Русские сочинения
-
Толстой Л.Н.
-
Война и мир
-
Герои ищущие и мыслящие (по романам И. С. Тургенева «Отцы и дети» и Л. Н. Толстого «Война и мир»)
Герои ищущие и мыслящие (по романам И. С. Тургенева «Отцы и дети» и Л. Н. Толстого «Война и мир»)
Со времени Отечественной войны 1812 года до времени действия романа И. С. Тургенева “Отцы и дети” прошло около полувека. Изменились требования людей к своему времени и к современникам. Как отвечают на вопрос “что делать?” герои, жившие в начале и в конце XIX века? Никто не подскажет им ответа, никто не укажет ошибку. Они сами должны отыскать единственный верный путь среди множества других. Какой путь они должны выбрать и какой путь они хотят избрать? Отвечать на эти вопросы можно всю жизнь, но можно и не успеть. Человек по природе своей не может останавливаться и удовлетворяться достигнутым. Жизнь его — вечное стремление к неуловимой, недостижимой цели. Отсутствие цели в жизни — смерть. Поэтому во все времена и у всех народов находились и находятся люди (герои), которые ставят перед собой цели неясные, непонятные, далекие для остальных и мечутся по свету в поисках идеала, и бесконечно спрашивают, и размышляют в поисках разгадки. Как жить, чтобы самый придирчивый и справедливый критик сказал: “Да. Этот человек прожил жизнь достойно во всех отношениях”. А какой критик лучше самого тебя знает все недостатки твоей жизни, все твои ошибки? Значит, жить нужно так, как сам ты сочтешь правильным и разумным. Но опять вопрос: как жить правильно? И люди ищут, ищут свой путь в жизни. Андрей Болконский искал этот путь до самой смерти и умер только тогда, когда нашел этот путь и успокоился, поняв, что нет у него сил по нему идти. Силы появляются от зла и обиды: от обиды на себя, на жизнь, на судьбу, на людей. А князь Андрей стал добр ко всему, возлюбил всех и стал ко всему равнодушен. И умер.
Пьер Безухов же никогда не окончит свой поиск. Он мечется из крайности в крайность: от пьяной развратной компании Курагина к масонской ложе, от роскоши к нищете. Постепенно путь его выравнивается: сначала он еще не знает, что он хочет, затем понемногу начинает понимать, но еще не понимает, как этого достичь, в конце концов он поймет, как добиться своей цели, и будет добиваться, чтобы, достигнув, вновь поставить следующую цель.
Базаров выбрал свой путь, непонятный и неприятный его современникам, но то и дело сталкивается с противоречиями. Может быть, он не все учел, может быть, он не так прав, как ему кажется. Отчаявшись, устав от 410
этой борьбы с собой и с жизнью, Базаров умирает. Таков удел всех уставших или нашедших, которые не могут развиваться дальше: смерть или бесцельное существование.
На протяжении романа, в течение всей своей жизни эти герои проходят через ряд испытаний, в которых их внутренний мир, их поиск, их цели открываются читателю: вызов со стороны жизни — ответ героя. Разные испытания — разные ответы. Но каждый проходит через два главных испытания: смертью и любовью.
Героям Толстого любовь (это испытание связано с образом Наташи Ростовой) придает силы для дальнейшего поиска. Базаров же после встречи с Одинцовой как будто надломлен: он теряет интерес к борьбе за свои идеи, интерес к жизни.
Смерть для Андрея, раненного под Аустерлицем, еще непонятна, даже странна; смерть для Андрея после Бородина — понятный и естественный переход из одного состояния к другому, он даже любит смерть как итог, как цель всей жизни.
Пьер не может принять смерть спокойно, он противится ей, хотя понимает, что противиться бесполезно. Он не верит, что французы могут расстрелять его так же, как расстреливали пленных до него. Не верит, противится и чудом остается жить, проходит через нищету и лишения и очищается, находит свою цель, свой жизненный путь.
Базаров, как и князь Андрей, встречает смерть спокойно, но не как переход в инобытие, а как конец, как отдых, быть может.
Что же ищут герои, к чему все же стремятся? Пьер и Андрей хотят стать “вполне хорошими”, найти тот образ жизни, который покажется их придирчивому оку нравственным и правильным. При этом направление их поисков совпадает с традиционным представлением людей о достойном человеке. Поэтому их любят, ими восхищаются, им прощают их странности. У них, особенно у Пьера, много друзей, семья. Князя Андрея помнят после смерти. Княжна Марья все время внутренне советуется с умершим братом, а сын его Николушка мечтает стать таким же, как отец. Болконский, достойно и честно проживший свою короткую жизнь, стал примером для подражания после смерти.
Базаров же целенаправленно противопоставляет свой образ жизни образу жизни многих поколений. Он бросает вызов обществу своими словами и мыслями, своими идеями, отрицающими весь предшествующий путь развития общества, своей дерзостью и гордостью. И он одинок. Его не любит никто, кроме родителей. Он пытается доказать, что ему не нужна чья бы то ни было любовь, но не может (перед смертью он трогательно и поэтично прощается с любимой женщиной и просит ее о помощи родителям). Его никто не одобряет, кроме бездарных подражателей. Его никто не понимает. Единственный человек, который хотел его понять и последовал за ним, Аркадий, скоро находит себе другой, традиционный путь. Уделом Аркадия становятся дом, семья, возлюбленная, спокойная и размеренная жизнь. Перед смертью Базаров понимает, что он прожил жизнь зря, что никто не вспомнит о нем. Он никому не помогал, кроме крестьян, которых лечил; он входил в чью-то жизнь и уходил из нее, но всегда был эпизодической фигурой. Все забудут о нем, и только родители, любовь к которым он так тщательно скрывал, будут приходить к нему на могилу. Но этот герой не заслужил забвения. Как бы мы ни относились к взглядам Базарова, герой этот все же поражает нас своей неординарностью. Нас подкупают его прямота, честность, даже бунтарство.
