучаясь, ошибаясь, порой погибая, лучшие герои романа Шолохова «Поднятая целина» хотели своими руками создать новую жизнь, верили в своё светлое будущее.

«Чтобы поверить в добро, надо начать делать его», — сказал Лев Николаевич Толстой. И эти слова можно по праву отнести и к героям романа Шолохова, которые искренне верили в добро и справедливость в становлении новой жизни.