Русские сочинения - Толстой Л.Н. - Война и мир - Дуэль Пьера с Долоховым. (Анализ эпизода из романа Л.Н.Толстого «Война и мир» т. II ч. I гл. IV, V)

Дуэль Пьера с Долоховым. (Анализ эпизода из романа Л.Н.Толстого «Война и мир» т. II ч. I гл. IV, V)

Дуэль Пьера с Долоховым. (Анализ эпизода из романа Л.Н.Толстого «Война и мир» т. II ч. I гл. IV, V)

Враги! Давно ли друг от друга
Их жажда крови отвела.
А.С.Пушкин.
Лев Николаевич Толстой в романе «Война и мир» последовательно проводит мысль о предначертанности судьбы человека.
Его можно назвать фаталистом. Ярко, правдиво и логично это доказано в сцене дуэли Долохова с Пьером. Сугубо штатский
человек – Пьер ранил на дуэли Долохова – бретера, повесу, бесстрашного вояку. А ведь Пьер совершенно не мог обращаться с
оружием. Перед самой дуэлью секундант Несвицкий объяснил Безухову, «куда следует нажимать».
Но начну с самого начала. Эпизод, рассказывающий о дуэли Пьера Безухова и Долохова, находится во втором томе,
первой части, главах четвертой и пятой романа-эпопеи, и его можно назвать «Неосознанный поступок». Он начинается с
описания обеда в английском клубе, в это время идет война с Наполеоном 1805-1807 годов. Все сидят за столом, едят,
пьют. Поднимают тосты за императора и его здоровье. На обеде присутствуют Багратион, Нарышкин, граф Ростов, Денисов,
Долохов, Безухов. Пьер «не видит и не слышит ничего происходящего вокруг него, и думает о чем-то одном, тяжелом и
неразрешимом». Его мучает вопрос: действительно ли Долохов и его жена Элен – любовники. «Всякий раз, как нечаянно взгляд
его встречается с прекрасными, наглыми глазами Долохова, Пьер чувствует, как что-то ужасное, безобразное поднимается в
его душе». И после тоста, произнесенного его «врагом»: «За здоровье красивых женщин, и их любовников», Безухов понимает,
что его подозрения не напрасны. Назревает конфликт,!
завязка которого происходит тогда, когда Долохов выхватывает листок, предназначенный Пьеру. Граф вызывает обидчика на
дуэль, но делает это неуверенно, робко, можно даже подумать, что слова: «Вы…вы… негодяй!.. я вас вызываю…» — нечаянно
вырываются у него. Он не осознает к чему может привести этот поединок, не осознают это и секунданты: Несвицкий –
секундант Пьера, Николай Ростов – секундант Долохова. Поведение всех этих героев указывает на это. Накануне дуэли
Долохов всю ночь сидит в клубе, слушая цыган и песенников. Он уверен в себе, в своих силах, идет с твердым намерением
убить соперника, но это только видимость, на душе у него неспокойно. Его соперник же «имеет вид человека занятого
какими-то соображениями, вовсе не касающимися до предстоящего дела. Осунувшееся лицо его желто. Он, видимо, не спал
ночью». Граф еще сомневается в правильности своих действий, соображает: виноват любовник Элен; что бы он сделал на месте
Долохова. Пьер не знает, что делать: то ли убежать, то л!
и довести дело до конца. Но когда Несвицкий пытатеся его примирить с соперником, Безухов отказывается, при этом называя
все глупостью. Долохов вообще не хочет ничего слышать. Несмотря на отказ от примирения, дуэль долго не начинается из-за
неосознанности поступка, которую Лев Николаевич толстой характеризует так: «Минуты три все было уже готово, и все-таки
медлили начинать. Все молчали». Нерешительность персонажей передает и описание природы – оно скупо и немногословно:
туман и оттепель. Началось. Долохов, когда стали расходиться. Шел медленно, рот его имел подобие улыбки, он осознает
сове превосходство и хочет показать, что ничего не боится. Пьер же идет быстро, сбиваясь с протоптанной дорожки, он как
бы пытается убежать, закончить все поскорее. Возможно, именно поэтому он стреляет первым, при этом наугад, вздрагивая от
сильного звука, и ранит соперника.
«При слове три Пьер быстрым шагом пошел вперед…держал пистолет, вытянув вперед правую руку, видимо, боясь, как бы из
этого пистолета не убить самого себя. Левую руку он старательно отставлял назад… Пройдя шагов шесть и сбившись с дорожки
в снег, Пьер оглянулся под ноги, опять быстро глянул на Долохова и, потянув пальцем, как его учили, выстрелил…»
ответного выстрела не последовало. «…Слышны были торопливые шаги Долохова… Одною рукой он держался за левый бок…»
Выстрелив, Долохов промахнулся… Ранение Долохова и его неудачная попытка убить графа являются кульминацией эпизода.
Затем происходит спад действия и развязка, которая заключается в том, что переживают все герои. Пьер ничего не понимает,
он полон раскаяния и сожаления, едва сдерживая рыдания, хватаясь за голову, идет назад куда-то в лес, то есть убегает от
содеянного, от своего страха. Долохов же ни о чем не жалеет, не думает о себе, о своей боли, а боится за мать, которой
он причиняет страдания.
В исходе дуэли, по мысли Толстого, совершилось высшее правосудие. Долохов, которого Пьер принял в своем доме
по-приятельски, помог деньгами в память о старой дружбе, опозорил Безухова, соблазнив его жену. Но Пьер совершенно не
готов к роли «судьи» и «палача» одновременно, он раскаивается в происшедшем, благодарит Бога, что не убил Долохова.
Гуманизм Пьера обезоруживает, уже перед дуэлью он готов был во всем раскаяться, но не из-за страха, а потому что уверен
в виновности Элен. Он старается оправдать Долохова: «Может быть, я бы то же самое сделал бы на его месте, — думал Пьер.
– Даже, наверное, я бы сделал то же самое. К чему же эта дуэль, это убийство?» Ничтожество и низость Элен так очевидны,
что Пьеру стыдно за свой поступок, не стоит эта женщина того, чтобы брать грех на душу – убивать за нее человека. Пьеру
страшно, что он чуть не загубил собственную душу, как ранее уже – свою жизнь, связав ее с Элен.
Из этого эпизода мы узнаем, что Долохов грубым, самоуверенным, наглым кажется только с наружи, а на самом деле «..
… этот буян, бретер…был самый нежный сын и брат…».Здесь доказывается одно из утверждений автора, что не все так
очевидно, понятно и однозначно, как кажется на первый взгляд. Жизнь намного сложнее и многообразнее, чем мы о ней
думаем, знаем или предполагаем. В этом эпизоде Л.Н.Толстой показал, насколько изменяет человека экстремальная ситуация,
открывает его настоящее лицо.
Великий философ Лев Николаевич Толстой учит быть гуманными, справедливыми, терпимыми к недостаткам и порокам людей,
ибо «кто без греха».