Духовные искания центральных героев романа
«Война и мир» — один из самых «густонаселенных» романов мировой литературы. Тысячи лиц являются читателю: одних мы видим мельком, за другими будем следовать на всем протяжении их романного бытия. В эпосе — а перед нами роман-эпопея — не может быть одного или нескольких главных героев, ибо объект художественного осмысления автора здесь не отдельно взятая личность, а нация в целом: народ и сущностные свойства русского национального характера. И центральные герои романа Толстого в своих поисках пути, в дерзаниях и в смирении идут к обретению одного высшего смысла: слияния со своим народом, самоотождествления с ним. И здесь вновь необходимо вернуться к лермонтовской концепции народности, ставшей для Толстого истоком его историко-художественной системы: народность состоит не в нивелировке личности большинством, но в стремлении человека жить по народным моральным нормам. Трагически осознанный Толстым разрыв образованной аристократии и крестьянства многократно усложняет путь духовных поисков его героев. Через самовозвеличение и через самоотрицание идут они к тому, что считает Толстой высшей правдой. Принципиальное отличие художественного метода Толстого от художественного метода Достоевского в том, что Толстой не ищет истину со своими героями, он ее изначально знает. В столкновении авторского знания и мучительных поисков героев и состоит пафос романа, ибо только с позиции высшего знания может автор столь глубоко исследовать психологию персонажей, анализировать и объяснять читателю диалектику человеческой души. И чем сложнее эта диалектика, чем глубже личность героя, тем запутанней, мучительней его путь и тем ценнее конечная победа истины над ложью.