Русские сочинения
-
Толстой Л.Н.
-
Война и мир
-
ИДЕЙНО-КОМПОЗИЦИОННОЕ ЗНАЧЕНИЕ ДИАЛОГОВ КНЯЗЯ АНДРЕЯ И ПЬЕРА
ИДЕЙНО-КОМПОЗИЦИОННОЕ ЗНАЧЕНИЕ ДИАЛОГОВ КНЯЗЯ АНДРЕЯ И ПЬЕРА
ИДЕЙНО-КОМПОЗИЦИОННОЕЗНАЧЕНИЕ ДИАЛОГОВ КНЯЗЯ АНДРЕЯ И ПЬЕРА
Роман Толстого “Война и мир” содержитзначительную философскую часть, котораявыражается различными способами. Философияпроизведения “полифонична”. Автор неограничивается отступлениями. Онвкладывает свои идеи в уста главных героев,но пытается раскрыть не только свой взглядна мир, но и другие возможные взгляды. Героикниги отстаивают различные позиции, причемвсе они (позиции) изображены довольнобеспристрастно. Основной философскийконфликт возникает между двумя главнымигероями — князем Андреем и Пьером. Выразитьэтот конфликт невозможно, используя лишь ихвнутреннюю речь. Необходимо действительноестолкновение, и в книгу вводится диалог —разговор нескольких лиц. Но в романеТолстого, как и в романе Достоевского “Преступлениеи наказание”, диалог — это не просто актречевого общения, это попытка слить разныевзгляды или понять, наконец, какая точказрения вернее. С самого начала проводитсяпараллель князь Андрей — Пьер. У них разныевзгляды на жизнь, разная судьба, но ониочень близки друг с другом. Возникаетассоциация, основывающаяся на именахапостолов братьев Петра и Андрея. Петрпринес христианство в Европу, а Андрей — наРусь (также предрекал основание Киева и т. д.).
Столкновение “западного” Петра (Пьера длябольшей убедительности) и “восточного”Андрея и раскрывает автор. Толстой черезобразы этих героев предлагает различныепути к одной цели — счастью, причем исчастье они понимают по-разному.
Диалоги князя Андрея и Пьера соединяютнесоединимые, казалось бы, полюса: Восток —Запад; дом — политика, общество; созерцание— активность — эти понятиявзаимопроникают друг в друга,взаимодействуют, рождая идеал.
Диалоги князя Андрея и Пьера проходят черезвсе произведение, но вне их они почти невзаимодействуют. Диалоги, с одной стороны,создают, возможно, наиболее важную осьпроизведения, а с другой стороны, подводятитог прожитого отрезка жизни и начинаютновый, полнее выражают их мировоззрение.
Впервые мы встречаем князя Андрея и Пьеравместе в салоне Анны Павловны Шерер. Ониперебрасываются несколькими фразами, но мывидим близкие, дружеские отношения помягкой улыбке князя, по разговору в целом.Настоящий диалог начинается позднее, когда,покинув салон, друзья могут освободиться отнеобходимых условностей, раскрыть своюдушу. Но диалог не строится. Идет разговор обытовых проблемах, делах, карьере Пьера иженитьбе. “Князь Андрей не интересовался,видимо, этими отвлеченными разговорами овечном мире”. Но говорить о войне начинаютуже здесь. Пока что это романтические,наполеоновские мечтания князя Андрея, срадостью расстающегося с женой. Из этогодиалога мы видим князя Андрея до началаисканий и Пьера, понявшего, что надо что-тоделать, но что — не понимающего. КнязьАндрей уезжает на войну, но никто не думаето том, что на войне убивают, — маленькаякнягиня переживает только потому, что ейприйдется пожить в деревне; Пьер, говоря овечном мире, пытается решить любопытнуюзадачу. Первый диалог не отделяет князяАндрея и Пьера от всего мира, делая ихсвятыми, но разделяет их между собой. ДляАндрея — это последний диалог светскойчасти жизни.
Между первым и вторым диалогом проходит нетак много времени, но разговор в Богучаровеоткрывает нам совершенно новых героев.Андрей видел вечное небо Аустерлица, виделбессмысленность, жестокость убийства, онопустошен, все его идеи, мечты рухнули разом.У Пьера, напротив, духовный подъем. Онувлекается масонством, ему кажется, что он постиг истину, и не понимает, как можно вэтом прекрасном, полном скрытогосмысла мире быть несчастным.
