Базаров и Павел Петрович Кирсанов
Базаров и Павел Петрович Кирсанов.
Для того чтобы осознать конфликт романа во всей его полноте, следует понять все оттенки разногласий Евгения Базарова и Павла Петровича Кирсанова. «Кто есть Базаров?»-спрашивают Кирсановы и слышат ответ Аркадия: «Нигилист». По мнению Павла Петровича, нигилисты попрос- ту ничего не признают и ничего не уважа- ют. Взгляды нигилиста Базарова можно оп- ределить, только выяснив его позицию. Во- прос, что признавать, на чём, на каких ос- нованиях строить свои убеждения,-чрезвы- чайно важен для Павла Петровича. Вот что представляют собой принципы Павла Петро- вича Кирсанова: право на ведущее положе- ние в обществе аристократы завоевали не происхождением, а нравственными достоинс- твами и делами(«Аристократия дала свобо- ду Англии и поддерживает её»), т.е. нрав- ственные нормы, выработанные аристократа- ми,-опора человеческой личности.Без при- нципов могут жить лишь безнравственные люди. Прочитав высказывания Базарова о бесполезности громких слов, мы видим, что «принсипы»Павла Петровича никак не соот- носятся с его деятельностью на благо об- щества, а Базаров принимает только то, что полезно («Мне скажут дело- я соглашусь». «В теперешнее время полезнее всего отри- цание- мы отрицаем»). Евгений отрицает и государственный строй, что приводит Павла Петровича в замешательство (он «поблед- нел»).Отношение к народу Павла Петровича и Базарова разное. Павлу Петровичу рели- гиозность народа, жизнь по заведённым де- дами порядкам кажутся исконными и ценны- ми чертами народной жизни, умиляют его. + Базарову же эти качества ненавистны:«На- род полагает, что, когда гром гремит, это Илья-пророк в колеснице по небу разъез- жает.Что ж? Мне согласиться с ним?» Одно и то же явление и называется по-разному, и по-разному оценивается его роль в жиз- ни народа. Павел Петрович:«Он (народ) не может жить без веры». Базаров:«Грубейшее суеверие его душит».Просматриваются раз- ногласия Базарова и Павла Петровича в отношении к искусству, природе. С точки зрения Базарова,«читать Пушкина-потерян- ное время, заниматься музыкой смешно, нас- лаждатьтся природою-нелепо».Павел Петро- вич, напротив, любит природу, музыку.Макси- мализм Базарова, полагающего, что можно и нужно во всём опираться только на собст- венный опыт и собственные ощущения, при- водит к отрицанию искусства, поскольку искусство как раз и представляет собой обобщение и художественное осмысление чужого опыта. Искусство (и литература, и живопись, и музыка)размягчает душу, отвле- кает от дела. Всё это «романтизм»,«чепу- ха». Базарову, для которого главной фигу- рой времени был русский мужик, задавлен- ный нищетой,«грубейшими суевериями», ка- залось кощунственным«толковать»об искус- стве,«бессознательном творчестве», когда «дело идёт о хлебе несущном». Итак, в романе Тургенева «Отцы и дети» столкнулись два сильных, ярких характера. По своим взглядам, убеждениям Павел Пет- рович предстал перед нами как представи- тель «сковывающей, леденящей силы прошед- шего», а Евгений Базаров-как часть«разру- шительной, освобождающей силы настоя- щего».# ВСТУПЛЕНИЕ. Знание эпохи, в которую жил писатель, его биграфии и мировоззрения помогает понять его творчество. Почувствовать и по досто- инству оценить литературное произведение- значит соотнести нарисованные картины жизни с самой реальной действительностью. Идейное богатство, эстетические ценности классического произведения русской литера- туры становятся достоянием только такого че- ловека, который подготовил себя к восприятию содержания во всей его полноте. Основоположник русской критики В.Г.Белинский видел, например, величие Пушкина в том, что в его художественном творчестве«отразилась вся Русь, со всеми её… стихами, всё разнообразие, вся многосторонность её национального духа.» Да и сам Пушкин считал одной из основных черт художника его способность откликаться на все явления жизни. То же самое можно ска- зать и о /имя писателя/ и о его замечатель- ном произведении /название произведения/… + ЗАКЛЮЧЕНИЕ. Произведение /название/ гуманистично.«Писа- тель, в какую бы эпоху он ни жил, является членом общества, гражданином своей страны. Писатель, если он только одарён творческою силою создавать собственные образы, воспи- тайся прежде, как человек и гражданин земли своей, а потом уже принимайся за перо!..» — справедливо писал Гоголь.Художественное про- изведение, в том числе и /название/, воздей- ствует одновременно на ум и чувства. Оно вы- зывает радость, восторг, волнение, чувство гне- ва, протеста, неудовлетворённоти… Сила его в том, что оно учит образно мыслить, видеть прекрасное и безобразное в самой реальной жизни. Писатель /имя/ -гуманист, ибо главное в его творчестве-Человек, его судьба, его жизнь, свя- занная с добром и злом, с нравственными, ду- ховными началами. Мы благодарны писателю: он учит нас потребности творческой деятель- ности, бороться с тем, что мешает жить разум- но и красиво, учит восприятию общечеловечес- ких нравственных и эстетических ценностей и вместе с тем неисчерпаемых национальных ду- ховных сокровищ.