Судьбы людей, которые не могут слиться с обществом, их окружающим, умножить его суету, мелочность, пошлость, всегда привлекали писателей. Почему им не живется, как всем? Зачем они чего-то ищут, к чему-то стремятся, чего-то достигают? Потому что не могут иначе. Они уже не могут остановиться, их губит любое сомнение, промедление, но они и не могут идти бесконечно, так как это выше человеческих возможностей. Таковы судьбы и пути Евгения Базарова, Пьера Безухова и Андрея Болконского, Фауста, Ивана Флягина и даже Дон Жуана.
Пьер Безухов же никогда не окончит свой поиск. Он мечется из крайности в крайность: от пьяной развратной компании Курагина к масонской ложе, от роскоши к нищете. Постепенно путь его выравнивается: сначала он еще не знает, что он хочет, затем понемногу начинает понимать, но еще не понимает, как этого достичь, в конце концов он поймет, как добиться своей цели, и будет добиваться, чтобы, достигнув, вновь поставить следующую цель.
Базаров выбрал свой путь, непонятный и неприятный его современникам, но то и дело сталкивается с противоречиями. Может быть, он не все учел, может быть, он не так прав, как ему кажется. Отчаявшись, устав от 410
этой борьбы с собой и с жизнью, Базаров умирает. Таков удел всех уставших или нашедших, которые не могут развиваться дальше: смерть или бесцельное существование.
На протяжении романа, в течение всей своей жизни эти герои проходят через ряд испытаний, в которых их внутренний мир, их поиск, их цели открываются читателю: вызов со стороны жизни — ответ героя. Разные испытания — разные ответы. Но каждый проходит через два главных испытания: смертью и любовью.
Героям Толстого любовь (это испытание связано с образом Наташи Ростовой) придает силы для дальнейшего поиска. Базаров же после встречи с Одинцовой как будто надломлен: он теряет интерес к борьбе за свои идеи, интерес к жизни.
Смерть для Андрея, раненного под Аустерлицем, еще непонятна, даже странна; смерть для Андрея после Бородина — понятный и естественный переход из одного состояния к другому, он даже любит смерть как итог, как цель всей жизни.
Пьер не может принять смерть спокойно, он противится ей, хотя понимает, что противиться бесполезно. Он не верит, что французы могут расстрелять его так же, как расстреливали пленных до него. Не верит, противится и чудом остается жить, проходит через нищету и лишения и очищается, находит свою цель, свой жизненный путь.
Базаров, как и князь Андрей, встречает смерть спокойно, но не как переход в инобытие, а как конец, как отдых, быть может.
Что же ищут герои, к чему все же стремятся? Пьер и Андрей хотят стать “вполне хорошими”, найти тот образ жизни, который покажется их придирчивому оку нравственным и правильным. При этом направление их поисков совпадает с традиционным представлением людей о достойном человеке. Поэтому их любят, ими восхищаются, им прощают их странности. У них, особенно у Пьера, много друзей, семья. Князя Андрея помнят после смерти. Княжна Марья все время внутренне советуется с умершим братом, а сын его Николушка мечтает стать таким же, как отец. Болконский, достойно и честно проживший свою короткую жизнь, стал примером для подражания после смерти.
Базаров же целенаправленно противопоставляет свой образ жизни образу жизни многих поколений. Он бросает вызов обществу своими словами и мыслями, своими идеями, отрицающими весь предшествующий путь развития общества, своей дерзостью и гордостью. И он одинок. Его не любит никто, кроме родителей. Он пытается доказать, что ему не нужна чья бы то ни было любовь, но не может (перед смертью он трогательно и поэтично прощается с любимой женщиной и просит ее о помощи родителям). Его никто не одобряет, кроме бездарных подражателей. Его никто не понимает. Единственный человек, который хотел его понять и последовал за ним, Аркадий, скоро находит себе другой, традиционный путь. Уделом Аркадия становятся дом, семья, возлюбленная, спокойная и размеренная жизнь. Перед смертью Базаров понимает, что он прожил жизнь зря, что никто не вспомнит о нем. Он никому не помогал, кроме крестьян, которых лечил; он входил в чью-то жизнь и уходил из нее, но всегда был эпизодической фигурой. Все забудут о нем, и только родители, любовь к которым он так тщательно скрывал, будут приходить к нему на могилу. Но этот герой не заслужил забвения. Как бы мы ни относились к взглядам Базарова, герой этот все же поражает нас своей неординарностью. Нас подкупают его прямота, честность, даже бунтарство.
Судьбы людей, которые не могут слиться с обществом, их окружающим, умножить его суету, мелочность, пошлость, всегда привлекали писателей. Почему им не живется, как всем? Зачем они чего-то ищут, к чему-то стремятся, чего-то достигают? Потому что не могут иначе. Они уже не могут остановиться, их губит любое сомнение, промедление, но они и не могут идти бесконечно, так как это выше человеческих возможностей. Таковы судьбы и пути Евгения Базарова, Пьера Безухова и Андрея Болконского, Фауста, Ивана Флягина и даже Дон Жуана.