Русские сочинения
-
Толстой Л.Н.
-
Война и мир
-
Анализ cцены в гостиной в романе Л.Н. Толстого «Война и мир»
Анализ cцены в гостиной в романе Л.Н. Толстого «Война и мир»
Хорошие книги характеризуются тем, как они живут в читательской памяти. «Война и мир» вспоминается, прежде всего, яркостью эпизодов. Одни из них служат общей связи романа, вписаны в обширное целое, но внутри самостоятельны и завершены. Другие важны не только как определенная ступень к какому-то итогу, не только продвигают действие и являются средством, чтобы разрешить какой-нибудь вопрос, они задерживает ход действия и привлекают наше внимание сами по себе, как одно из бесчисленных проявлений жизни, которую учит любить нас Л.Н.Толстой. Именно к таким эпизодам, на мой взгляд, можно отнести сцену в гостиной.
По-моему, этот фрагмент помогает понять, прежде всего, авторскую позицию. Для писателя семья с ее нравственными устоями – это всегда незыблемая опора, значимый моральный критерий. Очень важна эта глава и для раскрытия внутреннего мира Наташи Ростовой. Мы понимаем, что секрет обаяния героини– в беспредельной искренности, открытости. Эти качества ценил писатель, считал их глубоко русскими, национальными.
Здесь, в 8 главе, нашел свое отражение один из важнейших принципов Л.Н.Толстого. Нравственная оценка всех персонажей исходит в «Войне и мире» прежде всего из того, насколько проявляется в каждом из них естественная сила жизни и насколько они обладают способностью не застывать в рамках привычного бытия.
Именно с этих позиций я и хочу рассмотреть эпизод «Сцена в гостиной».
Он логично связан с предшествующей главой, в которой мы знакомимся с семейством Ростовых, узнаем о том, что в доме «именинницы Натальи – мать и меньшая дочь». По этому случаю много гостей, среди которых княгиня Друбецкая и Марья Львовна Карагина с дочерью Речь заходит о Пьере и его выходке с квартальным, вспоминают старого графа Безухова. Но вот разговор исчерпан. Наступает тягостное молчание, гости собираются уезжать. И тут в комнату с грохотом и шумом вбегает «тринадцатилетняя девочка, запахнув что-то короткою кисейною юбкою». Так начинается восьмая глава. Заканчивается она тем, что Наташа быстро выбегает из комнаты, чуть позже уходят Борис и Петя.
Эпизод длится всего несколько минут. Кажется, что никаких особых событий за это время не произошло. Наташа пытается рассказать матери о кукле Мими, но смех не позволяет этого сделать. Молодое поколение Ростовых пытается соблюсти правила приличия, но удается им это с трудом. И только Борис Друбецкой находчиво выходит из положения, рассказав шутливую историю о Наташиной кукле. Не в силах больше сдерживаться, героиня покидает гостиную. Таков сюжет эпизода.
Главным действующим лицом его является Наташа Ростова. Это ее первое появление в романе. И весьма необычное. Автор уже здесь подчеркивает удивительную черту характера героини: способность вырваться из привычных условий жизни, разрушить рамки устоявшегося бытия. Именно такой остается в нашей памяти героиня романа «Война и мир». Иначе жить она просто не может.
В данном фрагменте мы видим Наташу веселой, радостной, счастливой.
ой, счастливой. Непрестанно в ней идет какая-то своя жизнь От героини исходит энергия обновления, освобождения от фальшивого, ложного, привычного. Недаром и старый граф забывает об этикете: «вскочил и, раскачиваясь широко расставил руки вокруг вбежавшей девочки». И графиня только притворяется строгой. Даже чопорная гостья вынуждена была «любоваться семейною сценой», «против воли засмеялась».
Меняется не только манера поведения присутствующих, они и разговаривать начинают по-другому. Речь героев — дань моде, поэтому звучит в основном французский. При появлении Наташи даже гости переходят на русский язык, употребляя разговорные обороты.
Особое внимание хочется обратить на портрет героини. Это один из способов выражения авторской позиции. Писатель откровенно подчеркивает, что Наташа некрасива: «Черноглазая, с большим ртом, некрасивая». Но не это главное в героине. Л.Н.Толстой проводит как бы незримую границу между внешним восприятием этой тринадцатилетней девочки и ее внутренним содержанием. Таким образом, портретная характеристика состоит из двух частей, разделенных противительным союзом «но».
Первая часть очень короткая и четкая, в основном используются имена прилагательные, характеризующие героиню: «черноглазая», «( с )большим (ртом)», «некрасивая». Вторая часть самая важная. В ней автор подчеркивает живость и стремительность своей героини. Вот это и привлекает в Наташе. Толстой ею любуется. Об этом свидетельствует большое количество слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами: «плечиками», «тоненькими (руками)», «маленькими (ножками)», «панталончиках», «башмачках»; и авторская интонация: «детские открытые плечики, выскочившие из корсажа от быстрого бега», «сбившиеся назад черные кудри».