Между столь разными, столь разошедшимисялюдьми не может завязаться откровенныйразговор. Сперва диалог носит светскийоттенок, но именно в это время Пьер пытаетсяпонять омертвевшую душу князя Андрея.
Начинается диалог об убийстве — можно лиубивать вообще. Князь Андрей допускаетразделение на “хороших” и “плохих”, натех, кого можно убивать и кого нельзя. Пьериспуган этими страшными словами,напоминающими нам теорию Раскольникова о “кровипо совести”. Князь Андрей опровергаетслова “поступай по отношению к другим так,как хочешь, чтобы поступали по отношению ктебе”. Князь Андрей говорит, что мы не можемзнать, что есть зло для других, то есть житьнадо, стремясь к счастью, которое впонимании князя состоит в отсутствииугрызений совести и болезней. Диалог о зле исчастье — один из самых важных морально-этическихмоментов произведения. В разговоре с Пьеромкнязь Андрей категорично утверждает, чтоникогда больше не будет служить в русскойармии. Таким образом, разговор в Богучаровеиграет значительную композиционную роль ислужит для дальнейшего развития сюжета, нонаиболее важен внутренний, философскийсмысл этого диалога. В любом диалоге можнолучше понять себя, свои мысли, и здесь князюАндрею необходимо выговориться, он долженизлить тяжелые свои мысли, чтобыразобраться в себе, а для Пьера это проверкатвердости его масонских идей.
Пьер распаляется. Он, наконец, решаетрассказать о масонстве. Он предчувствовал,что князь Андрей одним словом, однимаргументом “уронит все его ученье...”. Подороге в Лысые горы начинается новый диалог,точнее, монолог Пьера о масонстве, о будущейжизни и о добре и зле в мире и на земле.
Монолог Пьера значителен как часть егофилософского развития и как частьфилософии самого Толстого, но Андрей почтине слушает. До философских откровений надодоходить самому, и никто словами не сможетпередать суть учения, откровения. Но словаПьера о Боге, об истине уже к концу монологарастапливают сердце князя Андрея. Онвслушивается в смысл слов Пьера, вникает, новидит дальше, глубже масонской философии.Слова Пьера открывают ему свой новый путь.Вновь князь Андрей смотрит на небо и видитто высокое и вечное небо, в которое онсмотрел на Аустерлице, и опять на негоснисходит откровение. Уже во второй раз вжизни. Кажется, что он заново постигаеттайны мирозданья. “Свидание с Пьером былодля князя Андрея эпохой, с которой началасьво внешности и та же самая, но во внутреннеммире его новая жизнь”, — подводит итогразговора на переправе сам Толстой.
Следующая, малозначащая встреча происходитна балу в Петербурге, первом для Наташи. Тамнет больших диалогов — только короткиефразы: Пьер просит князя Андрея пригласитьна танец Наташу.
Последняя физическая встреча князя Андреяс Пьером происходит накануне Бородинскогосражения. Андрей боится остаться наедине сПьером — он чувствует, что ему не сужденожить. Чувствует это и Пьер. Вновь разговоридет об убийстве — о войне. О философиивойны и о философии победы. Офицерыпонимают, что завтра они победят любойценой. Пьер со страхом смотрит на чужого,озлобленного князя Андрея, которыйпредлагает не брать пленных. Но в Бородиноименно князь Андрей не делает ни одноговыстрела и олицетворяет святое войско, аПьер духовно помогает на батарее Раевского.Вновь мы видим противоречие между княземАндреем и Пьером. Князь Андрей призывает кнепротивлению злу насилием, он призываетобратиться в себя, в семью, а Пьер всемисилами пытается принести пользу своейармии. Он думает, что может сделать добродля России, занимаясь политикой и т. п. КнязьАндрей надеется добиться гармонии черезвнутренний мир. Если он будет счастлив, еслибудет счастлива его семья и если каждыйдумает о личном благе, то мир, наконец,достигнет гармонии.
Пьер, несмотря на свою физическуюнеактивность, занимается государственнымиделами и т. п„ Но мы так и не получаем ответа,какой путь истинен.
После смерти князя Андрея диалог его сПьером не заканчивается. Пьер вспоминаеткнязя Андрея и общается с ним духовно. КнязьАндрей не ушел полностью из этогомира. Это чувствует и его сын Николенька,который внутренне часто обращается к отцу п,вероятно, продолжит его духовный поиск.
