Русские сочинения
-
Толстой Л.Н.
-
Война и мир
-
Эпоха наполеоновского нашествия в романе «Война и мир»
Эпоха наполеоновского нашествия в романе «Война и мир»
Писатель отстаивает право народа в критической ситуации вести войну «не по правилам»: «И благо тому народу, который не как французы в 1813 году, отсалютовав по всем правилам искусства и перевернув шпагу эфесом, грациозно и учтиво передают ее великодушному победителю, а благо тому народу, который в минуту испытания, не спрашивая о том, как по правилам поступали другие в подобных случаях, с простотою и легкостью поднимает первую попавшуюся дубину и гвоздит ею до тех пор, пока в душе его чувство оскорбления и мести не заменится презрением и жалостью». По Толстому, именно народ, а не цари и полководцы, определяет, что есть благо, а что зло, именно народ вдохновляется Божьим промыслом, и именно народ способен, когда пройдет ожесточение, проявить подлинное христианское милосердие.
Вспомним, как после разгрома наполеоновской «Великой армии» русские солдаты на биваке у Красного отогревают и кормят голодных и замерзших пленных: «Солдаты окружили французов, подстелили больному шинель и обоим принесли каши и водки». При этом один из рядовых говорит про французов: «Тоже люди… И полынь на своем кореню растет». Бывшие враги, несмотря на причиненное ими зло, несмотря на призывы ожесточившегося князя Андрея накануне Бородина казнить их всех, в своем теперешнем жалком и беспомощном состоянии заслуживают снисхождения. Толстой выделяет роль Кутузова как вождя народной войны с Наполеоном: «Действия его — все без малейшего отступления, все направлены к одной и той же цели, состоящей в трех делах:
* напрячь все силы для столкновения с французами,
* победить их и
* изгнать из России, облегчая, насколько возможно, бедствия народа и войска….
Теперь понять значение события, если только не прилагать к деятельности масс целей, которые были в голове десятка людей, легко, так как все событие с его последствиями лежит перед нами.
Но каким образом тогда этот старый человек, один в противность мнению всех, мог угадать так верно значение народного смысла события, что ни разу во всю свою деятельность не изменил ему? Источник этой необычайной силы прозрения в смысл совершающихся явлений лежал в том народном чувстве, которое он носил в себе во всей чистоте и силе его.
Только признание в нем этого чувства заставило народ такими странными путями его, в немилости находящегося старика, выбрать, против воли царя, в представители народной войны. И только это чувство поставило его на ту высшую человеческую высоту, с которой он, главнокомандующий, направлял все свои
силы не на то, чтоб убивать и истреблять людей, а на то, чтобы спасать и жалеть их».
Писатель был убежден, что историческая личность может достичь подлинного величия, только если ее деятельность окажется созвучна народным чаяниям. Кутузов отказывается от бесполезных сражений, чтобы зря не губить людей, поскольку после Бородина и сожжения Москвы дубина народной войны неизбежно прикончит «Великую армию» французского императора, и вся задача русских войск и их предводителей сводится к тому, чтобыне мешать развертыванию народной партизанской войны.
не мешать развертыванию народной партизанской войны. Однако, когда опасность иноземного завоевания для России миновала, когда русская армия вышла на границу, прекратилась и народная война и с этим окончилась и историческая миссия Кутузова. Толстой расценивает его смерть в самом начале заграничного похода русской армии как предопределенную свыше: «Война 1812 г., кроме своего дорогого русскому сердцу народного значения, должна была иметь другое — европейское.
За движением народов с запада на восток должно было последовать движение народов с востока на запад, и для этой новой войны нужен был новый деятель, имеющий другие, чем Кутузов, свойства, взгляды, движимый другими побуждениями. Александр Первый, для движения народов с востока на запад и для восстановления границ народов, был также необходим, как необходим был Кутузов для спасения и славы России.
Кутузов не понимал того, что значило: Европа, равновесие, Наполеон, Он не мог понимать этого. Представителю русского народа, после того как враг был уничтожен, Россия освобождена и поставлена на высшую ступень своей славы, русскому человеку, как русскому, делать больше было нечего. Представителю народной войны ничего не оставалось, кроме смерти. И он умер».Толстой считал, что сам народ непосредственно выходит на сцену исторического действия лишь в отдельные, наиболее критические моменты истории страны. И тогда необходим по-настоящему великий «представитель» его интересов вроде Кутузова. В другие же периоды истории более адекватен ее ходу ничтожный, по мнению Толстого, император Александр Павлович. А вот почему народ лишь иногда делает очевидной свою решающую роль в историческом процессе, автор «Войны и мира» объяснить не мог, полагая, что к такого рода явлениям «понятие причины неприложимо». И за прошедшие с тех пор почти сто тридцать лет ни историки, ни философы так и не решили эту загадку.