Наташа всегда полна внешнего и внутреннего движения… Недаром ее появление сопровождается глаголами: «вбежала», «остановилась», «заскочила», «подбежала», «спрятала», «засмеялась», «упала», «расхохоталась». Автор особо задерживается на выражении лица, стремительности движений, отражающих красоту ее внутреннего мира. Вот что для писателя самое главное.
Толстой с таким неподдельным интересом описывает свою героиню, что невольно заражает и читателя, заставляет с первых же страниц полюбить эту некрасивую, но очень открытую, непоседливую девочку.
По сути дела, Наташа сказала всего одну фразу. Но сколько в ней эмоций, детской непосредственности, переполненности чувств. Ей хочется сказать многое. Но мысли не успевают за ее речью. Отсюда и обрывочность фраз, и обида, что ее не понимают, не разделяют ее радости и восторга. Но основные черты ее характера раскрываются как раз через это непрерывное внешнее и внутреннее движение, которое выражается в беготне, в восторженных восклицаниях, смехе, радостном визге, непосредственном смелом поведении.
А далее Толстой знакомит читателей с молодым поколением семьи Ростовых… Вначале автор ограничивается лишь простым перечислением имен: Борис, Николай, Соня, Петруша. Подчеркивает ихобщность: «старались удержать в границах приличия оживление и веселость».
общность: «старались удержать в границах приличия оживление и веселость». На первый взгляд, они так похожи на героиню: то же оживление, тот же еле сдерживаемый смех. Но уже здесь, при первом знакомстве с героями звучат точные авторские характеристики, которые позволяют почувствовать огромную разницу в характерах.
Борис – офицер. В его портрете подчеркиваются красота, спокойствие. У него правильные черты лица. Борис находчив, один из всех смог объяснить поведение Наташи, рассказал шутливо историю куклы Мими. Чувствуется, этот молодой человек нигде не растеряется, найдет выход из положения. Он успел посмотреть и на Наташу, увидел ее реакцию на свой рассказ, обратился к матери, намекнув тактично, что ей пора ехать, тихо вышел и пошел за Наташей. Борис знает, что делает. Казалось бы, он не вызывает отрицательных эмоций, но симпатии автора не на его стороне. Внешняя неизменчивость, стандартность – вот вернейший признак внутренней холодности и черствости, духовной инертности, безразличия к жизни общей. Борис именно такой.
Еще с одним героем знакомит нас автор. Это Николай Ростов. Вначале Толстой говорит, что с Борисом у них много общего: друзья, одних лет, красивы. Но несмотря на это автор пишет, что они «не похожи друг на друга». В портретной зарисовке старшего брата Наташи писатель подчеркивает открытое выражение лица, стремительность и восторженность. Николай не такой находчивый, как Борис. Но он милее автору. Он не статичен, напротив, естественен.
Мы видим, как меняется его выражение лица: «покраснел», «искал и не находил, что сказать».
Несколько слов посвящено еще одному герою данного эпизода. Но симпатии автора на его стороне. Его писатель ласково называет Петрушей. Он похож на Наташу своей непоседливостью, полон, как и она, внутреннего движения. То смеется, то сердито бежит за сестрой, «как будто досадуя на расстройство, происшедшее в его занятиях».
Особенностью творческого почерка Толстого является то, что свое отношение к героям он раскрывает через изображение их внешности, то есть через портрет. Любимые персонажи писателя показаны в движении, в изменениях. Таковы Наташа, Николай. Нелюбимые всегда неизменные, застывшие. Вот почему нас не привлекает Борис Друбецкой, несмотря на свою внешнюю красоту.
Но лишь близких автору героев он изображает как бы изнутри. Мне кажется, что основной смысл эпизода и заключается в показе «тех тайных изгибов, по которым бежит и прячется душа человеческая». Духовная красота Наташи проявляется в непрерывном внутреннем борении мыслей и чувств. Писателя интересуют едва уловимые явления этой внутренней жизни, сменяющиеся одно другим с необычайной быстротой. Л.Н.Толстой прослеживает постепенное, чуть заметное накопление в душе человека все новых и новых настроений, чувств, впечатлений. Все это мы видим в образе Наташи Ростовой.
«Сцена в гостиной» внутренне связана с эпизодом «Салон А.П.Шерер» и последующей главой, рисующей жизнь Болконских в Лысых Горах.
олконских в Лысых Горах. Автор хотел показать контраст между миром пошлости, лицемерия, корысти и миром добра, простоты, искренности.
Таким образом, восьмая глава расширяет и углубляет представление о внутреннем мире героини. Толстой подчеркивает здесь одну из важных мыслей, что умение держаться вместе, дружной семьей, беречь и уважать друг друга – вот незыблемые жизненные правила, которые помогают формировать истинного человека.
