ТОЛСТОЙ Лев Николаевич
margin-left:8.5pt;margin-bottom:.0001pt;text-indent:14.2pt">
ТОЛСТОЙ Лев
Николаевич (1828-1910), граф, русский писатель, член-корреспондент (1873),
почетный академик (1900) Петербургской АН. Начиная с автобиографической
трилогии «Детство» (1852), «Отрочество» (1852-54), «Юность» (1855-57),
исследование «текучести» внутреннего мира, моральных основ личности стало
главной темой произведений Толстого. Мучительные поиски смысла жизни,
нравственного идеала, скрытых общих закономерностей бытия, духовный и
социальный критицизм, вскрывающий «неправду» сословных отношений, проходят
через все его творчество. В повести «Казаки» (1863) герой, молодой дворянин,
ищет выход в приобщении к природе, к естественной и цельной жизни простого
человека. Эпопея «Война и мир» (1863-69) воссоздает жизнь различных слоев
русского общества в Отечественную войну 1812, патриотический порыв народа,
объединивший все сословия и обусловивший победу в войне с Наполеоном.
Исторические события и личные интересы, пути духовного самоопределения
рефлексирующей личности и стихия русской народной жизни с ее «роевым» сознанием
показаны как равноценные слагаемые природно-исторического бытия. В романе «Анна
Каренина» (1873-77) — о трагедии женщины во власти разрушительной «преступной»
страсти — Толстой обнажает ложные основы светского общества, показывает распад патриархального
уклада, разрушение семейных устоев. Восприятию мира индивидуалистическим и
рационалистичным сознанием он противопоставляет самоценность жизни как таковой
в ее бесконечности, неуправляемой переменчивости и вещной конкретности
(«тайновидец плоти» — Д. С. Мережковский). С кон. 1870-х гг. переживавший
духовный кризис, позднее захваченный идеей нравственного усовершенствования и
«опрощения» (породившей движение «толстовства»), Толстой приходит ко все более
непримиримой критике общественного устройства — современных бюрократических
институтов, государства, церкви (в 1901 отлучен от православной церкви),
цивилизации и культуры, всего жизненного уклада «образованных классов»: роман
«Воскресение» (1889-99), повесть «Крейцерова соната» (1887-89), драмы «Живой
труп» (1900, опубликована в 1911) и «Власть тьмы» (1887). Одновременно
возрастает внимание к темам смерти, греха, покаяния и нравственного возрождения
(повести «Смерть Ивана Ильича», 1884-86, «Отец Сергий», 1890-98, опубликованы в
1912, «Хаджи-Мурат», 1896-1904, опубликован в 1912). Публицистические сочинения
морализаторского характера, в т. ч. «Исповедь» (1879-82), «В чем моя вера?»
(1884), где христианские учения о любви и всепрощении трансформируются в
проповедь непротивления злу насилием. Стремление согласовать образ мысли и
жизни приводит к уходу Толстого из Ясной Поляны; умер на станции Астапово.
* * *
ТОЛСТ
ТОЛСТОЙ Лев
Николаевич (1828-1910), граф, русский писатель, член-корреспондент (1873),
почетный академик (1900) Петербургской АН. Начиная с автобиографической
трилогии «Детство» (1852), «Отрочество» (1852-54), «Юность» (1855-57),
исследование «текучести» внутреннего мира, моральных основ личности стало
главной темой произведений Толстого. Мучительные поиски смысла жизни,
нравственного идеала, скрытых общих закономерностей бытия, духовный и
социальный критицизм, вскрывающий «неправду» сословных отношений, проходят
через все его творчество. В повести «Казаки» (1863) герой, молодой дворянин,
ищет выход в приобщении к природе, к естественной и цельной жизни простого
человека. Эпопея «Война и мир» (1863-69) воссоздает жизнь различных слоев
русского общества в Отечественную войну 1812, патриотический порыв народа,
объединивший все сословия и обусловивший победу в войне с Наполеоном.
Исторические события и личные интересы, пути духовного самоопределения
рефлексирующей личности и стихия русской народной жизни с ее «роевым» сознанием
показаны как равноценные слагаемые природно-исторического бытия. В романе «Анна
Каренина» (1873-77) — о трагедии женщины во власти разрушительной «преступной»
страсти — Толстой обнажает ложные основы светского общества, показывает распад патриархального
уклада, разрушение семейных устоев. Восприятию мира индивидуалистическим и
рационалистичным сознанием он противопоставляет самоценность жизни как таковой
в ее бесконечности, неуправляемой переменчивости и вещной конкретности
(«тайновидец плоти» — Д. С. Мережковский). С кон. 1870-х гг. переживавший
духовный кризис, позднее захваченный идеей нравственного усовершенствования и
«опрощения» (породившей движение «толстовства»), Толстой приходит ко все более
непримиримой критике общественного устройства — современных бюрократических
институтов, государства, церкви (в 1901 отлучен от православной церкви),
цивилизации и культуры, всего жизненного уклада «образованных классов»: роман
«Воскресение» (1889-99), повесть «Крейцерова соната» (1887-89), драмы «Живой
труп» (1900, опубликована в 1911) и «Власть тьмы» (1887). Одновременно
возрастает внимание к темам смерти, греха, покаяния и нравственного возрождения
(повести «Смерть Ивана Ильича», 1884-86, «Отец Сергий», 1890-98, опубликованы в
1912, «Хаджи-Мурат», 1896-1904, опубликован в 1912). Публицистические сочинения
морализаторского характера, в т. ч. «Исповедь» (1879-82), «В чем моя вера?»
(1884), где христианские учения о любви и всепрощении трансформируются в
проповедь непротивления злу насилием. Стремление согласовать образ мысли и
жизни приводит к уходу Толстого из Ясной Поляны; умер на станции Астапово.
* * *
ТОЛСТ