История государства Российского знает немало войн. И всегда они несли смерть и горе, несчастья и страдания, запечатленные для потомков в летописях, сказаниях, записках очевидцев, свидетельствах современников. Но никто до Л. Н. Толстого не показал войну с такой «ни перед чем не отступающей правдой», с такой художественной силой. Писатель разрушает романтическое представление о войне, отрицает войну вообще, считая ее величайшим проявлением зла, «противным всей человеческой природе событием».
Описание военных действий 1805—1807 годов и Отечественной войны 1812 года составляет центр романа-эпопеи. Но автора интересуют не сражения и диспозиция, а самый факт войны— убийство. В философских рассуждениях писателя, в речах и поступках героев отражена его позиция как великого гуманиста. Словами Болконского говорит Лев Толстой о войне: «Цель войны — убийство, орудия войны — шпионство, измена и поощрение ее…»
Эпоха наполеоновского нашествия — это время тяжких испытаний, нечеловеческих усилий, время войны. А война для писателя всегда «страшное дело», великое преступление, ужасное и кровавое. Толстой постоянно сталкивает мир и войну, жизнь и смерть.
кивает мир и войну, жизнь и смерть.
О том, как прекрасна жизнь и уродлива смерть, думает раненый князь Андрей: «Неужели это смерть? Я не могу, я не хочу умереть, я люблю жизнь, люблю эту траву, землю, воздух». Война в романе — бессмысленная бойня. Вот как показано Бородинское поле после сражения: десятки тысяч человек лежали мертвыми на полях и лугах, где сотни лет одновременно сбирали урожай. На перевязочных пунктах земля были пропитана кровью.
Интересно проследить действия героев романа на войне. Кутузов чувствует ход событий и занят тем, чтобы сократить количество ее жертв. И это не случайно, потому что по воле автора именно он воплощает народное отношение к войне как к массовому убийству. Ни князь Андрей, ни Николай Ростов, ни Денисов не показаны на войне убивающими. Пьером, попавшим в гущу событий 1812 года, движут живая потребность человеческого общения и высокая сила сострадания. Милосердие становится основой поведения Наташи и княжны Марьи. Так война доказывает право называться человеком, хотя несет каждому страдания.
Войну Толстой изображает в двух измерениях: это война внешняя, написанная красным цветом крови, и внутренняя, подобно лакмусу, проявляющая нравственный уровень людей. Наполеон на поле сражения — подтверждение пушкинской мысли, что гений и злодейство — понятия взаимоисключающие. Писатель развенчивает героя: не может быть великим тот, кто рассматривает убитых и раненых с восхищением, а поле битвы — как место для экскурсии.
Война становится для героев Толстого проверкой на человеческую значимость.
Князь Болконский уезжает на фронт, пытаясь найти душевное равновесие, спокойствие. Но пребывание в армии не приносит ему удовлетворения, а ответ на мучивший его вопрос о смысле жизни находит Андрей не в свершении воинского подвига, а в величии и чистоте «высокого и бесконечного» неба Аустерлица. Все остальное — «пустое, все обман». Война для него — явление «бессмысленное и гадкое». В разговоре с Пьером под Бородино Болконский осуждает ее антигуманный характер. Война в понимании героя — «трудная и неприятная работа, а не минута, в которую можно подкопаться под врага и получить лишний крестик или ленточку». Это не для Андрея, он близок с простыми солдатами, ополченцами, боевыми командирами, с которыми разделяет все опасности и трудности военной поры и которые, признав в нем своего, зовут Болконского «наш князь».Так или иначе все герои Толстого сталкиваются с войной. Она врывается в их судьбы, калечит жизни. Семья Ростовых вынуждена покинуть Москву, а княжна Марья — Богучарово, Пьер Безухое переживает плен, «пышная графиня» Ростова теряет сына, превращаясь в «нечаянно забытое существо на свете». Наташа, потрясенная смертью любимого человека, испытывает чувство «ужаса перед уничтожением жизни».
Оттеняя противоестественность войны. Лев Николаевич рисует удивительные по силе воздействия картины природы. Пейзаж выявляет резкий контраст между миром живого и той истребляющей силой, которую несет война. И снова Бородинское поле.
е. Описывая его, Толстой следует традициям русского фольклора. До начала битвы «это живая местность», а после сражения все пропитано кровью. Природа у писателя — живая участница событий. Она может оплакивать погибших: «Собрались тучки, и стал накрапывать дождик на убитых, на ребенка, на испуганных и изнуренных людей». Как будто он говорил: «Довольно, довольно, люди. Перестаньте, опомнитесь. Что вы делаете?»
