Русские сочинения - Толстой Л.Н. - Война и мир - Использование приема антитезы у Л. Н. Толстого ("Война и мир") и Ф. М. Достоевского ("Преступление и наказание")

Использование приема антитезы у Л. Н. Толстого ("Война и мир") и Ф. М. Достоевского ("Преступление и наказание")

Использованиеприема антитезы у Л. Н. Толстого («Война имир») и Ф. М. Достоевского («Преступлениеи наказание»)
Антитеза — основной идейно-композиционныйпринцип «Войны и
мира» и «Преступления и наказания»,заложенный уже в их заглавиях.
Он проявляется на всех уровняххудожественного текста: от
проблематики до построения системыперсонажей и приемов
психологического изображения. Однако всамом использовании
антитезы Толстой и Достоевский частодемонстрируют разный метод.
Истоки этого различия в их взглядах начеловека.
В самих произведениях Толстого иДостоевского содержится проблема:
заглавия не однозначны, полисемантичны.Слово «война» означает в
«Войне и мире» не только военныедействия, не только события,
происходящие на поле сражения; война можетпроисходить в
повседневной жизни людей (вспомним такуювойну из-за наследства
графа Безухова) и даже их душах. Еще болеенасыщенным в смысловом
отношении является слово «мир»: миръкак антитеза войне и «мiръ» как
общность людей. Заглавием окончательнойредакции романа Л. Н.
Толстого стало «Война и миръ», то естьмир как антитеза войне. Но в
многочисленных черновиках и наброскахТолстой варьирует написание
этого слова, как бы колеблясь. Самосочетание «война и мир» мы
можем встретить у Пушкина в«Борисе Годунове»:
«Описывай, не мудрствуя лукаво,
Все то, чему свидетель в жизни будешь:
Войну и мир, управу государей,
Угодников святые чудеса».
Уже в пушкинском контексте сочетание «войнаи мир» становится
ключом к историческому процессу в целом.Таким образом, мир — это
категория универсальная, это жизнь, этовселенная.
С другой стороны, совершенно ясно, чтопонятия преступление и
наказание интересуют Достоевского не в ихузком юридическом
смысле. «Преступление и наказание» — это произведение, ставящее
глубинные философские и нравственныепроблемы.
Художественное пространство романаТолстого как бы ограничивается
двумя полюсами: на одном полюсе — добро и мир,объединяющие
людей, на другом — зло и вражда, разобщающиелюдей. Толстой
испытывает своих героев с точки зрениязакона «непрерывного
движения личности во времени». Герои,способные к душевному
движению, к внутренним изменениям, по мыслиавтора, несут в себе
начала «живой жизни» и мира. Героинеподвижные, неспособные
чувствовать и понимать внутренние законыжизни, оцениваются
Толстым как носители начала войны, разлада.В своем романе Толстой
резко противопоставляет эти персонажи. Так,салон Анны Павловны
Шерер Толстой не зря сравнивает спрядильной мастерской, с
бездушной машиной.
Через весь роман проходит антитеза «правильность- неправильность»,
«внешняя красота — живое очарование».Для Толстого неправильные и
даже некрасивые черты лица Наташи гораздопривлекательнее, чем
античная красота Элен, жизнерадостный (пустьне к месту) смех
Наташи в тысячу раз милее «неизменной»улыбки Элен. В поведении
героев автор также противопоставляетстихийное разумному,
естественное театральному. Для Толстого«ошибки» Наташи гораздо
естественнее и натуральнее, чемрассудочное поведение Сони.
Законченным воплощением начала войны вромане стал Наполеон. Он
не только постоянно играет на публику, но инаедине с собой остается
актером. Он мыслит себя великим полководцем,ориентируясь на некие
античные образцы. Полным антиподомНаполеона является в романе
Кутузов. Он — истинный выразитель духа нации.
«Мысль семейная» противопоставляетсемью Ростовых «клану»
Курагиных.
Антитеза «ложное — истинное»используется Толстым и при
изображении душевных движений своих героев.Так, Пьер на дуэли,
чувствуя всю глупость и ложность ситуации,ничего не предпринимает
для ее удачного разрешения, а требует «скорееначинать» и усиленно
заряжает свой пистолет.
В отличие от героев Толстого, героиДостоевского никогда не
изображаются однозначно: человек уДостоевского всегда
противоречив, непознаваем до конца. Егогерои сочетают в себе две
бездны разом: бездну добра, сострадания,жертвенности и бездну зла,
эгоизма, индивидуализма, порока. В каждом изгероев есть два идеала:
идеал Мадонны и идеал Содомский. Содержание«Преступления и
наказания» составляет суд надРаскольниковым, внутренний суд, суд
совести.
Приемы, которые Достоевский использует всоздании образной
системы своего произведения, отличаются отприемов Толстого.
Достоевский прибегает к приему двойногопортретирования. Причем
первый портрет, более обобщенный, обычноспорит со вторым. Так, до
совершения преступления автор говорит окрасоте Раскольникова, о его
прекрасных глазах. Но преступление нетолько запятнало его душу, но
и оставило трагический отпечаток на лице.На этот раз перед нами
портрет убийцы. В романе Достоевскогоспорят не герои, а их идеи.
Таким образом, мы видим, что антитеза какхудожественный прием
оказался очень продуктивен для двухкрупнейших художниковреалистов, Толстого и Достоевского.