Итак, идейно-композиционное значениедиалогов князя Андрея п Пьера состоит в том,что они служат основной композиционнойосью произведения, диалоги помогают героямлучше понять себя, они делят их жизнь напериоды поисков жизненных мировоззрений,отражают различные философские течения.Столкновения героев дают возможностьТолстому объяснять и свои философскиевоззрения.
Роман Толстого “Война и мир” содержитзначительную философскую часть, котораявыражается различными способами. Философияпроизведения “полифонична”. Автор неограничивается отступлениями. Онвкладывает свои идеи в уста главных героев,но пытается раскрыть не только свой взглядна мир, но и другие возможные взгляды. Героикниги отстаивают различные позиции, причемвсе они (позиции) изображены довольнобеспристрастно. Основной философскийконфликт возникает между двумя главнымигероями — князем Андреем и Пьером. Выразитьэтот конфликт невозможно, используя лишь ихвнутреннюю речь. Необходимо действительноестолкновение, и в книгу вводится диалог —разговор нескольких лиц. Но в романеТолстого, как и в романе Достоевского “Преступлениеи наказание”, диалог — это не просто актречевого общения, это попытка слить разныевзгляды или понять, наконец, какая точказрения вернее. С самого начала проводитсяпараллель князь Андрей — Пьер. У них разныевзгляды на жизнь, разная судьба, но ониочень близки друг с другом. Возникаетассоциация, основывающаяся на именахапостолов братьев Петра и Андрея. Петрпринес христианство в Европу, а Андрей — наРусь (также предрекал основание Киева и т. д.).
Столкновение “западного” Петра (Пьера длябольшей убедительности) и “восточного”Андрея и раскрывает автор. Толстой черезобразы этих героев предлагает различныепути к одной цели — счастью, причем исчастье они понимают по-разному.
Диалоги князя Андрея и Пьера соединяютнесоединимые, казалось бы, полюса: Восток —Запад; дом — политика, общество; созерцание— активность — эти понятиявзаимопроникают друг в друга,взаимодействуют, рождая идеал.
Диалоги князя Андрея и Пьера проходят черезвсе произведение, но вне их они почти невзаимодействуют. Диалоги, с одной стороны,создают, возможно, наиболее важную осьпроизведения, а с другой стороны, подводятитог прожитого отрезка жизни и начинаютновый, полнее выражают их мировоззрение.
Впервые мы встречаем князя Андрея и Пьеравместе в салоне Анны Павловны Шерер. Ониперебрасываются несколькими фразами, но мывидим близкие, дружеские отношения помягкой улыбке князя, по разговору в целом.Настоящий диалог начинается позднее, когда,покинув салон, друзья могут освободиться отнеобходимых условностей, раскрыть своюдушу. Но диалог не строится. Идет разговор обытовых проблемах, делах, карьере Пьера иженитьбе. “Князь Андрей не интересовался,видимо, этими отвлеченными разговорами овечном мире”. Но говорить о войне начинаютуже здесь. Пока что это романтические,наполеоновские мечтания князя Андрея, срадостью расстающегося с женой. Из этогодиалога мы видим князя Андрея до началаисканий и Пьера, понявшего, что надо что-тоделать, но что — не понимающего. КнязьАндрей уезжает на войну, но никто не думаето том, что на войне убивают, — маленькаякнягиня переживает только потому, что ейприйдется пожить в деревне; Пьер, говоря овечном мире, пытается решить любопытнуюзадачу. Первый диалог не отделяет князяАндрея и Пьера от всего мира, делая ихсвятыми, но разделяет их между собой. ДляАндрея — это последний диалог светскойчасти жизни.
Между первым и вторым диалогом проходит нетак много времени, но разговор в Богучаровеоткрывает нам совершенно новых героев.Андрей видел вечное небо Аустерлица, виделбессмысленность, жестокость убийства, онопустошен, все его идеи, мечты рухнули разом.У Пьера, напротив, духовный подъем. Онувлекается масонством, ему кажется, что он постиг истину, и не понимает, как можно вэтом прекрасном, полном скрытогосмысла мире быть несчастным.
Между столь разными, столь разошедшимисялюдьми не может завязаться откровенныйразговор. Сперва диалог носит светскийоттенок, но именно в это время Пьер пытаетсяпонять омертвевшую душу князя Андрея.