Эти слова обращены и к нам, в день сегодняшний, когда оружие поднимают друг на друга люди, некогда живущие в мире.
Пройдут годы, десятилетия, может быть, века, но придет время, и люди будут жить «всем миром» по законам добра, человечности, милосердия, которые были заложены Л. Н. Толстым в его романе «Война и мир».
Вспомним, как после разгрома наполеоновской «Великой армии» русские солдаты на биваке у Красного отогревают и кормят голодных и замерзших пленных: «Солдаты окружили французов, подстелили больному шинель и обоим принесли каши и водки». При этом один из рядовых говорит про французов: «Тоже люди… И полынь на своем кореню растет». Бывшие враги, несмотря на причиненное ими зло, несмотря на призывы ожесточившегося князя Андрея накануне Бородина казнить их всех, в своем теперешнем жалком и беспомощном состоянии заслуживают снисхождения. Толстой выделяет роль Кутузова как вождя народной войны с Наполеоном: «Действия его — все без малейшего отступления, все направлены к одной и той же цели, состоящей в трех делах:
* напрячь все силы для столкновения с французами,
* победить их и
* изгнать из России, облегчая, насколько возможно, бедствия народа и войска….
Теперь понять значение события, если только не прилагать к деятельности масс целей, которые были в голове десятка людей, легко, так как все событие с его последствиями лежит перед нами.
Но каким образом тогда этот старый человек, один в противность мнению всех, мог угадать так верно значение народного смысла события, что ни разу во всю свою деятельность не изменил ему? Источник этой необычайной силы прозрения в смысл совершающихся явлений лежал в том народном чувстве, которое он носил в себе во всей чистоте и силе его.
Только признание в нем этого чувства заставило народ такими странными путями его, в немилости находящегося старика, выбрать, против воли царя, в представители народной войны. И только это чувство поставило его на ту высшую человеческую высоту, с которой он, главнокомандующий, направлял все свои
силы не на то, чтоб убивать и истреблять людей, а на то, чтобы спасать и жалеть их».
Писатель был убежден, что историческая личность может достичь подлинного величия, только если ее деятельность окажется созвучна народным чаяниям. Кутузов отказывается от бесполезных сражений, чтобы зря не губить людей, поскольку после Бородина и сожжения Москвы дубина народной войны неизбежно прикончит «Великую армию» французского императора, и вся задача русских войск и их предводителей сводится к тому, чтобыне мешать развертыванию народной партизанской войны.
не мешать развертыванию народной партизанской войны. Однако, когда опасность иноземного завоевания для России миновала, когда русская армия вышла на границу, прекратилась и народная война и с этим окончилась и историческая миссия Кутузова. Толстой расценивает его смерть в самом начале заграничного похода русской армии как предопределенную свыше: «Война 1812 г., кроме своего дорогого русскому сердцу народного значения, должна была иметь другое — европейское.
За движением народов с запада на восток должно было последовать движение народов с востока на запад, и для этой новой войны нужен был новый деятель, имеющий другие, чем Кутузов, свойства, взгляды, движимый другими побуждениями. Александр Первый, для движения народов с востока на запад и для восстановления границ народов, был также необходим, как необходим был Кутузов для спасения и славы России.
Кутузов не понимал того, что значило: Европа, равновесие, Наполеон, Он не мог понимать этого. Представителю русского народа, после того как враг был уничтожен, Россия освобождена и поставлена на высшую ступень своей славы, русскому человеку, как русскому, делать больше было нечего. Представителю народной войны ничего не оставалось, кроме смерти. И он умер».Толстой считал, что сам народ непосредственно выходит на сцену исторического действия лишь в отдельные, наиболее критические моменты истории страны. И тогда необходим по-настоящему великий «представитель» его интересов вроде Кутузова. В другие же периоды истории более адекватен ее ходу ничтожный, по мнению Толстого, император Александр Павлович. А вот почему народ лишь иногда делает очевидной свою решающую роль в историческом процессе, автор «Войны и мира» объяснить не мог, полагая, что к такого рода явлениям «понятие причины неприложимо». И за прошедшие с тех пор почти сто тридцать лет ни историки, ни философы так и не решили эту загадку.
История государства Российского знает немало войн. И всегда они несли смерть и горе, несчастья и страдания, запечатленные для потомков в летописях, сказаниях, записках очевидцев, свидетельствах современников. Но никто до Л. Н. Толстого не показал войну с такой «ни перед чем не отступающей правдой», с такой художественной силой. Писатель разрушает романтическое представление о войне, отрицает войну вообще, считая ее величайшим проявлением зла, «противным всей человеческой природе событием».
