Русские сочинения
-
Толстой Л.Н.
-
Война и мир
-
Что такое честь и человеческое достоинство в понимании Л. Н. Толстого (по роману "Война и мир")
Что такое честь и человеческое достоинство в понимании Л. Н. Толстого (по роману "Война и мир")
Вопросы чести и человеческого достоинства на протяжении всей жизни волновали любимых героев Толстого. Для писателя очень важен процесс становления человеческой личности. Создавая образ князя Андрея, он показывает диалектику души своего героя через его внутренние монологи, которые свидетельствуют о борьбе добра и зла в душе, о формировании личности. «Он так всеми силами души всегда искал одного: быть вполне хорошим», — говорил Пьер об Андрее Болконском.
Но в образе Андрея есть некая отстраненность от всего суетного и мелочного. Стремление к высшей правде — вот цель его духовных исканий. «Иди с богом своей дорогой. Я знаю, твоя дорога — дорога чести», — говорит о нем Кутузов. А какой же дорогой идет князь Андрей в поисках народного идеала «простоты, добра и правды»?
Андрея Болконского утомляет светское общество. Толстой пишет, что «смотреть на них и слушать их ему было очень скучно». Князь Андрей неудовлетворен своей жизнью в этом обществе, поэтому он решает пойти на военную службу: «Я иду потому, что эта жизнь, которую я веду здесь, эта жизнь — не по мне!»
Решив делать военную карьеру, Андрей Болконский очень изменился. В нем уже не было «прежнего притворства, усталости и лени». Князь Андрей занят «приятным и интересным» делом. Он не принимает законов света в среде военных офицеров и говорит, что нужно служить отечеству и царю, а не быть лакеями, «которым дела нет до господского дела». Перед Аустерлицким сражением князь Андрей мечтает о подвиге, о славе и готов отдать все за нее: «И как ни дороги, ни милы мне многие люди… я всех их отдам сейчас за минуту славы». Он верит в то, что «Тулон, которого так долго ждал он, наконец, представляется ему». И действительно, во время сражения князь ведет себя героически и получает ранение.
Как это часто бывает с людьми трагические минуты их жизни, когда речь идет о жизни и смерти, их представление о собственном предназначении меняется. Упав, он увидел над головой высокое небо. «Как тихо, спокойно и торжественно», — думал он. Князь Андрей разочаровывается в своих прежних целях и мечтах, в своем прежнем кумире Наполеоне и отказывается от честолюбивых иллюзий. Глядя на это высокое, бесконечное небо, он понимает, что жизнь — это нечто большее, чем стремление к славе. В его поисках смысла жизни закончился еще один этап. Но искания Андрея Болконского продолжаются, и он думает: «Ничего, ничего нет верного, кроме ничтожества всего того, что мне понятно, и величия чего-то непонятного, но важнейшего!»
Судьба продолжает испытывать Балконского на прочность. После смерти жены и рождения сына он поселяется в имении Богучарово и проводит там все свое время. Он ушел в себя, отрекся от активной жизни. Его лучший друг Пьер, приехав в гости, поразился изменениям в князе Андрее. Пьер видит счастье жизни в добре для людей. В этом он пытается убедить Андрея Болконского, «Свидание с Пьером было для князя Андрея эпохой, с которой началась.
было для князя Андрея эпохой, с которой началась… его новая жизнь".
Но Толстой не был бы гениальным писателем, если бы не смог показать нам возможности многогранной и глубокой личности Болконского. Князь Андрей по делам едет в Отрадное, и по дороге ему попадается на глаза старый, корявый дуб. Он сравнивает себя с этим дубом и думает: «Наша жизнь кончена!» Но, приехав в Отрадное, он встречается с Наташей Ростовой. Эта встреча, а также дуб, распустивший свежие молодые листочки, заставили князя Андрея думать, что «жизнь не кончена в тридцать один год».
Только любовь способна разбудить в герое Толстого доселе дремавшие в его душе возвышенные чувства. Андрей Болконский возвращается к активной жизни. Он часто бывает в свете и на одном из балов вновь встречается с Наташей. «Вино ее прелести ударило ему в голову», и он решил на ней жениться. Чувство любви оживило князя Андрея. Но счастью его не суждено было сбыться. Наташа не выдержала испытание любовью, и князь Андрей, как человек чести, не смог простить обман: "… мужчина не может и не должен забывать и прощать". Опять к князю Андрею вернулось внутреннее опустошение и разочарование.
Мировоззрение Андрея вновь претерпевает изменения. Решающее судьбу его Родины сражение призвано решительно изменить его жизнь. Бородинское сражение стало кульминацией в жизни Андрея Болконского. Находясь вновь на военной службе, он уже не мечтает о подвиге. Он близок к своим солдатам, которые называют его «наш князь». «Завтра, что бы там ни было, мы выиграем сражение!» — уверен князь Андрей. Тяжело раненный в Бородинском сражении, Болконский переживает новый душевный кризис. Он приходит к выводу, что истинные отношения между людьми — это отношения дружбы и братской любви. Братская любовь должна быть обращена не только к близким, но и к ненавидящим нас, к врагам. Умирая, Андрей Болконский прощает и Наташу, и Курагина, и весь мир со всеми его недостатками.