А самое главное, данный эпизод помог мне понять оптимистическую философию писателя, утверждавшего, что нужно «любить жизнь в бесчисленных, никогда не истощимых всех ее проявлениях». Сила жизни, ее способность к вечному изменению и развитию утверждаются здесь как непреходящая и бесспорная ценность.
По-моему, этот фрагмент помогает понять, прежде всего, авторскую позицию. Для писателя семья с ее нравственными устоями – это всегда незыблемая опора, значимый моральный критерий. Очень важна эта глава и для раскрытия внутреннего мира Наташи Ростовой. Мы понимаем, что секрет обаяния героини– в беспредельной искренности, открытости. Эти качества ценил писатель, считал их глубоко русскими, национальными.
Здесь, в 8 главе, нашел свое отражение один из важнейших принципов Л.Н.Толстого. Нравственная оценка всех персонажей исходит в «Войне и мире» прежде всего из того, насколько проявляется в каждом из них естественная сила жизни и насколько они обладают способностью не застывать в рамках привычного бытия.
Именно с этих позиций я и хочу рассмотреть эпизод «Сцена в гостиной».
Он логично связан с предшествующей главой, в которой мы знакомимся с семейством Ростовых, узнаем о том, что в доме «именинницы Натальи – мать и меньшая дочь». По этому случаю много гостей, среди которых княгиня Друбецкая и Марья Львовна Карагина с дочерью Речь заходит о Пьере и его выходке с квартальным, вспоминают старого графа Безухова. Но вот разговор исчерпан. Наступает тягостное молчание, гости собираются уезжать. И тут в комнату с грохотом и шумом вбегает «тринадцатилетняя девочка, запахнув что-то короткою кисейною юбкою». Так начинается восьмая глава. Заканчивается она тем, что Наташа быстро выбегает из комнаты, чуть позже уходят Борис и Петя.
Эпизод длится всего несколько минут. Кажется, что никаких особых событий за это время не произошло. Наташа пытается рассказать матери о кукле Мими, но смех не позволяет этого сделать. Молодое поколение Ростовых пытается соблюсти правила приличия, но удается им это с трудом. И только Борис Друбецкой находчиво выходит из положения, рассказав шутливую историю о Наташиной кукле. Не в силах больше сдерживаться, героиня покидает гостиную. Таков сюжет эпизода.
Главным действующим лицом его является Наташа Ростова. Это ее первое появление в романе. И весьма необычное. Автор уже здесь подчеркивает удивительную черту характера героини: способность вырваться из привычных условий жизни, разрушить рамки устоявшегося бытия. Именно такой остается в нашей памяти героиня романа «Война и мир». Иначе жить она просто не может.
В данном фрагменте мы видим Наташу веселой, радостной, счастливой.
ой, счастливой. Непрестанно в ней идет какая-то своя жизнь От героини исходит энергия обновления, освобождения от фальшивого, ложного, привычного. Недаром и старый граф забывает об этикете: «вскочил и, раскачиваясь широко расставил руки вокруг вбежавшей девочки». И графиня только притворяется строгой. Даже чопорная гостья вынуждена была «любоваться семейною сценой», «против воли засмеялась».
Меняется не только манера поведения присутствующих, они и разговаривать начинают по-другому. Речь героев — дань моде, поэтому звучит в основном французский. При появлении Наташи даже гости переходят на русский язык, употребляя разговорные обороты.
Особое внимание хочется обратить на портрет героини. Это один из способов выражения авторской позиции. Писатель откровенно подчеркивает, что Наташа некрасива: «Черноглазая, с большим ртом, некрасивая». Но не это главное в героине. Л.Н.Толстой проводит как бы незримую границу между внешним восприятием этой тринадцатилетней девочки и ее внутренним содержанием. Таким образом, портретная характеристика состоит из двух частей, разделенных противительным союзом «но».
Первая часть очень короткая и четкая, в основном используются имена прилагательные, характеризующие героиню: «черноглазая», «( с )большим (ртом)», «некрасивая». Вторая часть самая важная. В ней автор подчеркивает живость и стремительность своей героини. Вот это и привлекает в Наташе. Толстой ею любуется. Об этом свидетельствует большое количество слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами: «плечиками», «тоненькими (руками)», «маленькими (ножками)», «панталончиках», «башмачках»; и авторская интонация: «детские открытые плечики, выскочившие из корсажа от быстрого бега», «сбившиеся назад черные кудри».
Наташа всегда полна внешнего и внутреннего движения… Недаром ее появление сопровождается глаголами: «вбежала», «остановилась», «заскочила», «подбежала», «спрятала», «засмеялась», «упала», «расхохоталась». Автор особо задерживается на выражении лица, стремительности движений, отражающих красоту ее внутреннего мира. Вот что для писателя самое главное.