Описание военных действий 1805—1807 годов и Отечественной войны 1812 года составляет центр романа-эпопеи. Но автора интересуют не сражения и диспозиция, а самый факт войны— убийство. В философских рассуждениях писателя, в речах и поступках героев отражена его позиция как великого гуманиста. Словами Болконского говорит Лев Толстой о войне: «Цель войны — убийство, орудия войны — шпионство, измена и поощрение ее…»
Эпоха наполеоновского нашествия — это время тяжких испытаний, нечеловеческих усилий, время войны. А война для писателя всегда «страшное дело», великое преступление, ужасное и кровавое. Толстой постоянно сталкивает мир и войну, жизнь и смерть.
кивает мир и войну, жизнь и смерть.
О том, как прекрасна жизнь и уродлива смерть, думает раненый князь Андрей: «Неужели это смерть? Я не могу, я не хочу умереть, я люблю жизнь, люблю эту траву, землю, воздух». Война в романе — бессмысленная бойня. Вот как показано Бородинское поле после сражения: десятки тысяч человек лежали мертвыми на полях и лугах, где сотни лет одновременно сбирали урожай. На перевязочных пунктах земля были пропитана кровью.
Интересно проследить действия героев романа на войне. Кутузов чувствует ход событий и занят тем, чтобы сократить количество ее жертв. И это не случайно, потому что по воле автора именно он воплощает народное отношение к войне как к массовому убийству. Ни князь Андрей, ни Николай Ростов, ни Денисов не показаны на войне убивающими. Пьером, попавшим в гущу событий 1812 года, движут живая потребность человеческого общения и высокая сила сострадания. Милосердие становится основой поведения Наташи и княжны Марьи. Так война доказывает право называться человеком, хотя несет каждому страдания.
Войну Толстой изображает в двух измерениях: это война внешняя, написанная красным цветом крови, и внутренняя, подобно лакмусу, проявляющая нравственный уровень людей. Наполеон на поле сражения — подтверждение пушкинской мысли, что гений и злодейство — понятия взаимоисключающие. Писатель развенчивает героя: не может быть великим тот, кто рассматривает убитых и раненых с восхищением, а поле битвы — как место для экскурсии.
Война становится для героев Толстого проверкой на человеческую значимость.
Князь Болконский уезжает на фронт, пытаясь найти душевное равновесие, спокойствие. Но пребывание в армии не приносит ему удовлетворения, а ответ на мучивший его вопрос о смысле жизни находит Андрей не в свершении воинского подвига, а в величии и чистоте «высокого и бесконечного» неба Аустерлица. Все остальное — «пустое, все обман». Война для него — явление «бессмысленное и гадкое». В разговоре с Пьером под Бородино Болконский осуждает ее антигуманный характер. Война в понимании героя — «трудная и неприятная работа, а не минута, в которую можно подкопаться под врага и получить лишний крестик или ленточку». Это не для Андрея, он близок с простыми солдатами, ополченцами, боевыми командирами, с которыми разделяет все опасности и трудности военной поры и которые, признав в нем своего, зовут Болконского «наш князь».Так или иначе все герои Толстого сталкиваются с войной. Она врывается в их судьбы, калечит жизни. Семья Ростовых вынуждена покинуть Москву, а княжна Марья — Богучарово, Пьер Безухое переживает плен, «пышная графиня» Ростова теряет сына, превращаясь в «нечаянно забытое существо на свете». Наташа, потрясенная смертью любимого человека, испытывает чувство «ужаса перед уничтожением жизни».
Оттеняя противоестественность войны. Лев Николаевич рисует удивительные по силе воздействия картины природы. Пейзаж выявляет резкий контраст между миром живого и той истребляющей силой, которую несет война. И снова Бородинское поле.
е. Описывая его, Толстой следует традициям русского фольклора. До начала битвы «это живая местность», а после сражения все пропитано кровью. Природа у писателя — живая участница событий. Она может оплакивать погибших: «Собрались тучки, и стал накрапывать дождик на убитых, на ребенка, на испуганных и изнуренных людей». Как будто он говорил: «Довольно, довольно, люди. Перестаньте, опомнитесь. Что вы делаете?»
Эти слова обращены и к нам, в день сегодняшний, когда оружие поднимают друг на друга люди, некогда живущие в мире.
Пройдут годы, десятилетия, может быть, века, но придет время, и люди будут жить «всем миром» по законам добра, человечности, милосердия, которые были заложены Л. Н. Толстым в его романе «Война и мир».