Смерть Андрея возвышает его над земными проблемами, делает лучшим из лучших. Наконец его душа отпущена на волю и судьба решена. Его открытия и заблуждения — это путь «от Наполеона к Кутузову», путь человека, совершающего ошибки и способного искупить свою вину, стремящегося к совершенству, это путь чести. Мне кажется, что образ Андрея – самый выразительный и цельный среди героев романа «Война и мир».
Но в образе Андрея есть некая отстраненность от всего суетного и мелочного. Стремление к высшей правде — вот цель его духовных исканий. «Иди с богом своей дорогой. Я знаю, твоя дорога — дорога чести», — говорит о нем Кутузов. А какой же дорогой идет князь Андрей в поисках народного идеала «простоты, добра и правды»?
Андрея Болконского утомляет светское общество. Толстой пишет, что «смотреть на них и слушать их ему было очень скучно». Князь Андрей неудовлетворен своей жизнью в этом обществе, поэтому он решает пойти на военную службу: «Я иду потому, что эта жизнь, которую я веду здесь, эта жизнь — не по мне!»
Решив делать военную карьеру, Андрей Болконский очень изменился. В нем уже не было «прежнего притворства, усталости и лени». Князь Андрей занят «приятным и интересным» делом. Он не принимает законов света в среде военных офицеров и говорит, что нужно служить отечеству и царю, а не быть лакеями, «которым дела нет до господского дела». Перед Аустерлицким сражением князь Андрей мечтает о подвиге, о славе и готов отдать все за нее: «И как ни дороги, ни милы мне многие люди… я всех их отдам сейчас за минуту славы». Он верит в то, что «Тулон, которого так долго ждал он, наконец, представляется ему». И действительно, во время сражения князь ведет себя героически и получает ранение.
Как это часто бывает с людьми трагические минуты их жизни, когда речь идет о жизни и смерти, их представление о собственном предназначении меняется. Упав, он увидел над головой высокое небо. «Как тихо, спокойно и торжественно», — думал он. Князь Андрей разочаровывается в своих прежних целях и мечтах, в своем прежнем кумире Наполеоне и отказывается от честолюбивых иллюзий. Глядя на это высокое, бесконечное небо, он понимает, что жизнь — это нечто большее, чем стремление к славе. В его поисках смысла жизни закончился еще один этап. Но искания Андрея Болконского продолжаются, и он думает: «Ничего, ничего нет верного, кроме ничтожества всего того, что мне понятно, и величия чего-то непонятного, но важнейшего!»
Судьба продолжает испытывать Балконского на прочность. После смерти жены и рождения сына он поселяется в имении Богучарово и проводит там все свое время. Он ушел в себя, отрекся от активной жизни. Его лучший друг Пьер, приехав в гости, поразился изменениям в князе Андрее. Пьер видит счастье жизни в добре для людей. В этом он пытается убедить Андрея Болконского, «Свидание с Пьером было для князя Андрея эпохой, с которой началась.
было для князя Андрея эпохой, с которой началась… его новая жизнь".
Но Толстой не был бы гениальным писателем, если бы не смог показать нам возможности многогранной и глубокой личности Болконского. Князь Андрей по делам едет в Отрадное, и по дороге ему попадается на глаза старый, корявый дуб. Он сравнивает себя с этим дубом и думает: «Наша жизнь кончена!» Но, приехав в Отрадное, он встречается с Наташей Ростовой. Эта встреча, а также дуб, распустивший свежие молодые листочки, заставили князя Андрея думать, что «жизнь не кончена в тридцать один год».
Только любовь способна разбудить в герое Толстого доселе дремавшие в его душе возвышенные чувства. Андрей Болконский возвращается к активной жизни. Он часто бывает в свете и на одном из балов вновь встречается с Наташей. «Вино ее прелести ударило ему в голову», и он решил на ней жениться. Чувство любви оживило князя Андрея. Но счастью его не суждено было сбыться. Наташа не выдержала испытание любовью, и князь Андрей, как человек чести, не смог простить обман: "… мужчина не может и не должен забывать и прощать". Опять к князю Андрею вернулось внутреннее опустошение и разочарование.
Мировоззрение Андрея вновь претерпевает изменения. Решающее судьбу его Родины сражение призвано решительно изменить его жизнь. Бородинское сражение стало кульминацией в жизни Андрея Болконского. Находясь вновь на военной службе, он уже не мечтает о подвиге. Он близок к своим солдатам, которые называют его «наш князь». «Завтра, что бы там ни было, мы выиграем сражение!» — уверен князь Андрей. Тяжело раненный в Бородинском сражении, Болконский переживает новый душевный кризис. Он приходит к выводу, что истинные отношения между людьми — это отношения дружбы и братской любви. Братская любовь должна быть обращена не только к близким, но и к ненавидящим нас, к врагам. Умирая, Андрей Болконский прощает и Наташу, и Курагина, и весь мир со всеми его недостатками.
Смерть Андрея возвышает его над земными проблемами, делает лучшим из лучших. Наконец его душа отпущена на волю и судьба решена. Его открытия и заблуждения — это путь «от Наполеона к Кутузову», путь человека, совершающего ошибки и способного искупить свою вину, стремящегося к совершенству, это путь чести. Мне кажется, что образ Андрея – самый выразительный и цельный среди героев романа «Война и мир».