Высший свет в изображении Л.Н.Толстого
Высший свет в изображении Л.Н.Толстого.
( по роману «Война и мир»)
В романе «Война и мир» Толстой " со строгостью судьи и гражданина" вершит нравственный суд над высшим светом и бюрократической верхушкой самодержавной России.
Ценность человека, по мнению Толстого, определяется тремя понятиями: простота, доброта и правда.Нравственность, как считает писатель, — это умение почувствовать свое «я» как часть общечеловеческого «мы». И любимые герои Толстого просты и естественны, добры и сердечны, честны перед людьми и своею совестью.
Иные отношения Толстого к высшему свету; «завистливому и душному для сердца вольного и пламенных страстей»(Лермонтов).
С первых страниц романа мы, читатели, попадаем в петербургские гостиные большого света и знакомимся со
«сливками» этого общества: вельможами, сановниками,
дипломатами, фрейлинами. Толстой срывает покровы внешнего
блеска, утонченных манер с этих людей, и перед читателем
предстает их духовное убожество, нравственная низость. В их
поведении, в их взаимоотношениях нет ни простоты, ни добра, ни
правды. Все неестественно, лицемерно в салоне А.П.Шерер. Все
живое, будь то мысль и чувство, искренний порыв или
злободневная острота, гаснет в бездушной обстановке. Вот почему
естественность и открытость в поведении Пьера так напугали
Шерер. Здесь привыкли к «приличьем стянутым маскам», к маскараду.
Князь Василий говорит лениво, как актер слова старой пьесы, сама хозяйка держится с искусственным энтузиазмом. Пьер почувствовал себя мальчиком в игрушечной лавке.
Толстой сравнивает вечерний прием у Шерер с прядильной мастерской, в которой «веретена с разных сторон равномерно и не умолкая шумели». Но в этих мастерских решаются важные дела, плетутся государственные интриги, решаются личные проблемы, намечаются корыстные планы: подыскиваются места для неустроенных сынков, вроде идиота Ипполита Курагина, намечаются выгодные партии для женитьбы или замужества.
В этом свете, как рисует Толстой, «кипит вечная бесчеловечная вражда, борьба за блага бренные». Вспомним искаженные лица «скорбной» Друбецкой и «благостного» князя Василия, когда они вдвоем вцепились в портфель с завещанием у постели умирающего графа Безухова.
А охота на Пьера, ставшего богачом?! Ведь это целая
«военная операция», тщательно продуманная Шерер и князем
Василием. Так и не дождавшись объяснения Пьера с Элен, сватовства, князь Василий врывается в комнату с иконой в руках и благословляет молодых — мышеловка захлопнулась. Начинается осада Марии Болконской, богатой невесты для шалопая Анатолия, и только случай помешал успешно завершить эту операцию.
О какой любви может идти речь, когда браки совершаются по откровенному расчету?
С иронией, даже с сарказмом рисует Толстой «объяснение в любви» Бориса Друбецкого и Жюли Курагиной. Жюли знает, что
этот блестящий, но нищий красавец, не любит ее, но требует за свое богатство объяснения в любви по всей форме. А Борис, произнося нужные слова, думает, что всегда можно устроить так, что он жену будет видеть редко.
Все приемы хороши, чтобы добиться «славы, денег и чинов». Можно вступить в масонскую ложу, делая вид, что тебе близки идеи любви, равенства, братства.А на самом деле такие, как Борис Друбецкой, вступали в это общество с одной целью — завести выгодные знакомства.А Пьер, искренний и доверчивый человек, вскоре увидел, что этих людей интересовали не вопросы истины, блага человечества, а мундиры и кресты, которых они добивались в жизни.
Ложь и фальшь в отношениях между людьми особенно ненавистны Толстому. С какой иронией он рассказывает о князе
Василие, когда тот просто обворовывает Пьера, присвоив доходы с его имений и оставив у себя несколько тысяч оброка с рязанского имения. И все это под маской добра и заботы о юноше, которого он не может бросить на произвол судьбы.
Лжива и развратна и Элен Курагина, ставшая графиней Безуховой. Однажды открыто изменяет мужу, цинично заявляет Пьеру, что не желает иметь от него детей. Даже красота и молодость у людей высшего света принимают отталкивающий характер, ибо эта красота не согрета душой.
Лгут, играя в патриотизм Жюли Карагина, ставшая наконец — то Друбецокй, и ей подобные.Их патриотизм проявился в отказе от французской кухни, французского театра и неустановления штрафа(?).
Вспомним, с каким энтузиазмом двуличный князь Василий восхищается, говоря с гордостью пророка: «Что я говорил про Кутузова? Я говорил всегда, что он один способен победить Наполеона.»
А когда до придворных дошло известие об оставлении Москвы французам, то князь Василий непререкаемо говорил, что нельзя было ожидать ничего другого от слепого развратного старика."
Толстому особенно ненавистна императорская «игра в войну», для Александра I действительное поле сражения и парад на Царицынском Лугу — это одно и то же.(вспомним его спор с Кутузовым перед Аустерлицким сражением)
В военной среде, которую Толстой знал хорошо, процветает карьеризм, служба «лицам, а не делу», боязнь личной ответственности за принятое решение. Вот почему так невзлюбили многие офицеры честного и принципиального Андрея Болконского.
Даже накануне Бородинского сражения офицеры штаба были обеспокоены не столько его будущим результатом, сколько заботами о своих будущих наградах. Они внимательно следили за флюгером царской милости.
С суровой беспощадностью Толстой «срывал все и всяческие маски» с представителей высшего света, обличая антинародную сущность их идеологии — идеологии людского разъединения, эгоизма, тщеславия и презрения к людям.