Начинается диалог об убийстве — можно лиубивать вообще. Князь Андрей допускаетразделение на “хороших” и “плохих”, натех, кого можно убивать и кого нельзя. Пьериспуган этими страшными словами,напоминающими нам теорию Раскольникова о “кровипо совести”. Князь Андрей опровергаетслова “поступай по отношению к другим так,как хочешь, чтобы поступали по отношению ктебе”. Князь Андрей говорит, что мы не можемзнать, что есть зло для других, то есть житьнадо, стремясь к счастью, которое впонимании князя состоит в отсутствииугрызений совести и болезней. Диалог о зле исчастье — один из самых важных морально-этическихмоментов произведения. В разговоре с Пьеромкнязь Андрей категорично утверждает, чтоникогда больше не будет служить в русскойармии. Таким образом, разговор в Богучаровеиграет значительную композиционную роль ислужит для дальнейшего развития сюжета, нонаиболее важен внутренний, философскийсмысл этого диалога. В любом диалоге можнолучше понять себя, свои мысли, и здесь князюАндрею необходимо выговориться, он долженизлить тяжелые свои мысли, чтобыразобраться в себе, а для Пьера это проверкатвердости его масонских идей.
Пьер распаляется. Он, наконец, решаетрассказать о масонстве. Он предчувствовал,что князь Андрей одним словом, однимаргументом “уронит все его ученье...”. Подороге в Лысые горы начинается новый диалог,точнее, монолог Пьера о масонстве, о будущейжизни и о добре и зле в мире и на земле.
Монолог Пьера значителен как часть егофилософского развития и как частьфилософии самого Толстого, но Андрей почтине слушает. До философских откровений надодоходить самому, и никто словами не сможетпередать суть учения, откровения. Но словаПьера о Боге, об истине уже к концу монологарастапливают сердце князя Андрея. Онвслушивается в смысл слов Пьера, вникает, новидит дальше, глубже масонской философии.Слова Пьера открывают ему свой новый путь.Вновь князь Андрей смотрит на небо и видитто высокое и вечное небо, в которое онсмотрел на Аустерлице, и опять на негоснисходит откровение. Уже во второй раз вжизни. Кажется, что он заново постигаеттайны мирозданья. “Свидание с Пьером былодля князя Андрея эпохой, с которой началасьво внешности и та же самая, но во внутреннеммире его новая жизнь”, — подводит итогразговора на переправе сам Толстой.
Следующая, малозначащая встреча происходитна балу в Петербурге, первом для Наташи. Тамнет больших диалогов — только короткиефразы: Пьер просит князя Андрея пригласитьна танец Наташу.
Последняя физическая встреча князя Андреяс Пьером происходит накануне Бородинскогосражения. Андрей боится остаться наедине сПьером — он чувствует, что ему не сужденожить. Чувствует это и Пьер. Вновь разговоридет об убийстве — о войне. О философиивойны и о философии победы. Офицерыпонимают, что завтра они победят любойценой. Пьер со страхом смотрит на чужого,озлобленного князя Андрея, которыйпредлагает не брать пленных. Но в Бородиноименно князь Андрей не делает ни одноговыстрела и олицетворяет святое войско, аПьер духовно помогает на батарее Раевского.Вновь мы видим противоречие между княземАндреем и Пьером. Князь Андрей призывает кнепротивлению злу насилием, он призываетобратиться в себя, в семью, а Пьер всемисилами пытается принести пользу своейармии. Он думает, что может сделать добродля России, занимаясь политикой и т. п. КнязьАндрей надеется добиться гармонии черезвнутренний мир. Если он будет счастлив, еслибудет счастлива его семья и если каждыйдумает о личном благе, то мир, наконец,достигнет гармонии.
Пьер, несмотря на свою физическуюнеактивность, занимается государственнымиделами и т. п„ Но мы так и не получаем ответа,какой путь истинен.
После смерти князя Андрея диалог его сПьером не заканчивается. Пьер вспоминаеткнязя Андрея и общается с ним духовно. КнязьАндрей не ушел полностью из этогомира. Это чувствует и его сын Николенька,который внутренне часто обращается к отцу п,вероятно, продолжит его духовный поиск.
Итак, идейно-композиционное значениедиалогов князя Андрея п Пьера состоит в том,что они служат основной композиционнойосью произведения, диалоги помогают героямлучше понять себя, они делят их жизнь напериоды поисков жизненных мировоззрений,отражают различные философские течения.Столкновения героев дают возможностьТолстому объяснять и свои философскиевоззрения.