Для того чтобы осознать конфликт романа во всей его полноте, следует понять все оттенки разногласий Евгения Базарова и Павла Петровича Кирсанова. «Кто есть Базаров?»-спрашивают Кирсановы и слышат ответ Аркадия: «Нигилист». По мнению Павла Петровича, нигилисты попрос- ту ничего не признают и ничего не уважа- ют. Взгляды нигилиста Базарова можно оп- ределить, только выяснив его позицию. Во- прос, что признавать, на чём, на каких ос- нованиях строить свои убеждения,-чрезвы- чайно важен для Павла Петровича. Вот что представляют собой принципы Павла Петро- вича Кирсанова: право на ведущее положе- ние в обществе аристократы завоевали не происхождением, а нравственными достоинс- твами и делами(«Аристократия дала свобо- ду Англии и поддерживает её»), т.е. нрав- ственные нормы, выработанные аристократа- ми,-опора человеческой личности.Без при- нципов могут жить лишь безнравственные люди. Прочитав высказывания Базарова о бесполезности громких слов, мы видим, что «принсипы»Павла Петровича никак не соот- носятся с его деятельностью на благо об- щества, а Базаров принимает только то, что полезно («Мне скажут дело- я соглашусь». «В теперешнее время полезнее всего отри- цание- мы отрицаем»). Евгений отрицает и государственный строй, что приводит Павла Петровича в замешательство (он «поблед- нел»).Отношение к народу Павла Петровича и Базарова разное. Павлу Петровичу рели- гиозность народа, жизнь по заведённым де- дами порядкам кажутся исконными и ценны- ми чертами народной жизни, умиляют его. + Базарову же эти качества ненавистны:«На- род полагает, что, когда гром гремит, это Илья-пророк в колеснице по небу разъез- жает.Что ж? Мне согласиться с ним?» Одно и то же явление и называется по-разному, и по-разному оценивается его роль в жиз- ни народа. Павел Петрович:«Он (народ) не может жить без веры». Базаров:«Грубейшее суеверие его душит».Просматриваются раз- ногласия Базарова и Павла Петровича в отношении к искусству, природе. С точки зрения Базарова,«читать Пушкина-потерян- ное время, заниматься музыкой смешно, нас- лаждатьтся природою-нелепо».Павел Петро- вич, напротив, любит природу, музыку.Макси- мализм Базарова, полагающего, что можно и нужно во всём опираться только на собст- венный опыт и собственные ощущения, при- водит к отрицанию искусства, поскольку искусство как раз и представляет собой обобщение и художественное осмысление чужого опыта. Искусство (и литература, и живопись, и музыка)размягчает душу, отвле- кает от дела. Всё это «романтизм»,«чепу- ха». Базарову, для которого главной фигу- рой времени был русский мужик, задавлен- ный нищетой,«грубейшими суевериями», ка- залось кощунственным«толковать»об искус- стве,«бессознательном творчестве», когда «дело идёт о хлебе несущном». Итак, в романе Тургенева «Отцы и дети» столкнулись два сильных, ярких характера. По своим взглядам, убеждениям Павел Пет- рович предстал перед нами как представи- тель «сковывающей, леденящей силы прошед- шего», а Евгений Базаров-как часть«разру- шительной, освобождающей силы настоя- щего».# ВСТУПЛЕНИЕ. Знание эпохи, в которую жил писатель, его биграфии и мировоззрения помогает понять его творчество. Почувствовать и по досто- инству оценить литературное произведение- значит соотнести нарисованные картины жизни с самой реальной действительностью. Идейное богатство, эстетические ценности классического произведения русской литера- туры становятся достоянием только такого че- ловека, который подготовил себя к восприятию содержания во всей его полноте. Основоположник русской критики В.Г.Белинский видел, например, величие Пушкина в том, что в его художественном творчестве«отразилась вся Русь, со всеми её… стихами, всё разнообразие, вся многосторонность её национального духа.» Да и сам Пушкин считал одной из основных черт художника его способность откликаться на все явления жизни. То же самое можно ска- зать и о /имя писателя/ и о его замечатель- ном произведении /название произведения/… + ЗАКЛЮЧЕНИЕ. Произведение /название/ гуманистично.«Писа- тель, в какую бы эпоху он ни жил, является членом общества, гражданином своей страны. Писатель, если он только одарён творческою силою создавать собственные образы, воспи- тайся прежде, как человек и гражданин земли своей, а потом уже принимайся за перо!..» — справедливо писал Гоголь.Художественное про- изведение, в том числе и /название/, воздей- ствует одновременно на ум и чувства. Оно вы- зывает радость, восторг, волнение, чувство гне- ва, протеста, неудовлетворённоти… Сила его в том, что оно учит образно мыслить, видеть прекрасное и безобразное в самой реальной жизни. Писатель /имя/ -гуманист, ибо главное в его творчестве-Человек, его судьба, его жизнь, свя- занная с добром и злом, с нравственными, ду- ховными началами. Мы благодарны писателю: он учит нас потребности творческой деятель- ности, бороться с тем, что мешает жить разум- но и красиво, учит восприятию общечеловечес- ких нравственных и эстетических ценностей и вместе с тем неисчерпаемых национальных ду- ховных сокровищ.