( по роману «Война и мир»)
В романе «Война и мир» Толстой " со строгостью судьи и гражданина" вершит нравственный суд над высшим светом и бюрократической верхушкой самодержавной России.
Ценность человека, по мнению Толстого, определяется тремя понятиями: простота, доброта и правда.Нравственность, как считает писатель, — это умение почувствовать свое «я» как часть общечеловеческого «мы». И любимые герои Толстого просты и естественны, добры и сердечны, честны перед людьми и своею совестью.
Иные отношения Толстого к высшему свету; «завистливому и душному для сердца вольного и пламенных страстей»(Лермонтов).
С первых страниц романа мы, читатели, попадаем в петербургские гостиные большого света и знакомимся со
«сливками» этого общества: вельможами, сановниками,
дипломатами, фрейлинами. Толстой срывает покровы внешнего
блеска, утонченных манер с этих людей, и перед читателем
предстает их духовное убожество, нравственная низость. В их
поведении, в их взаимоотношениях нет ни простоты, ни добра, ни
правды. Все неестественно, лицемерно в салоне А.П.Шерер. Все
живое, будь то мысль и чувство, искренний порыв или
злободневная острота, гаснет в бездушной обстановке. Вот почему
естественность и открытость в поведении Пьера так напугали
Шерер. Здесь привыкли к «приличьем стянутым маскам», к маскараду.
Князь Василий говорит лениво, как актер слова старой пьесы, сама хозяйка держится с искусственным энтузиазмом. Пьер почувствовал себя мальчиком в игрушечной лавке.
Толстой сравнивает вечерний прием у Шерер с прядильной мастерской, в которой «веретена с разных сторон равномерно и не умолкая шумели». Но в этих мастерских решаются важные дела, плетутся государственные интриги, решаются личные проблемы, намечаются корыстные планы: подыскиваются места для неустроенных сынков, вроде идиота Ипполита Курагина, намечаются выгодные партии для женитьбы или замужества.
В этом свете, как рисует Толстой, «кипит вечная бесчеловечная вражда, борьба за блага бренные». Вспомним искаженные лица «скорбной» Друбецкой и «благостного» князя Василия, когда они вдвоем вцепились в портфель с завещанием у постели умирающего графа Безухова.
А охота на Пьера, ставшего богачом?! Ведь это целая
«военная операция», тщательно продуманная Шерер и князем
Василием. Так и не дождавшись объяснения Пьера с Элен, сватовства, князь Василий врывается в комнату с иконой в руках и благословляет молодых — мышеловка захлопнулась. Начинается осада Марии Болконской, богатой невесты для шалопая Анатолия, и только случай помешал успешно завершить эту операцию.
О какой любви может идти речь, когда браки совершаются по откровенному расчету?
С иронией, даже с сарказмом рисует Толстой «объяснение в любви» Бориса Друбецкого и Жюли Курагиной. Жюли знает, что
этот блестящий, но нищий красавец, не любит ее, но требует за свое богатство объяснения в любви по всей форме. А Борис, произнося нужные слова, думает, что всегда можно устроить так, что он жену будет видеть редко.
Все приемы хороши, чтобы добиться «славы, денег и чинов». Можно вступить в масонскую ложу, делая вид, что тебе близки идеи любви, равенства, братства.А на самом деле такие, как Борис Друбецкой, вступали в это общество с одной целью — завести выгодные знакомства.А Пьер, искренний и доверчивый человек, вскоре увидел, что этих людей интересовали не вопросы истины, блага человечества, а мундиры и кресты, которых они добивались в жизни.
Ложь и фальшь в отношениях между людьми особенно ненавистны Толстому. С какой иронией он рассказывает о князе
Василие, когда тот просто обворовывает Пьера, присвоив доходы с его имений и оставив у себя несколько тысяч оброка с рязанского имения. И все это под маской добра и заботы о юноше, которого он не может бросить на произвол судьбы.
Лжива и развратна и Элен Курагина, ставшая графиней Безуховой. Однажды открыто изменяет мужу, цинично заявляет Пьеру, что не желает иметь от него детей. Даже красота и молодость у людей высшего света принимают отталкивающий характер, ибо эта красота не согрета душой.
Лгут, играя в патриотизм Жюли Карагина, ставшая наконец — то Друбецокй, и ей подобные.Их патриотизм проявился в отказе от французской кухни, французского театра и неустановления штрафа(?).
Вспомним, с каким энтузиазмом двуличный князь Василий восхищается, говоря с гордостью пророка: «Что я говорил про Кутузова? Я говорил всегда, что он один способен победить Наполеона.»
А когда до придворных дошло известие об оставлении Москвы французам, то князь Василий непререкаемо говорил, что нельзя было ожидать ничего другого от слепого развратного старика."
Толстому особенно ненавистна императорская «игра в войну», для Александра I действительное поле сражения и парад на Царицынском Лугу — это одно и то же.(вспомним его спор с Кутузовым перед Аустерлицким сражением)
В военной среде, которую Толстой знал хорошо, процветает карьеризм, служба «лицам, а не делу», боязнь личной ответственности за принятое решение. Вот почему так невзлюбили многие офицеры честного и принципиального Андрея Болконского.
Даже накануне Бородинского сражения офицеры штаба были обеспокоены не столько его будущим результатом, сколько заботами о своих будущих наградах. Они внимательно следили за флюгером царской милости.
С суровой беспощадностью Толстой «срывал все и всяческие маски» с представителей высшего света, обличая антинародную сущность их идеологии — идеологии людского разъединения, эгоизма, тщеславия и презрения к людям.