Толстой с таким неподдельным интересом описывает свою героиню, что невольно заражает и читателя, заставляет с первых же страниц полюбить эту некрасивую, но очень открытую, непоседливую девочку.
По сути дела, Наташа сказала всего одну фразу. Но сколько в ней эмоций, детской непосредственности, переполненности чувств. Ей хочется сказать многое. Но мысли не успевают за ее речью. Отсюда и обрывочность фраз, и обида, что ее не понимают, не разделяют ее радости и восторга. Но основные черты ее характера раскрываются как раз через это непрерывное внешнее и внутреннее движение, которое выражается в беготне, в восторженных восклицаниях, смехе, радостном визге, непосредственном смелом поведении.
А далее Толстой знакомит читателей с молодым поколением семьи Ростовых… Вначале автор ограничивается лишь простым перечислением имен: Борис, Николай, Соня, Петруша. Подчеркивает ихобщность: «старались удержать в границах приличия оживление и веселость».
общность: «старались удержать в границах приличия оживление и веселость». На первый взгляд, они так похожи на героиню: то же оживление, тот же еле сдерживаемый смех. Но уже здесь, при первом знакомстве с героями звучат точные авторские характеристики, которые позволяют почувствовать огромную разницу в характерах.
Борис – офицер. В его портрете подчеркиваются красота, спокойствие. У него правильные черты лица. Борис находчив, один из всех смог объяснить поведение Наташи, рассказал шутливо историю куклы Мими. Чувствуется, этот молодой человек нигде не растеряется, найдет выход из положения. Он успел посмотреть и на Наташу, увидел ее реакцию на свой рассказ, обратился к матери, намекнув тактично, что ей пора ехать, тихо вышел и пошел за Наташей. Борис знает, что делает. Казалось бы, он не вызывает отрицательных эмоций, но симпатии автора не на его стороне. Внешняя неизменчивость, стандартность – вот вернейший признак внутренней холодности и черствости, духовной инертности, безразличия к жизни общей. Борис именно такой.
Еще с одним героем знакомит нас автор. Это Николай Ростов. Вначале Толстой говорит, что с Борисом у них много общего: друзья, одних лет, красивы. Но несмотря на это автор пишет, что они «не похожи друг на друга». В портретной зарисовке старшего брата Наташи писатель подчеркивает открытое выражение лица, стремительность и восторженность. Николай не такой находчивый, как Борис. Но он милее автору. Он не статичен, напротив, естественен.
Мы видим, как меняется его выражение лица: «покраснел», «искал и не находил, что сказать».
Несколько слов посвящено еще одному герою данного эпизода. Но симпатии автора на его стороне. Его писатель ласково называет Петрушей. Он похож на Наташу своей непоседливостью, полон, как и она, внутреннего движения. То смеется, то сердито бежит за сестрой, «как будто досадуя на расстройство, происшедшее в его занятиях».
Особенностью творческого почерка Толстого является то, что свое отношение к героям он раскрывает через изображение их внешности, то есть через портрет. Любимые персонажи писателя показаны в движении, в изменениях. Таковы Наташа, Николай. Нелюбимые всегда неизменные, застывшие. Вот почему нас не привлекает Борис Друбецкой, несмотря на свою внешнюю красоту.
Но лишь близких автору героев он изображает как бы изнутри. Мне кажется, что основной смысл эпизода и заключается в показе «тех тайных изгибов, по которым бежит и прячется душа человеческая». Духовная красота Наташи проявляется в непрерывном внутреннем борении мыслей и чувств. Писателя интересуют едва уловимые явления этой внутренней жизни, сменяющиеся одно другим с необычайной быстротой. Л.Н.Толстой прослеживает постепенное, чуть заметное накопление в душе человека все новых и новых настроений, чувств, впечатлений. Все это мы видим в образе Наташи Ростовой.
«Сцена в гостиной» внутренне связана с эпизодом «Салон А.П.Шерер» и последующей главой, рисующей жизнь Болконских в Лысых Горах.
олконских в Лысых Горах. Автор хотел показать контраст между миром пошлости, лицемерия, корысти и миром добра, простоты, искренности.
Таким образом, восьмая глава расширяет и углубляет представление о внутреннем мире героини. Толстой подчеркивает здесь одну из важных мыслей, что умение держаться вместе, дружной семьей, беречь и уважать друг друга – вот незыблемые жизненные правила, которые помогают формировать истинного человека.
А самое главное, данный эпизод помог мне понять оптимистическую философию писателя, утверждавшего, что нужно «любить жизнь в бесчисленных, никогда не истощимых всех ее проявлениях». Сила жизни, ее способность к вечному изменению и развитию утверждаются здесь как непреходящая и бесспорная ценность.